НГ-Религии | Юлия Глезарова | 02.11.2004 |
История российского интернета насчитывает всего около 20 лет. За эти годы для многих людей всемирная компьютерная сеть превратилась в ежедневный рабочий инструмент вроде телефона или факса.
В последние годы, когда телевидение и печать становятся все более официозными, интернет зачастую оказывается единственным альтернативным источником информации. Тут можно найти новости, о которых не сообщают другие электронные или печатные массмедиа, высказать свое собственное, неподцензурное мнение о происходящем, найти соратников по борьбе, единомышленников или товарищей по несчастью. В условиях огромной и малонаселенной страны, где «хоть год скачи — ни до какого государства не доскачешь», интернет становится таким «коллективным организатором и агитатором», какой и не снился главному редактору большевистской газеты «Искра».
Эксперты прогнозируют, что, несмотря ни на какие экономические трудности и политические потрясения, интернет в России в ближайшие годы будет играть все более важную и заметную роль в общественной жизни, а число его пользователей будет неуклонно расти.
На первый взгляд может показаться, что в интернете нет «ничего святого» и человеку искренне верующему там нечего делать. Однако это далеко не так. В интернете, как в жизни, есть все. Свои сайты имеют в сети практически все религиозные организации России. На их страницах обычно присутствуют новости, минимальная информация об основах вероучения, фотоальбомы с изображением святынь, статьи и тексты книг на соответствующую тему. На многих сайтах есть места для общения — гостевые книги и форумы. Часто на сайтах присутствуют священнослужители, которым можно задать вопрос и иногда даже получить ответ.
Но, к сожалению, при внимательном изучении религиозного сегмента интернета становится заметна одна тревожная тенденция. Чем крупнее религиозная организация, тем неохотнее вступает она в общение с рядовыми верующими. Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) не имеет ни форума, ни гостевой книги. Это скорее электронный сборник официальных документов и адресов, чем место, куда может прийти верующий человек со своими вопросами и проблемами. То же самое можно сказать об официальных сайтах других конфессий и религиозных организаций.
Не очень охотно вступают в диалог мусульмане. Самый популярный исламский сайт рунета islam.ru несколько лет назад закрыл свой форум, оставив для обратной связи только гостевую книгу. Вероятно, это было связано с волной исламофобии, которая прокатилась по интернету после крупных террористических актов последних лет со стороны исламистов. Так как интернет является свободным информационным пространством, в нем всегда хватает неуравновешенных, агрессивно настроенных личностей, готовых выплеснуть в сети свой страх и ненависть по отношению к кому бы то ни было. Несомненно, русскоязычные мусульмане в последние годы оказались в центре тайфуна отрицательных эмоций, что, видимо, и вынудило их максимально сократить контакты с внешним миром.
Но без этих контактов даже хорошо продуманный и сделанный сайт остается просто местом хранения информации. Более того, отсутствие на сайте «места для общения» часто обижает пользователя, вызывает у него подозрения, что создатели ресурса ему не доверяют или по каким-то причинам боятся гласа народа. Интернет-народ не безмолвствует. Он говорит и хочет быть услышанным. Вероятно, именно поэтому наибольшей популярностью в сети пользуются сайты, где есть возможность живого общения на любые (в том числе религиозные) темы.
Понятно, что те конфессии, религиозные организации и секты, которые не уклоняются от прямого диалога, ставят себя в более выгодную позицию по отношению к тем, кто этого разговора избегает. И если на сайт какой-нибудь очередной секты приходит больше людей, чем на страницу РПЦ МП, это свидетельствует лишь о том, что высшим церковным иерархам давно пора пойти на виртуальный контакт со своей паствой.
Российское интернет-сообщество, состоящее из нескольких миллионов человек, весьма неоднородно по своему составу. Среди российских пользователей интернета можно встретить самых разных людей — от ортодоксальных иудеев до неоязычников, от сторонников канонизации Ивана Грозного до масонов. В принципе через интернет можно выбрать себе веру и даже принять ее одним щелчком мышки. В этом многообразии легко растеряться, запутаться, попасть совсем не туда, куда стремился на самом деле. То есть всемирная паутина таит и свои опасности.
Всякому, заходящему в сеть не с желанием познакомиться с симпатичной блондинкой, а с мировоззренческими вопросами, стоит помнить о том, что наибольшую активность в сети развивают обычно тоталитарные секты, религиозные экстремисты и маргинальные группы, исповедующие экзотические, а иногда весьма зловещие культы. Именно они (в отличие от традиционных конфессий) активно идут на контакт с человеком, который пытается найти Бога, щелкая по левой кнопке мыши. Не имея иного выхода к широкой публике, кроме интернета, они используют все его возможности в отличие традиционных конфессий, для которых интернет — это всего лишь дополнение к конфессиональным бумажным СМИ.
Пару лет назад медики объявили о появлении новой болезни — интернет-зависимости. В условиях кризиса доверия в официальных СМИ в России с большой долей вероятности можно предсказать эпидемию этой новой хвори. В принципе она уже началась: 10% населения страны не могут представить себе жизни без интернета.
Диакон Андрей Кураев в одном из своих интервью назвал интернет «средством нашего собственного воспитания». Он считает, что главное преимущество виртуальных дискуссий в том, что можно взять паузу, погасить свои эмоции, найти нужную информацию, продумать форму реакции и содержание ответа. Более того, создатель сайта kuraev.ru считает, что «усиленная нагрузка на разум, которая дается в интернете, как раз способствует развитию тех мышц, которые оказались сильнее всего атрофированы в церковной жизни в XX веке, — мышц богословия».
Возможно, создавая свой миссионерский православный форум, Андрей Кураев мечтал о том, что на нем будут вестись богословские споры, однако наряду с отвлеченными темами на форуме бушуют взаправдашние человеческие страсти, раздаются крики о помощи, на которые откликаются не только православные, но и верующие других конфессий. Несколько дней назад бывший сектант Илья Р. из Саранска покончил с собой, вывесив в интернете прощальную записку. Участники форума пытались спасти его, им удалось дозвониться в Саранск, но, к сожалению, они опоздали всего на 10 минут. Возможно, Илью, находившегося в тяжелой депрессии, можно было спасти с помощью интернета, хотя вернее было бы обратиться к профессиональной помощи психолога или психиатра. Сейчас на форуме активно обсуждается вопрос, как в дальнейшем предотвращать подобные трагедии. И в отличие от богословских споров, в этом вопросе даже самые непримиримые противники находят общий язык. Так что у российского интернета есть и свои жертвы. Впрочем, обо всех ли подобных жертвах мы знаем?
Верующий человек в интернете — это не только богословская проблема. Среди православных священников есть и те, кто «не благословляет» своих духовных чад работать на компьютере, а уж тем более бродить по интернету, где так много всяческих соблазнов. Но наряду с противниками новых информационных технологий растет число тех, кто понимает, что в XXI веке невозможно жить и веровать по образцу века XIX. Кстати, одной из самых широко представленных в русском интернете Церквей является Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая, сохраняя верность древней традиции, активно использует современные технологии.
Единое мировое информационное пространство, превращающее мир в «глобальную деревню», где можно чихнуть в Австралии и услышать «Будь здоров!» из Европы, предъявляет свои требования как к верующим, так и к религиозным деятелям. У интернета уже есть свои святые покровители — католический святой Исидор Севильский, составитель первой в мире энциклопедии, и православный Феофан Затворник, святой, просидевший много лет в затворе, но активно общавшийся с миром посредством писем. Похожий образ жизни ведут сейчас многие российские пользователи всемирной сети, особенно сами его создатели и жрецы: программисты, веб-мастера, модераторы. Ведь интернет — это прежде всего дело человеческих рук, а, как известно, в Писании сказано: «Не сотвори себе кумира». Впрочем, и бояться его чрезмерно не следует, ведь сравнительно недавно и паровоз считался шайтаном.
20 октября 2004 г.