Русская линия
Литературная газета Анатолий Салуцкий30.10.2004 

«Свобода» и «Мир»

В годы перестройки первым политическим жестом новоназначенного «демократического» начальника Гостелерадио было изгнание из эфира неугодных авторов и приглашение корреспондента радио «Свобода» вести программу «Время». То был демонстративный пропагандистский шок: радио «Свобода», которое десятилетиями глушила советская власть, — на телеэкране, в главном новостном выпуске! Лишь позднее стало ясно, что безбожный, разрушительный для национального самосознания принцип «Всё дозволено!» прокладывал дорогу гайдаровской шоковой терапии. Кроме того, воочию утверждалось, что прежний враг, каковым считалось радио «Свобода», отныне стал другом, помогающим сбросить оковы коммунизма.

С тех пор утекло немало лет. Радио «Свобода» специальным ельцинским соизволением обрело в России особые права, его собкоры работают практически во всех городах страны. И хотя аудитория «Свободы» заметно скукожилась, — с дефицитом информации у нас давно покончено, — это радио остаётся влиятельным игроком в нашем развесёлом эфире.

Но вот странно: вместо помощи новой России «Свобода» начала играть совершенно иную роль. Она откровенно выступила на стороне чеченских боевиков, и вокруг одного из её корреспондентов в Чечне разразился громкий антироссийский скандал. А сегодня, когда радикал-либералы ушли в непримиримую оппозицию к Путину, радио «Свобода» столь же откровенно заняло «проберезовскую» позицию, поддерживая «Комитет-2008» и выступая в унисон всем антикремлёвским слухам-послухам.

Надо, впрочем, сразу сказать: никаких претензий к радио «Свобода» нет и быть не может. Люди весьма профессионально делают своё дело, работают там стреляные воробьи, в сравнении с которыми наши нынешние заправилы эфира смотрятся молокососами. Вопрос в другом: правомерно ли давать столь широкие возможности для вещания зарубежной радиостанции? Для того ли после Великой Отечественной войны между победителями были поделены частотные диапазоны? Впрочем, сегодня особый статус радио «Свобода» вызывает сомнения вовсе не потому, что оно оказывает непомерное влияние на умы наших сограждан, вовсе не зазвонный это колокол. Безбрежная свобода для радио «Свобода» обращает на себя внимание в связи с общей политикой Кремля, равнодушного к проблемам обеспечения информационной безопасности России.

Ибо в том же русле лежит и выход в свет учебника истории, одобренного бывшим Министерством образования, где Победа во Второй мировой войне приписывается англо-американским союзникам, а вклад советского народа в разгром фашизма объявляется второстепенным, Сталинградская битва не упоминается вовсе. Причём этот труд асмодейский издан на средства Сороса. Но можно ли учить наших детей под музыку, заказанную за океаном? А то, что столь обидный учебник не получил должной государственной оценки, и вовсе поражает.

Впрочем, при отсутствии идейных претензий к радио «Свобода», одна особенность его вещания всё же вызывает недоумение. Западная пропаганда без устали шумит, что по-настоящему демократическими и свободными могут быть только частные средства массовой информации. Но простите, ведь радио «Свобода» — радиостанция государственная! Она существует на средства правительства США и проводит его политику. Не потому ли, вопреки неустанным заверениям о приверженности демократии, по «Свободе» выступают в основном представители либеральной, оппозиционной части российской интеллигенции. В ельцинские-то времена это радио отнюдь не звало в эфир тогдашнюю оппозицию, тех, кто был против политики Ельцина. Какая же это свобода? Какая демократия? Положение в России в корне переменилось, однако «Свобода» — по-прежнему рупор противников укрепления российской государственности, забывающих православную заповедь: на зло молящему нет услышания. Правда, нелишне повторить, что все эти радиовоздыхания, отражающие линию правительства США, вполне нормальны, естественны. Ненормально лишь то, что американское радио «Свобода», столь демагогически обучающее нас демократии, имеет по сути статус российской радиостанции.

Эта ненормальность усугубляется другим обстоятельством. Телерадиокомпания «Мир», которая по замыслу должна обеспечивать единство информационного пространства стран СНГ, влачит жалкое существование. Сначала её, извините, выперли с телевидения, а теперь свели на государственном «Маяке» до жалких скороговорных трёхминуток. Любопытная получается картина: Кремль и лично президент Путин прикладывают огромные усилия к тому, чтобы на части бывшего СССР создать единое экономическое пространство, а государственная информационная политика, наоборот, нацелена на то, чтобы его разрушить. Российские граждане понятия не имеют, почему и за счёт чего идёт стремительный промышленный рост на Украине, в Казахстане, от них это попросту скрывают. Может быть, для того, чтобы мы меньше думали о провалах нашего правительства? Но так или иначе, а этот вывих, это вызывающее небрежение к телерадиокомпании «Мир» не может не беспокоить, ибо идёт вразрез с общей политикой России на постсоветском пространстве.

Итак, что же мы, как говорится, имеем? Явные преференции на территории России американскому радио «Свобода» и демонстративное ущемление телерадиокомпании «Мир». Можно было бы в связи с этим на все пуговицы застегнуть чиновных затейщиков, учудивших столь зломысленную нелепицу, однако вопрос столь серьёзен, что требует ставить его в принципе: речь-то идёт об информационной безопасности государства. А за безопасность России во всех её аспектах прежде всего ответствен глава государства. И приходится в очередной раз задавать вопрос: когда наконец будут созданы государственные механизмы, позволяющие надёжно гарантировать информационную безопасность России?

N43, 27 октября — 2 ноября 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru