Россiя | Сергей Ломакин | 30.10.2004 |
Преступность непрерывно растет, а силовые структуры не в состоянии гарантировать личную безопасность граждан. В этой ситуации человеку остается только одно: учиться выживать в любой обстановке — от природных катаклизмов до хулиганов в подворотне. Но не меньшей опасности, чем рядовой гражданин, подвергается и все государство в целом, и поэтому людям, стоящим на страже безопасности страны, искусство выживания просто жизненно необходимо.
История вопроса
Одним из составляющих искусства выживания является рукопашный бой. Рукопашная борьба стара, как само человечество. На определенном этапе своего развития человек неизбежно приходил к изобретению приемов боя с оружием и без оружия. Эти приемы существовали во всех древних цивилизациях в той или иной степени развития. В результате развития одних и упадка и исчезновения других цивилизаций многие из древних систем боя исчезли и забылись. Свою лепту внесло в это и развитие огнестрельного оружия, и желание правительств засекречивать информацию.
Не обошла данная проблема и Россию. Русское боевое искусство получило широкую известность лишь в сравнительно недавнее время, хотя истоки его теряются в истории Древней Руси. Многое удалось сохранить из базовой техники этого искусства, но, конечно же, современная форма значительно отличается от древнерусской. С развитием культуры происходило и развитие искусства боя. Даже если обратить внимание лишь на некоторые факты из боевого прошлого Руси, то становится понятно, на каком уровне было развито русское боевое искусство. Наши предки ходили брать Константинополь дружиной в 800 человек и разбили противника, превосходящего их в десятки раз. Дмитрий Донской нанес на Куликовом поле поражение монголотатарскому войску, превосходящему его дружину в 20 раз.
Огромный удар по русскому искусству боя нанесло поражение при Калке, когда фактически погибла вся профессиональная русская дружина. Но князья снова возродили дружины, а вместе с ними возрождалось и искусство боя. Одним из таких князей был Александр Невский.
Расцвета русское боевое искусство достигло к XVI веку. Созданием регулярной армии по европейскому образцу Петром I был нанесен еще один удар по русскому искусству боя, так как упор был сделан на слаженность действий солдат в сомкнутом строю в ущерб индивидуальной подготовке. С этого времени начали утрачиваться старые традиции русского воинства. Но им не суждено было окончательно умереть. Традиция сохранялась и в рядах казачества, и в армии, переживая падения и взлеты.
Один из последних взлетов традиционное русское боевое искусство пережило в начале XX века, когда были сформированы охотницкие команды и ударные отряды. Но этот подъем длился недолго, прервал его октябрьский переворот 1917 года. Революция разрушила не только Россию и ее армию, но и традиции, в том числе и боевое искусство. Передача традиции была прервана. Новые правители хотели уничтожить все, что напоминало бы о самобытности русского народа.
Советский период
Новой власти нужна была новая армия, а армии требовалось свое боевое искусство. Эту проблему по-своему пытались решить Спиридонов, Ощепков, Ознобишин, Солоневич, Волков и некоторые другие специалисты, основываясь на знании какой-то другой системы рукопашного боя, будь то дзюдо, джиу-джитсу, савате или бокс.
Толчком к возрождению русского боевого искусства послужила Великая Отечественная война. Используя навыки русского рукопашного боя, воины выходили победителями из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, малоизвестен тот факт, что в 1945 году десять советских десантников, возглавляемых капитаном второго ранга В. Леоновым, взяли в плен шеститысячное соединение Квантунской армии. Но этот да и многие другие подобные факты долгое время замалчивались, потому что после нашей победы русское боевое искусство было запрятано в спецнаставления с грифом «Совершенно секретно» и за стены спецучилищ, что привело к почти полной утрате нашего национального достояния.
И мы потеряли бы русское боевое искусство, если бы не коллектив единомышленников, которые не только дали вторую жизнь этому искусству, но, систематизировав все знания, создали универсальную систему выживания, основанную на знаниях точных наук, таких, как физика, биомеханика, физиология, анатомия, математика, химия, медицина и некоторые другие, сделав ее системой жизни, мировоззрения. Имя человека, возглавившего эту группу, — Печенкин Владимир Геннадиевич. Именно с этого момента начинается возрождение русского боевого искусства в полном объеме, но с учетом современных условий.
Главная цель русской боевой системы — чтобы человек с оружием и без оружия был готов выжить в любых условиях, выполнив при этом поставленную задачу. В методике рукопашного боя за основу брался богатый отечественный опыт, математическое моделирование, знание законов механики.
В настоящее время развитием и пропагандой русской боевой системы занимается Международная федерация русского рукопашного боя. Это те, кто создает ныне отсутствующую методику преподавания и продвигает русское боевое искусство вперед.
Схватка без разминки
Так что же такое русская боевая система? Это универсальная система выживания человека в любых экстремальных условиях, система, воспитывающая гражданина патриотом, приобщающая его к традиционным знаниям всех предыдущих поколений. Одним из составляющих ее является русский рукопашный бой. Подавляющее большинство интересуется в первую очередь именно им. Это не примитивная драка, не мордобой, но особая философия, особое мировоззрение. В ее основе лежит умение найти адекватное решение любых проблем, благородство, стремление к самосовершенствованию.
Тот, кто овладел русской боевой системой, не пропадет ни в лесу, ни в городе, ни в любой экстремальной ситуации. Если подходить с научной точки зрения, то это соединение прагматической инженерной науки и боевого мастерства предыдущих поколений. В отличие от спортивных единоборств тренировки по этой системе ведутся не в специально оборудованном спортивном зале, а в условиях, приближенных к реальным: на асфальте, в квартире, лифте и на лестнице, в окопе и на вышке. Здесь не требуется специальной формы: работать удобно как в камуфляже, так и в смокинге с бабочкой.
С первых шагов обучение строится не на заучивании технических действий, а на сознательном освоении принципов системы и возможностей самого человека. Человеческое тело рассматривается как механическая конструкция, к которой применимы понятия биомеханического моделирования. Еще одной особенностью является отсутствие разминки как таковой — перед реальным боем не разминаются, тем более в окопе. Также почти отсутствуют защитные действия, жестко регламентированные стойки и перемещения. Да и техника кажется со стороны размытой и частично театральной. Но столкнувшиеся с техникой системы признают ее полную эффективность.
Размытость техники не позволяет противнику разгадать дальнейшие действия воина. И еще: в бою важна эффективность, а не эффектность. Одной из особенностей системы является то, что заниматься ею может человек с ослабленным здоровьем, любого возраста, пола, физического состояния.
Сравнение стилей
Часто возникает вопрос: какой стиль лучше и сильнее, русский или восточный (дзюдо, карате, тхеквондо и т. д.)? Если человек занимается карате — пусть занимается, нравится ему айкидо — и слава богу. Каждый вид единоборства имеет свои достоинства и недостатки, положительные и отрицательные моменты. Не замечать этого просто глупо.
Другое дело, когда мы говорим о своей боевой культуре, своих традициях и пристрастиях. Здесь нужно всегда помнить, что мы — русские. Наш генотип формировался в определенных климатических, социальных, политических условиях, отличных как от западных, так и от восточных. И то, что привычно у них, вполне может оказаться неудобным и неуместным для наших условий. В общем, это все равно, что сравнивать слона и кита: кто сильнее? Да никто. Просто каждый хорош по-своему. А чтобы выявить «победителя» стилей, надо проводить соревнования. На востоке говорят: «Нет стилей лучше или хуже, есть мастера слабее и сильнее».
Но не надо забывать, что в каждой системе единоборств существуют свои правила проведения соревнований, и для того чтобы провести общий турнир, даже по восточным единоборствам, приходится вводить определенные ограничения. В русском рукопашном бое соревнований вообще нет, потому что не имеет смысла проводить поединки, если живых проигравших просто не будет (таковы условия системы выживания; русский стиль — не единоборство). Впрочем, такая же ситуация сложилась и в модном ныне израильском стиле крав-мага. Поэтому по системе проводятся только семинары и занятия, на которых отрабатываются элементы стиля.
Ну вот и все. На первый раз хватит. Как говорили древние: «Умному — достаточно».
28 октября 2004 г.