Русская линия
РБК Анна Попова04.11.2004 

РПЦ поедет по миру

Паломничество необходимо отделить от туризма на правовом уровне — такого мнения придерживаются представители различных конфессий, работающих в России

На минувшей неделе во время общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» представители Русской Православной Церкви выступили с предложением юридически разделить понятия «паломничество» и «туризм». По их мнению, это «две большие разницы», поскольку даже религиозный туризм не предполагает такого обретения духовного опыта, как во время паломничества. Именно поэтому его нельзя считать коммерческой деятельностью и относится к паломническим службам, как к обычным туристическим агентствам. Примечательно, что Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму благожелательно отнеслось к предложению РПЦ. Кроме того, в пользу этого предложения говорит и то, что в других конфессиях организацией паломнических поездок также занимаются нетуристические организации.

Сегодня в России работают свыше 80 паломнических служб и 29 общественных православных организаций, предоставляющих подобные услуги. В ряде епархий РПЦ также существуют паломнические службы. Следует отметить, что поездки по святым местам довольно популярны среди россиян. По данным Московского Патриархата, в паломничество за рубеж ежегодно отправляются около 200 тыс. человек со всего СНГ, из которых 50 тыс. — граждане России. А еще 2 млн человек совершают такие поездки внутри страны. Довольно много паломников и среди мусульман. Как рассказали RBC daily в Духовном управлении мусульман Европейской части России (ДУМЕР), в этом году квоты на хадж в Мекку и Медину для российских мусульман составили 25 тыс. мест, а реально туда отправятся свыше 9 тыс. человек.

Идея отделить паломничество от туризма обсуждалась еще в прошлом году: тогда Межрелигиозный совет России внес такое предложение в Госдуму. Да и в самой туристической отрасли не видят ничего дурного в передаче этой услуги на полное обеспечение конфессиональных организаций. Главный же довод в пользу такого решения звучит так: приравнивать путешествия, относящиеся к разным плоскостям бытия, несправедливо. «Паломничество можно понимать по-разному: есть поездки по святым местам, в Иерусалим, хадж в Мекку и Медину, но это совсем не одно и то же, что паломничество к могиле Пушкина, — сказал RBC daily заместитель председателя ДУМЕР Дамир Гизатуллин. — Поэтому введение новой терминологии необходимо». Такого же мнения придерживаются и в Московском Патриархате. «Паломничество — не просто посещение святых мест, но еще поклонение и молитва, — сказала RBC daily руководитель сектора православного паломничества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Людмила Тыщук. — Кроме того, паломник не ставит своей целью проживание в дорогих отелях».

Впрочем, главная идея отделения этих двух видов путешествий состоит в том, чтобы облегчить финансовое положение организаций, занимающихся вопросами паломничества. Представители церкви предлагают не просто выделить его в не связанный с туризмом вид деятельности, но и, как следствие, вывести паломнические службы из списка компаний, которым нужно оформлять лицензию на туристическую деятельность, а также облегчить налоговую нагрузку на них. «Некоторые моменты нужно упростить, — считает Дамир Гизатуллин. — Например, необходимо иметь сумму на случай форс-мажорных обстоятельств, но религиозные организации не в состоянии ее оплачивать».

По цене паломнические поездки не слишком отличаются от обычных туристических. К примеру, хадж в Мекку и Медину стоит около 2 тыс. долл. Как пояснил Дамир Гизатуллин, паломничество должно быть оплачено халяльными, то есть чистыми деньгами самим человеком, но не возбраняется его оплатить организации в качестве награды. Свои «кровные» выкладывают за такую поездку и православные христиане. Причем, как пояснила Людмила Тыщук, практически всех, кто едет в паломничество, организаторы просят получить благословение священника, чтобы тот подготовил человека к поездке духовно. Конечно, существуют случаи, когда паломнические поездки носят благотворительный характер. В частности, подобная практика используется римской католической церковью. Но, похоже, в данном случае о подобной благотворительности речи не идет.

Наиболее приемлемым вариантом, по мнению собеседников RBC daily, является предоставление возможности получать информацию о паломничестве, а также оформления поездки в каждом приходе. Таким нехитрым способом церковь собирается «отделить зерна от плевел». Причем сейчас для этого самый подходящий момент. Пока в Госдуме и в туристической отрасли решают, какой механизм необходимо разработать взамен лицензирования туристической деятельности, подобное предложение может пройти на ура. Ведь до того, как возникнет альтернатива государственному регулированию туризма, на рынке можно ожидать чего угодно, вплоть до резкого всплеска мошенничества. А отдав сравнительно небольшую часть услуг в управление совсем иным сферам, чиновники могут за нее не беспокоиться. У туризма, впрочем, останется сектор так называемого религиозного туризма, который позволяет путешественникам думать о вечном во вполне комфортабельных условиях.

2 ноября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика