Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси04.11.2004 

Новое учение Католической церкви
или Хорошо забытое старое?

В пресс-центре Ватикана 25 октября журналистам была представлена новая объемистая книга (более 500 страниц), озаглавленная «Краткое изложение социального учения Церкви». Работу по составлению книги пять лет назад по поручению Папы Иоанна Павла II начал тогдашний председатель Папского совета по вопросам справедливости и мира вьетнамский кардинал Нгуен Ван Тхуань, а завершил его преемник, итальянский кардинал Ренато Раффаэле Мартино.

Этот факт свидетельствует о международном размахе богословской работы, проделанной в Ватикане. По словам кардинала Мартино, социальное учение Католической Церкви впервые сформулировано в систематической форме Папой Львом XIII, главным образом в энциклике «Rerum Novarum» («О новых делах», 1891 г.) и других текстах. Оно обобщает евангельскую миссию в социальном преломлении, т. е. применительно к социально-политическому и экономическому измерениям жизни общества.

Социальное учение Католической Церкви, в которой большую роль играют богословские разработки св. Фомы Аквинского (1225−1274 гг.), основывается на ряде принципов, среди которых выделяются: персонализм (первичность личности по отношению к обществу, т. е. человека всегда надо рассматривать как цель, а никогда как средство) и солидаризм (обязанность всех звеньев общества помогать друг другу). Но с тех пор социальное учение обогатилось вкладом других Понтификов — Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII, деяниями Второго Ватиканского Собора, а также Павла VI и ныне здравствующего Иоанна Павла II. При Льве XIII «новыми делами», о которых говорилось в его энциклике, были первая индустриальная революция, появление марксизма, постепенное разложение традиционной патриархальной семьи, образование городского пролетариата.

Теперь некоторые вопросы потеряли свою остроту, например влияние марксизма, но появились новые, такие, как искусственное оплодотворение, трансгенная технология, новые отношения между государствами, иной взгляд на смертную казнь, терроризм и т. д. В книге собраны ответы, которые Католическая Церковь дает на вызовы времени. Взять хотя бы самый драматический вопрос наших дней — терроризм, особенно теракты, совершаемые смертниками. Этот вид терроризма особенно «популярен» среди исламских экстремистов, считающих смертников «шахидами» — «мучениками».

Ватиканский текст безоговорочно осуждает эту форму терроризма, поскольку «объявлять мучеником того, кто умирает, совершая теракты, значит извращать смысл мученичества». В «Кратком изложении» подчеркивается: «Является профанацией и богохульством называть себя смертником во имя Бога: этим обесценивается не только человек, но и Бог».

В книге содержится также призыв к сдержанности и осторожности в борьбе против действительных или предполагаемых террористов. В частности, в книге осуждается теория о «превентивной войне», в силу которой американский президент Джордж Буш и его союзники вторглись в Ирак. «Превентивные военные действия, развязанные без очевидных доказательств предстоящей агрессии, не могут не вызвать серьезных сомнений в моральном и юридическом отношении». Только «тщательная проверка и обоснованная мотивировка, — утверждается в ватиканском издании, — могут подвести законную международную основу под решение использовать военную силу».

Напомним, что уже в прошлом году, когда президент США готовил военную кампанию против Ирака, Иоанн Павел II решительно выступил против этого вторжения, но он не был услышан.

В новом тексте, как всегда это было в социальном учении Католической Церкви, большое внимание уделяется вопросам личной и семейной нравственности. В частности, книга подтверждает точку зрения, неоднократно высказывавшуюся Папой, о недопустимости всех форм сожительства мужчины и женщины без освященного Церковью брака, а тем более — так называемых «однополых браков», которые легализованы в ряде стран, включая такое традиционно католическое государство, как Испания.

3 ноября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика