Радонеж | Сергей Худиев | 12.06.2015 |
На сайте «Сибирской католической газеты» появился перевод статьи из Catholic Herald. Статья называется «Встреча Франциска с Путиным несет множество рисков», принадлежит перу о. Александра Люси-Смита, американского католического священника, и содержит политические оценки, которые я не буду рассматривать подробно.
Сама по себе встреча Путина и Папы Франциска является частью дипломатических усилий вокруг украинского конфликта, а дипломатия всегда лучше войны. Тем более, что сам Папа уже выражал свою миротворческую позицию — к резкому неудовольствию воинственной части униатского духовенства.
Обращает на себя внимание другое. Слова автора «Только недавно Патриарх Русской Православной Церкви, похоже, заявил лояльным ему православным верующим на Украине, что они более не обязаны подчиняться правительству в Киеве». Что же, есть вопросы оценок — с которыми можно соглашаться или не соглашаться — а есть вопросы фактов. Что говорили — и чего не говорили — те или иные публичные фигуры, обращаясь к народу, вопрос легко проверяемых фактов.
Заявление, что Патриарх Кирилл говорил нечто подобное — легко проверяемая ложь. С сайта Catholic Herald идет ссылка на сайт JamesTown Foundation, с сайта этой организации — на сайт Euromaidan Press, этот сайт ссылается на то, что Патриарх Кирилл, якобы, назвал власти Украины «безбожными». (Призыв не повиноваться этим властям не приводится вообще). Обратившись к выступлению Патриарха, мы видим, ничего и близко подобного он не говорил:
«По милости Божией народ наш выстоял, и в этом году мы отпраздновали 70-летие Великой Победы. Мы каждый день благодарим Бога за то, что и воинствующее безбожие отступило, по крайней мере, уже не проявляет себя от имени государственной власти. Каждый человек может верить или не верить — это его личный выбор; но когда безбожие становится государственной идеологией, в результате чего гибнут люди, разрушаются святыни, хулится имя Божие, то это уже более чем идеология. Со всем этим справилась Церковь наша, справился украинский православный народ»
Желающие могут увидеть выступление Патриарха в записи.
Очевидно, речь идет о безбожии коммунистической эпохи. Журналисты, которые пожелали тут усмотреть объявление нынешней украинской власти «безбожной», или, тем более, призыв ей не подчиняться, просто солгали. О. Александр Люси-Смит, не зная языка, и будучи, видимо, занятым человеком, не стал утруждать себя проверкой. Впрочем, как показывает опыт, американские официальные лица отличаются трогательным простодушием и детской доверчивостью, так что воспринимают сообщения своих местных союзников — будь то из Ирака, Ливии, Украины или России — как непреложную истину, без какой-либо проверки. Но священник должен был бы лучше разбираться в людях.
Обратим однако внимание на то, что подобная грубая ложь в отношении Церкви, в том числе, к сожалению, на христианских ресурсах, является, в ходе этого конфликта, систематической. Почему? Зачем лгать о таких легко проверяемых вещах, как содержание публичных выступлений?
За этим стоит одна очень глубокая и болезненная потребность.
Майдан обещал улучшение нравов, избавление от коррупции, достаток, принадлежность к более благоустроенному, развитому и богатому миру «настоящей» Европы. Но, пожалуй, самое главное — он обещал людям выход из унизительного состояния бедности и бесправия. Он был «революцией достоинства» в том отношении, что пообещал людям в беднейшей стране Европы достойную жизнь. Он всколыхнул самые горячие надежды, породил эмоциональный опыт общности и отваги, который многие участники прямо отождествляли с религиозным.
Поэтому по-человечески можно понять, что почти все христианские общины Украины горячо поддержали Майдан. Многие христианские служители явились не только участниками, но и самыми энергичными агитаторами и организаторами выступлений — сначала вполне мирных. Но и когда (после неудачной попытки разгона) Майдан перешел к прямому насилию, в правоохранителей полетели камни и бутылки с горючей смесью, они отнюдь не стали удерживать свою паству, но, напротив, всячески ее ободряли.
Разумеется, насилие, которое совершали их политические соратники, казалось им столь же справедливым, достойным, оправданным и героическим, сколь возмутительным, подлым, зверским и позорным казалось им насилие противников. Это, скажем еще раз, очень по-человечески — однако служителям Божиим следовало бы знать нечто лучшее.
В стороне от общего воодушевления осталась только Украинская Православная Церковь, заявившая, что имеет своих чад на обеих сторонах гражданского конфликта.
И вот теперь, полтора года спустя у нас есть возможность оценить последствия Майдана — которые вполне очевидны. Люди, пошедшие на «свет Майдана» и поверившие его обетованиям, оказались жестоко обмануты. Как это довольно обычно для революций, прежний режим, который казался революционерам невыносимым и преступным, терпеть который казалось нестерпимым унижением, теперь выглядит совсем не так плохо на фоне того, что принес Майдан. Обещания Майдана не только оказались не выполнены — хуже того, они выполнены с точностью до наоборот. Люди получили обнищание вместо достатка, рост коррупции вместо ее сокращения, сужение гражданских прав вместо их расширения — их жизнь стала намного более бедной, нестабильной, опасной и бесправной, чем при Януковиче. Выяснилось, что никто не собирается (и не собирался) принимать Украину в ЕС. Что с финансовой помощью умирающей украинской экономике Европа и Америка не спешат, оскорбительно опасаясь, что такая помощь будет разворована. Что материальный достаток некоторых людей, действительно, вырос в разы — но очень немногих, да и до этого совсем не бедных. Это, в принципе, можно было предвидеть с самого начала — но люди не хотели.
Таково реальное положение дел, которое отмечают многие, от New York Times до католического епископа Станислава Широкорадюка, ординария Харьковско-Запорожского, который говорит в своем письме к президенту Порошенко: «Коррупция процветает, она поражает даже войско; торгуют всем, даже человеческой жизнью и Родиной. Фактом является и то, что за последний год Украинцы обеднели в несколько раз, а некоторые, на этом фоне, обогатились, и тоже в несколько раз»
Духовные лица (и христианские общины) поддержавшие Майдан, оказались в положении людей, соучаствовавших в жестоком обмане — конечно, не по злому умыслу, а по общему увлечению, по вере в ложные обетования, по очарованности «светом Майдана». Людям свойственно ошибаться — и, как гласит продолжение этой известной фразы, глупцам — настаивать на своих ошибках.
Конечно, как это обычно бывает при революциях, ответом на недоумение «за что боролись» являются поиски виноватого — и виноват, конечно, в данном случае Путин и «агрессия Москвы».
Что же, люди в Донецке тоже считают себя жертвами агрессии — вы можете спросить у них, как некоторые западные корреспонденты и спрашивали — только не со стороны Москвы, а со стороны Киева. То обстоятельство, что гибнут под артиллерийскими ударами именно они, придает их словам больший вес.
Но так или иначе, скандирование гневных речевок в адрес Путина может послужить для эмоционального отвлечения — но никак не отражается на реальном положении дел. Если вы нашли убедительного злодея, виновного в том, что вы провалили ваши обещания, это ничего не меняет в том, что обещания вы все-таки провалили.
Можно считать, что в неудачах социалистического строительства виноваты вредители и фашистские шпионы — и, наверняка, какие-то фашистские шпионы существовали и на самом деле. Но это ничего не меняет в факте самих неудач.
И здесь можно, конечно, настаивать на своих ошибках, восхвалять Майдан, безоговорочно одобрять все, что делают постмайданные власти. Очевидно это потребует повышения градуса риторики в адрес врагов, которые во всем виноваты, борьба с которыми есть дело святое и праведное и т. д.
Но чем все это кончится? Невозможно вечно поддерживать людей в состоянии патриотического воодушевления. Неизбежно они зададутся вопросами — и уже задаются — «А что мы получили по итогам смуты, за которую нас агитировали — и в которой нас поощряли — наши духовные пастыри? И не продали ли эти пастыри своих овец на бойню? А что именно нам дали наши великодушные западные друзья? И почему вообще мы сочли их друзьями?»
Как сказал один латиноамериканский прелат, «церковь, которая связывает свою судьбу с политиком, останется вдовой на следующих выборах». Это особенно верно, если церковь связывает свою судьбу с политиками, при которых жизнь людей сильно ухудшилась, а их надежды были обмануты.
Единственная из крупных религиозных общин страны, Украинская Православная Церковь этой ошибки не сделала — устранившись от поддержки той или иной стороны в конфликте. С самого начала митрополит Онуфрий и Патриарх Кирилл сказали, что не будут поддерживать ту или иную сторону в конфликте.
Как сказал митрополит Онуфрий в своем обращении:
«…Церковь Христова не делит свою паству по национальным признакам или политическими предпочтениями. Мы молимся за всех, несмотря на то, по какую сторону баррикад они оказались. На протяжении всех месяцев общественно-политического кризиса в Украине наша Церковь последовательно призывала к примирению и искала пути, чтобы не допустить кровопролития…»
Ту же позицию занимает Патриарх Кирилл:
«Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата — того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал»
Эта позиция Украинской Православной Церкви — епископы которой повели себя не как мирские люди, ослепленные страстями, но как рассудительные пастыри, служит болезненным укором для многих. Оказывается, можно было и так. Незачем было вовлекаться в водоворот Майдана, незачем было безоговорочно поддерживать и одобрять все, что делают власти. Незачем было закрывать глаза на страдания жителей Восточной Украины, гибнущих под обстрелами правительственных войск. Для тех, кто совершил страшную ошибку — и продолжает на ней настаивать — вид тех, кто этой ошибки избежал, становится все более невыносим.
Отсюда желание верить в ложь — что на самом-то деле Украинская Православная Церковь не над схваткой, на самом-то деле, она «агент Кремля». Желание настолько острое, что люди пускаются в самую явную и легко проверяемую ложь.
Но можно же поступить и по-другому — признать, не обязательно даже публично, просто для себя — что в оценке конфликта как братоубийственного был с самого начала прав митрополит Онуфрий, как, впрочем, и папа Франциск, оценивший конфликт точно также.
И подумать о том, что делать дальше. Для начала можно, как сказал поэт, «чрезмерно громких од убийству не слагать, лгать только по нужде, а без нужды — не лгать». Мягко уклониться от роли идеологической обслуги при властях, председающих над бессмысленной войной и разваленной экономикой.
И сместиться на ту позицию, которую с самого начала и занимала Украинская Православная Церковь — не поддерживая ни одну из сторон конфликта, стремиться к миру и облегчению людских бед. Тогда и не возникнет желания (и нужды) распространять заведомую неправду.
Дополнение: диакон Владимир Дегтярёв, главный редактор «Сибирской католической газеты», сообщает, что «сайт sibcatholic.ru (на котором был размещен этот перевод) захвачен. С 27 мая 2015 года на нём регулярно стали публиковаться от имени СКГ несанкционированные и провокационные материалы. Отныне сайт sibcatholic.ru не представляет ни одну официальную структуру Римско-Католической Церкви»
http://radonezh.ru/analytics/lyudyam-svoystvenno-oshibatsya-138 858.html