Русская линия
Русский вестник08.11.2004 

«Уроки Добротолюбия»
О новом учебнике курса «Православная культура». Авторы: священник Алексий Мороз и педагог Тамара Александровна Берсеньева

Учебный курс «Православная культура» утвержден Министерством образования и введен в качестве факультативного в систему школьного обучения. Сколько усилий пришлось приложить православным педагогам, создавшим научно-методические разработки курса; сколько битв пришлось выдержать православным законодателям; сколько искренних молитв, идущих из самой глубины сердца, было вознесено ко Господу! Прячась за лукавый постулат о светском характере образования в современной России, многочисленные противники нового курса на самом деле не говорят главного: они боятся, что даст трещину, а в итоге и рухнет один из первых, самых страшных по своей лжи, декретов советской власти — декрет об отделении Церкви от государства и Церкви от школы.

Признавая благо для Церкви быть не зависимой от власти и любой государственной системы, не будем забывать о том, что мы потеряли «в угоду» этому благу. Потеряли знание о иерархичности всего устройства земной жизни, где есть главная вертикаль: от земли — к Небу. Эта вертикаль пронизывала все плоскости бытия; государственную, социальную, частно-семейную. Потеряв иерархичность, потеряли ответственность — перед Высшим Судией, Который не только судит, но и благословляет. Значит, потеряли и благословение, без которого существование во всех плоскостях бытия бессмысленно, абсурдно, унизительно — в прямом смысле этого слова. Ибо если без Церкви, то и без Бога — а значит, в низу: унизительно, униженно, низко. И — все ниже, все страшнее.

Тогда, в 1918 году, декрет «Об отделении…» вызвал бурю протеста в Русской Церкви. Многочисленные крестные ходы: в Петербурге, в Москве, по всей России; гневные и горькие проповеди священников; послания Святейшего Патриарха Тихона… Тогда была очевидна вся абсурдность этого декрета: можно объявить об «отделении»; даже, как вскоре стало ясно — можно закрыть церкви, истребить и замучить священников и верующих, разогнать монастыри; а вот душу человеческую от Бога отделить не удастся; даже не зная ничего о Церкви, вере, Спасении, душа будет мучиться, томиться, взывать к своему Творцу — о помощи, милости, Спасении.

Все начиналось с церковно-приходских школ и немногочисленных православных гимназий. Начиналось возвращение школы в церковную ограду. Этим школам очень трудно, хотя, вроде бы, все у них благополучно: верующие учителя, родители, совместные молитвы и поездки, участие в богослужениях, живое общение со священниками. Но — трудно. Особенно детям. Они-то — в церковной ограде, а мир вокруг, по-прежнему, «отделен» от Церкви. И именно в этом мире им потом, после окончания православной школы, жить. А как — на этот вопрос очень трудно ответить не только детям, но и педагогам, родителям и даже священникам. Но детям — труднее всех. Детям сейчас вообще очень трудно. За них — битва. За детские души. За наше будущее, за будущее России.

И вот теперь, слава Богу, к церковной ограде приблизилась и обычная школа, где учится большинство наших детей. Теперь учителя, родители и дети имеют право на преподавание курса «Православная культура». Дело в том, что это еще и право знать правду — о мире, о человеке, о жизни. Вместе с радостью от того, что, милостью Божией, нам дано это право, все острее становится чувство ответственности и чувство тревоги. С чем придем мы к детям в школы? Готовы ли мы — православные педагоги, издатели — к этой встрече со школой? Знаем ли мы сегодняшнюю школу? Готовы ли мы прийти так, чтобы нам поверили, приняли, чтобы нас услышали и поняли? Хватит ли у нас самих веры и любви?

Вопросы трудные и самые главные. Православное издательство «Сатисъ» выпустило один из первых учебников курса «Православная культура». Сам курс предусматривает разработку нескольких содержательных линий. Учебник ориентирован на две линии: православный образ жизни и нравственная культура Православия. Он называется «Уроки Добротолюбия», его авторы: священник Алексий Мороз и педагог Тамара Александровна Берсеньева. Издательство работало над учебником больше года. Мы работали вместе с авторами, которые выслушивали все наши сомнения, принимали многочисленные изменения, поправки. И убедили нас, что именно такой учебник сейчас необходим нашей школе: учителям, детям и родителям.

Это не просто учебник. Это — книга о том, что «добру, правильному поведению надо учиться. Надо учиться жить так, как заповедал Бог». Она построена методически точно, выверенно: по маленьким шажкам, бережно, она ведет ребенка от первых понятий о том, как устроен человек, к очень сложным и важным духовным знаниям. Эти шаги не расписаны по занятиям-урокам. «Уроки добротолюбия» можно просто читать — и детям, и родителям; книга учит добру, но не заставляет и не поучает. В ней учитель и ребенок найдет и жития святых, и отрывки из святоотеческих писаний; а самое главное — он встретит, взяв книгу, терпеливого автора — собеседника, который его любит, ему верит и может очень многому научить.

Еще один повод для тревоги и сомнений. Движимые «высокими порывами», мы часто забываем о профессионализме. Кто будет преподавать в школах новый курс? Выпускники немногочисленных богословских (чаще — столичных) институтов и курсов, не имеющие базового педагогического образования? Учителя школ, воцерковившиеся чуть раньше своих учеников? Эта очень серьезная проблема, потому что «на волне энтузиазма» можно просто, говоря школьным языком, «завалить» курс. Поэтому очень важно, чтобы учитель имел грамотный, профессиональный учебник, который поможет ему, может быть, даже научит его.

«Уроки Добротолюбия» написаны профессиональными педагогами (о. Алексий Мороз по светскому образованию — педагог). Учебное пособие получило положительные рецензии специалистов-педагогов и психологов из Санкт-Петербургской академии педагогического последипломного образования, Православного Свято-Тихоновского института, Московского государственного педагогического университета. Оно имеет рекомендацию и гриф Министерства образования Российской Федерации.

Наверное, это естественно, что новое дело, предпринимаемое по благословению Божию, приносит и радость, и тревогу; накладывает ответственность и требует от нас труда, терпения и упования на помощь Божию. Ведь действительно, мы начинаем преодолевать не только «отделение» школы от Церкви, но и отделение души от Бога.

4 ноября 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru