Русская линия
Литературная газета Виктор Захарченко27.10.2004 

Без своей культуры народ погибнет

Прославленный фольклорный коллектив России Государственный академический Кубанский казачий хор в Москве не впервые. Но концерты в Кремле и храме Христа Спасителя особенные. Хор представил в столице программу из произведений своего художественного руководителя — композитора, народного артиста России и Украины, человека удивительной судьбы и таланта профессора Виктора Захарченко.

- Виктор Гаврилович, ровно тридцать лет вы возглавляете Кубанский казачий хор, который знают и любят миллионы. У вас множество званий и наград, и самая последняя — орден «За заслуги перед 0течеством» IV степени, вручённый президентом России. Как начался ваш путь к Олимпу?
— Думаю, по промыслу Божиему. Родился и вырос я в кубанской станице Дядьковской, где в послевоенные годы не было ни радио, ни телевидения. Никакая культура извне не доставала село. Селяне жили культурой, которую создавали сами. Понятно, что это были народные песни, танцы, обряды. Я до семнадцати лет даже звуков рояля не слышал и нот не знал. Но сколько себя помню, мечтал о музыке. В четвёртом-пятом классе мне купили гармошку, и я научился играть. Подбирал по слуху. Сам сочинял песни, вальсы, польки, краковяки. После школы поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище, а затем в Новосибирскую консерваторию. Мне необычайно повезло: попал к выдающемуся русскому музыканту Владимиру Николаевичу Минину, ныне главному дирижёру и художественному руководителю Московского академического камерного хора. После окончания консерватории была аспирантура в Москве, где я занялся народной песней Сибири. Проехал почти всю Новосибирскую область, записал несколько тысяч сибирских народных песен, издал четыре сборника. Книга «Свадьба Обско-Иртышского междуречья», изданная в Москве, была моей кандидатской диссертацией. Десять лет работал я главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора…
- На концерты Кубанского хора всегда трудно попасть — аншлаги полнейшие! И это в то время, когда сцену заполонила так называемая попса…
— Невостребовано у нас в государстве как-то своё, исконное. Телевидение пичкает фильмами ужасов, сексом, бездарными сериалами. Сплошь развлекательные программы — «Аншлаги» и «Смехопанорамы». Передачи откровенно пошлые. Всё это напоминает пир во время чумы. Как можно ликовать, чему радоваться, когда мы не живём — вымираем, когда объявлена открытая террористическая война и неизвестно, что будет завтра. А национальная культура, нравственные заповеди напрочь забыты. Я объехал с хором более ста стран, но такой духовно богатой страны, как Россия, не видел. Почему же мы хороним своё, родное? Сколько писем ко мне приходит с просьбами выслать аудио- или видеокассету с нашими выступлениями. А часто ли вы услышите по телевидению или радио украинскую, русскую, удмуртскую, казахскую песню, увидите великолепные ансамбли танца Адыгеи, Карачаево-Черкесии?.. Национальная культура сегодня, я считаю, целенаправленно уничтожается. А талантов-то не счесть! Только наш краевой детский фестиваль «Кубанский казачок» ежегодно принимает до ста фольклорных коллективов. И один сильнее другого.
— Виктор Гаврилович, кстати, как вы относитесь к воспитанию молодых талантов? Например, к такой ныне популярной телепередаче, как «Фабрика звёзд»?
— Это коммерция. Талант даётся Богом. Его нельзя воспитать, тем более сфабриковать. Передёргивает от одного названия «Фабрика звёзд». Будто б молодые исполнители — какая-то стандартная кондитерская или мануфактурная продукция. Талант — нечто личностное, высокого качества. Написал Толстой свои шедевры — он талант. А если мы говорим: подаёт надежды, что-то когда-то напишет, споёт… И ещё: талант не должен размениваться. Очень обрадовал меня поначалу Коля Басков как истинно русский певец. Но когда он стал петь всё подряд, на «потребу», сразу перестал интересовать.
- Репертуар вашего хора разнообразен. Великолепны концерты духовной музыки. Как вы пришли к такому пласту?
