Сибирская Православная газета | Дмитрий Дурыгин | 30.10.2004 |
— Поговорим о конфликтах. Что это такое, как их избежать и нужно ли это делать? А то некоторые психологи утверждают, что семья, в которой нет конфликтов, плохая, ненормальная.
— Для православных людей тема конфликтов очень актуальна. Они стараются соблюдать заповеди Божии и через это приходят к пониманию собственной личности, своих слабостей. Немощи — свои и чужие — становятся понятнее, поэтому конфликтность принимается обостреннее. Возникает больше искушений, а значит, и поводов для конфликтных ситуаций.
— Человек вначале созидает свой внутренний мир с помощью молитвы, хождения в церковь. Наступает некоторая тишина, а снаружи постоянно идет какая-то провокация…
— В том-то и дело, что у человека, начавшего ходить в церковь, в первую очередь начинаются не внешние, а внутренние конфликты. Ему приходится переделывать бывшего себя на совершенно иной лад. В начале нужно преодолеть конфликт в себе, внутри, чтобы потом разбираться с внешними ситуациями.
— Изменяясь внутри, человек отталкивается от тех людей, которые его окружают, некоторые связи даже рвет. Эти люди видят в нем большие перемены и относятся к ним большей частью негативно, им не нравится, что привычный им человек стал совершенно другим. К нему возникают какие-то претензии, возникает конфликт. Надо ли его избегать или с ним надо смириться?
— Любой конфликт должен быть осознан, осмыслен. Борьба с конфликтной ситуацией всегда начинается с осознания и наименования коренной причины этой ситуации. В первую очередь, хоть при внешнем, хоть при внутреннем конфликте, нужно глубоко и нелживо для самого себя проанализировать причины и суть конфликта. У человека есть две причины для его поступков: истинная и та, которая хорошо звучит. Вторую надо откинуть и докопаться до истинной причины, может быть, нелицеприятной, такой, в которой стыдно признаться самому себе, но тем не менее ее надо осознать, понять, назвать. Исходя из этого, надо менять себя изнутри. Как правило, в конфликтной ситуации виноваты оба человека, но кто-то должен сделать первый шаг навстречу. Просто пустить конфликт по течению бессмысленно, это приведет к ухудшению отношений, к агрессии, искушению и греху. Конфликтов нам просто не избежать, ни внутренних, ни внешних. Чтобы выйти из них не побежденными, а победителями, то есть вынести какой-то духовный урок для себя, как-то возрасти, мы должны проанализировать свою внутреннюю ситуацию. Не анализировать другого человека, кто знает, какая у него причина, мотивация для этого конфликта, а проанализировать себя, и тогда конфликт пойдет к разрешению.
— Но есть конфликты позиционные: жена — муж, начальник — подчиненный. Возьмем семейный конфликт. Скажем, муж не желает поститься, в церковь ходить, либо наоборот — жена. Скрывать, что ходишь в церковь?
— В любой ситуации надо искать компромиссные варианты. Христианство не может быть незаметным, оно заметно всегда, если оно нелицемерно. Это та свеча, которую невозможно скрыть под горшком. Даже если человек ненавязчиво себя ведет, не выпирает свое христианство. Но все равно христианская религия в семье не должна стать причиной конфликта.
— Если начальник давит на своего подчиненного, возникает конфликтная ситуация? Как относиться к такому начальнику?
— Конечно, бывают деспотичные начальники. Мне самому приходилось оказываться в подобной ситуации, и я могу сказать, что начальник зачастую бывает прав. Ему сложно управлять большим коллективом подчиненных, которые тоже имеют собственное мнение. Тут необходима не простая сумма собственных мнений, а единодушие в какой-то работе, в каком-то деле, чтобы организация могла работать, как слаженный коллектив. Должно быть подчинение, послушание. Поэтому многим начальникам приходится преодолевать выпяченное самомнение своего подчиненного через какой-то даже надлом. Это неизбежно. Подчиненному необходимо анализировать свою ситуацию, он часто со своим самомнением оказывается не прав. Лучше всего подчиниться начальнику и сохранить единство коллектива, молиться об этом начальнике, о разрешении конфликта, но не идти на революционный явный конфликт, который никогда не приводит ни к чему хорошему. Может быть, он разрушит этот коллектив, может быть, этот подчиненный получит материальное удовлетворение, но в морально-нравственном плане революция не бывает «бескровной».
— Какие конфликты более всего присущи православной среде?
— Я не проводил конкретных исследований, но можно сказать, что причины конфликтов типичны. Это неофитская зависть, неофитское горение, когда люди, придя в церковь, рисуют себе идеальный образ христианина и общины и, исходя из этого образа, начинают судить не себя, а своих соседей, ближних. Это основа конфликтных ситуаций. Необходимо также обратиться внутрь себя, поискать в себе причины недовольства тем или иным братом или сестрой. Задать себе вопрос: почему мне не нравится поведение того или иного человека? Какое вообще мне дело до того, как он ведет себя? Знай свои грехи, исправляй себя изнутри, тогда забудешь о щепке в глазу брата твоего.
— Бывает наоборот. Человек давно ходит в церковь, устоялся, считает себя человеком, который может назидать вновь пришедших. Есть определенная христианская гордынька.
— Безусловно. Если человек молитвенник, он ведь никого осуждать не будет. Он будет тихо, мирно, спокойно молиться, исполнять свое послушание. Спросят — ответит, выскажет свое мнение. Если другие с ним не согласны, для него это все равно не повод для конфликта. Но есть люди, которые долго находятся в Церкви и у которых затянулся этот период неофитства. Они долго по времени, но мало по опыту находятся в Церкви. Знают внешний ритуал, а внутренних изменений постоянно не происходит, один раз они изменились и на этом остановились. Отсюда и идут попытки учить всех, настаивать на своем. Такой затянувшийся период неофитства чаще бывает у людей холерического темперамента. Холерики склонны к тому, чтобы схватить какие-то знания, на них концентрируются и долго остаются. Они не могут расслабиться и переключиться на что-то другое, выдают свое собственное мнение как общецерковное. Это опасно, потому что к такому человеку начинают прислушиваться, а он зачастую говорит такие вещи, которые к христианству уже не имеют отношения.
— Давайте поговорим о гневе и раздражительности. Что приводит человека к вспышке гнева?
— У человека все эмоции строятся на двух противоположных врожденных рефлексах: рефлекс приближения к еде и рефлекс удаления от опасности. У человека всегда присутствуют положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоции для организма наиболее энергетически выгодны, потому что идут с наименьшей затратой энергии. Когда ребенок рождается, он вначале имеет только положительные эмоции, отрицательных у него нет. К отрицательным эмоциям он начинает постепенно приучаться, их узнавать в процессе жизни. А отрицательные эмоции для организма очень энергозатратны. Человек тратит огромное количество энергии на отрицательные эмоции, когда мог бы ее потратить на что-то иное: на творчество, иммунитет, пищеварение, восстановление утраченных функций или поврежденных тканей. В зависимости от воспитания в семье ребенок преимущественно приучается к положительным эмоциям или отрицательным. Если семья конфликтная, то ребенок положительных эмоций не дополучает. Он привыкает жить только на отрицательном эмоциональном фоне. Он плохо способен к положительному эмоциональному общению с другими людьми, к обращению внутрь себя, к тому, чтобы остаться наедине с самим собой, найти в себе внутренний стержень, на него опереться, проанализировать свою жизнь и просто иронично отнестись к самому себе для того, чтобы разрешить какую-то внешнюю конфликтную ситуацию. Для него любая конфликтная ситуация становится естественной средой. Это потенциально конфликтный человек, смутьян, нарушитель общественного спокойствия. Он всегда будет конфликтовать. С ним сложно жить как в коллективе, так и в семье.
— Продукты питания как-то влияют на раздражительность человека?
— Повышают конфликтогенность и агрессивность в человеке все вещества, которые содержат адренало- и гормоноподобные соединения. Эти вещества в дальнейшем дают пурины. Кофе, крепкий чай, мясные продукты, сало, избыточное количество алкоголя, табака, некоторые специи — в избыточном количестве, в умеренном они улучшают пищеварение.
— Режим дня, сонливость, отсутствие физической нагрузки как влияют на страстность человека?
— Люди, которые не соблюдают разумное чередование (не определенный распорядок, который для некоторых людей наоборот оказывается убийственным, делает их гневливыми и раздражительными) различных видов деятельности, умственного и физического труда, подвержены раздражительности. В коре головного мозга людей, занятых умственным трудом, постоянно накапливается огромное раздражение. Оно должно находить выход в физической активности, мышечном сокращении. Если периодически мышечное сокращение не наступает, то такие люди становятся раздражительными, гневливыми, у них повышается давление. Каждый импульс раздражения в головном мозге должен закончиться мышечным сокращением, нужна физическая активность: пойти на свежий воздух, пробежаться на лыжах, поколоть дрова, поработать на даче и т. д.
— Насколько оправданно само подразделение людей на холериков, меланхоликов и так далее?
— Абсолютно оправданно. Эта древняя классификация, предложенная еще Гиппократом, была принята нашим соотечественником Павловым. Люди делятся на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Первые три сильные типы, а меланхолики относятся к слабому типу нервной деятельности. Это совершенно разные по своему темпераменту, типу обмена веществ люди. Они склонны к разным заболеваниям, в первую очередь нервно-психической сферы. Например, сангвиники и флегматики — люди с наиболее устойчивой конституцией, психикой, они, как правило, мало болеют. Холерики и меланхолики — два крайних типа. Холерики — возбудимый тип, у которых процесс возбуждения очень сильный, а процесс торможения слабый. Он, может быть, делает много, но пока он делает одно дело, в которое уперся лбом, путь его усеян «костями и трупами». Он сметет со своего пути все, но своей цели достигнет. Эти люди расположены к таким нервно-психическим заболеваниям, как маниакально-депрессивный психоз, паранойя, параноидная форма шизофрении, психопатизация по паранойяльному типу, неврозы, эпилепсия. Из соматических заболеваний этим людям свойственны заболевания кишечника и опорно-двигательного аппарата, невралгии, остеохондрозы. Для холерика очень важен отдых, чередование напряжения и отдыха. Меланхолики — люди, у которых процессы и возбуждения, и торможения очень слабы. Для них характерны такие психические болезни, как шизофрении, различные психопатии (в первую очередь истероидные, шизоидные), неврозы, неврастении. Из соматических — хронические заболевания, как правило, несколько. Меланхолики — слабые люди как физически, так и психически. И. Павлов сказал о них: «Это оранжерейные растения, требующие всегда особых условий жизни». Сангвиники — устойчивый тип. Это люди, которым всегда хорошо, у них постоянно хорошее настроение. Они легко заводят знакомства, легко их теряют, увлекаются каким-то делом, достигают больших результатов и быстро остывают к нему, перескакивают к другому. Люди достаточно непостоянные, но часто достигающие высоких результатов в своем труде. Флегматик — пример русского Вани, который медленно запрягает, быстро ездит, но если поедет, не остановишь. Самыми конфликтными среди этих типов являются, конечно, холерики и меланхолики. Холерик, если уж вбил себе что-нибудь в голову, будет отстаивать это до последней капли крови, никогда не сдастся, умрет, но не признает себя побежденным. Для такого человека очень важен самоанализ, самоконтроль. Меланхолик — человек ведомый, его легко втянуть в конфликт, он сам не будет его генерировать, но будет поддерживать ту сторону, которая имеет на него большее влияние. Поэтому меланхолику тоже важен самоконтроль, чтобы понять, чего он хочет в этом конфликте, в чем его коренной интерес, и окажется, что его интересов в конфликтной ситуации нет, если ее проанализировать.
— Конфликт чаще всего строится на чьей-то гордыне?
— Как правило, да. Чаще всего это конфликт гордыни. Зависть, тщеславие и гордыня. Корень у них один. Надо с детства воспитывать человека неконфликтного, в семье.
— Если в семье растет мальчик, он ведь должен уметь за себя постоять. Как же тут обойтись без конфликтов?
— Одно дело уметь за себя постоять, дать отпор, а другое дело — уметь самому не лезть на рожон, не заводить конфликт, не инициировать его.
— Скажем, в школьном коллективе разные дети. Одни очень агрессивны, другие пассивны. Как быть мальчику-христианину, как себя вести? Что ему сказать?
— Драка и конфликтность — не одинаковые вещи. Подраться можно и за себя постоять, но не надо быть источником конфликта. Задирают тебя, постой за себя, это нужно уметь делать в жизни, но самому под ноготь всех зажимать, быть центром компании на основе собственной конфликтности — это совершенно другое. Конфликт и драка — разные вещи. Хорошо, что сейчас возрождаются традиции русского боя, борьбы, воспитывается в молодом человеке умение постоять за себя без наличия конфликтогенности. Ведь у ребенка агрессивного имеется внутренний очень глубокий конфликт. Как правило, это ребенок из неблагополучной семьи, который, глядя на своих родителей, не может разрешить своего внутреннего конфликта. Это несчастный, ущербный ребенок. Традиции русского кулачного боя, русской борьбы (не драки, а боя) помогают изжить в себе остатки какой-то внутренней конфликтности и при этом уметь постоять за себя, поэтому возрождение этих традиций очень актуально для нашего общества.
N 8 2004 г.