- В детстве нередко заглядывал в церковь родной станицы Дядьковской. Церковные песнопения любил слушать. Но не веровал. В консерватории гордился пятёркой по научному атеизму. И в партию вступил в 1974 году, когда Кубанский казачий хор остался без руководителя и меня пригласили его возглавить. Без партбилета раньше на руководящую должность нельзя было и претендовать. А потом как сверху снизошло: без Бога-то в душе руководить таким коллективом? Ведь наши предки, кубанские казаки, были людьми глубоко верующими. Почти двести лет назад они создали хор для богослужения при соборной церкви. Пошёл я к батюшке отцу Милию. Исповедовался. Стал изучать духовную литературу. Каноническую молитву «Отче наш» положил на музыку, ввёл в репертуар.
- И как в советское время воспринял это хор?
— Сложно. Ведь основу репертуара составляли старинные казачьи песни, песни советских композиторов. Всё больше о партии и Ленине. А тут — «Отче наш…». Да и зрители были в недоумении. Всё разрешил, поставил на свои места приезд в Краснодар в штаб Кубанского казачьего войска Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Послушал Святейший наш хор, мы пели прямо во дворе штаба, в том числе и духовные песни, и удивился, почему не поём в храме, не продолжаем традиции предков. В Свято-Троицкой церкви в тот же день мы исполнили стихиру «Всем русским святым». И это было чудо. Голоса звучали волшебно, божественно как никогда.
—  Бог хранит вас?
- Помогает преодолеть испытания. Восемнадцать лет назад на улице меня сбила машина. В то время я писал песни на стихи, найденные в Евангелии царской семьи: «Пошли нам, Господи, терпенье». И я вытерпел. Шесть операций. Молился. Смерть миновала. Верно, Господь услышал мою молитву. Правда, уделом моим долгое время были костыли: в ногу вставили металлический штырь. Я старался не падать духом, не замечать боли. В тот период написал большой цикл духовных песен на стихи русских поэтов — Пушкина, Лермонтова, Алексея Толстого, Блока, Есенина, Николая Рубцова… Я чётко понял своё предназначение: творить, делать всё, что отпущено Богом, для людей.
- Земляки вам преданы всей душой…
- Не могу обижаться на невнимание моих земляков. С пониманием относится к проблемам народного творчества губернатор Кубани Александр Ткачёв. Например, какое великолепное здание бывшего политпроса нашему хору отдано. Конечно, культуру нужно поддерживать на федеральном уровне. Как обойтись без закона о сохранении культурных традиций народов России? Важно сохранить историю, культуру, национальное достоинство. Без этого народ погибнет.
- Редко какой фольклорный коллектив может сейчас похвастаться молодым пополнением. А вы?
- Много приходит талантливой молодёжи. Приезжают, прослушиваются, остаются, становятся солистами. Солистами высокого класса. Это как в спорте. Сможет ли футбольная команда, где слабые игроки, стать, например, чемпионом России? Да никогда! В команде должны быть профессионалы. Также и в хоре. Если артист середнячок, успеха не будет. Коллектив созидают мастера.
- Наверное, никто лучше вас не знает казачьи песни, культуры казаков. Как вы относитесь к возрождению казачества?
- Многие кубанцы сейчас вступают в казаки. Это возрождение лучших традиций. Конечно же, в том виде, каким оно было, казачество не вернётся. Дважды в одну реку не войти. У современного казачества много издержек. Но главное — сохраняется героическое начало, готовность за себя постоять и пожертвовать собой. Был глубоко потрясён, когда в 1992 — 1993 годах возник конфликт между Молдавией и Приднестровьем, и наши молодые кубанцы, новоиспечённые казаки, уехали в Приднестровье воевать. Погиб талантливый журналист Саша Берлизов. Истинным казаком оказался. Ведь в далёкие времена при принятии в казаки задавали вопрос: «Готов ли ты умереть за дело православное?»
Немало казаки пережили. Моя боль потомственного казака — отрыв Украины от России. Поэтому песни на стихи Леси Украинки и Тараса Шевченко — это очень сокровенное. Я не политик. Но меня как гражданина России волнует её горькое настоящее, её дальнейшая судьба.


Беседовала Наталия Леонидова

N43, 27 октября — 2 ноября 2004 г.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru