Прославленный фольклорный коллектив
России Государственный академический Кубанский казачий хор в Москве не впервые.
Но концерты в Кремле и храме Христа Спасителя особенные. Хор представил в столице программу из произведений своего художественного руководителя —
композитора, народного артиста России и Украины, человека удивительной судьбы и таланта профессора Виктора Захарченко.
- Виктор Гаврилович, ровно тридцать лет вы возглавляете Кубанский
казачий хор, который знают и любят миллионы. У вас множество званий и наград, и самая последняя — орден «За заслуги перед 0течеством» IV степени, вручённый
президентом России. Как начался ваш путь к Олимпу? — Думаю, по промыслу Божиему. Родился и вырос я в кубанской станице
Дядьковской, где в послевоенные годы не было ни радио, ни телевидения. Никакая
культура извне не доставала село. Селяне жили культурой, которую создавали сами.
Понятно, что это были народные песни, танцы, обряды. Я до семнадцати лет даже
звуков рояля не слышал и нот не знал. Но сколько себя помню, мечтал о музыке. В четвёртом-пятом классе мне купили гармошку, и я научился играть. Подбирал по слуху. Сам сочинял песни, вальсы, польки, краковяки. После школы поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище, а затем в Новосибирскую
консерваторию. Мне необычайно повезло: попал к выдающемуся русскому музыканту
Владимиру Николаевичу Минину, ныне главному дирижёру и художественному
руководителю Московского академического камерного хора. После окончания
консерватории была аспирантура в Москве, где я занялся народной песней Сибири.
Проехал почти всю Новосибирскую область, записал несколько тысяч сибирских
народных песен, издал четыре сборника. Книга «Свадьба Обско-Иртышского
междуречья», изданная в Москве, была моей кандидатской диссертацией. Десять лет
работал я главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного
хора… - На концерты Кубанского хора всегда
трудно попасть — аншлаги полнейшие! И это в то время, когда сцену заполонила так
называемая попса… — Невостребовано у нас в государстве как-то своё, исконное. Телевидение пичкает фильмами ужасов, сексом,
бездарными сериалами. Сплошь развлекательные программы — «Аншлаги» и
«Смехопанорамы». Передачи откровенно пошлые. Всё это напоминает пир во время
чумы. Как можно ликовать, чему радоваться, когда мы не живём — вымираем, когда
объявлена открытая террористическая война и неизвестно, что будет завтра. А национальная культура, нравственные заповеди напрочь забыты. Я объехал с хором
более ста стран, но такой духовно богатой страны, как Россия, не видел. Почему
же мы хороним своё, родное? Сколько писем ко мне приходит с просьбами выслать
аудио- или видеокассету с нашими выступлениями. А часто ли вы услышите по телевидению или радио украинскую, русскую, удмуртскую, казахскую песню, увидите
великолепные ансамбли танца Адыгеи, Карачаево-Черкесии?.. Национальная культура
сегодня, я считаю, целенаправленно уничтожается. А талантов-то не счесть! Только
наш краевой детский фестиваль «Кубанский казачок» ежегодно принимает до ста
фольклорных коллективов. И один сильнее другого. — Виктор Гаврилович, кстати, как вы относитесь к воспитанию молодых
талантов? Например, к такой ныне популярной телепередаче, как «Фабрика
звёзд»? — Это коммерция. Талант даётся Богом.
Его нельзя воспитать, тем более сфабриковать. Передёргивает от одного названия
«Фабрика звёзд». Будто б молодые исполнители — какая-то стандартная кондитерская
или мануфактурная продукция. Талант — нечто личностное, высокого качества.
Написал Толстой свои шедевры — он талант. А если мы говорим: подаёт надежды,
что-то когда-то напишет, споёт… И ещё: талант не должен размениваться. Очень
обрадовал меня поначалу Коля Басков как истинно русский певец. Но когда он стал
петь всё подряд, на «потребу», сразу перестал интересовать. - Репертуар вашего хора разнообразен. Великолепны концерты духовной
музыки. Как вы пришли к такому пласту? - В детстве нередко заглядывал в церковь родной станицы Дядьковской. Церковные
песнопения любил слушать. Но не веровал. В консерватории гордился пятёркой по научному атеизму. И в партию вступил в 1974 году, когда Кубанский казачий хор
остался без руководителя и меня пригласили его возглавить. Без партбилета раньше
на руководящую должность нельзя было и претендовать. А потом как сверху
снизошло: без Бога-то в душе руководить таким коллективом? Ведь наши предки,
кубанские казаки, были людьми глубоко верующими. Почти двести лет назад они
создали хор для богослужения при соборной церкви. Пошёл я к батюшке отцу Милию.
Исповедовался. Стал изучать духовную литературу. Каноническую молитву «Отче наш»
положил на музыку, ввёл в репертуар. - И как в советское время воспринял это хор? — Сложно.
Ведь основу репертуара составляли старинные казачьи песни, песни советских
композиторов. Всё больше о партии и Ленине. А тут — «Отче наш…». Да и зрители
были в недоумении. Всё разрешил, поставил на свои места приезд в Краснодар в штаб Кубанского казачьего войска Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Послушал Святейший наш хор, мы пели прямо во дворе штаба, в том числе и духовные
песни, и удивился, почему не поём в храме, не продолжаем традиции предков. В Свято-Троицкой церкви в тот же день мы исполнили стихиру «Всем русским святым».
И это было чудо. Голоса звучали волшебно, божественно как никогда. —
Бог хранит вас? -
Помогает преодолеть испытания. Восемнадцать лет назад на улице меня сбила
машина. В то время я писал песни на стихи, найденные в Евангелии царской семьи:
«Пошли нам, Господи, терпенье». И я вытерпел. Шесть операций. Молился. Смерть
миновала. Верно, Господь услышал мою молитву. Правда, уделом моим долгое время
были костыли: в ногу вставили металлический штырь. Я старался не падать духом,
не замечать боли. В тот период написал большой цикл духовных песен на стихи
русских поэтов — Пушкина, Лермонтова, Алексея Толстого, Блока, Есенина, Николая
Рубцова… Я чётко понял своё предназначение: творить, делать всё, что отпущено
Богом, для людей. - Земляки вам преданы всей
душой… - Не могу обижаться на невнимание
моих земляков. С пониманием относится к проблемам народного творчества
губернатор Кубани Александр Ткачёв. Например, какое великолепное здание бывшего
политпроса нашему хору отдано. Конечно, культуру нужно поддерживать на федеральном уровне. Как обойтись без закона о сохранении культурных традиций
народов России? Важно сохранить историю, культуру, национальное достоинство. Без
этого народ погибнет. - Редко какой фольклорный
коллектив может сейчас похвастаться молодым пополнением. А вы? - Много приходит талантливой молодёжи.
Приезжают, прослушиваются, остаются, становятся солистами. Солистами высокого
класса. Это как в спорте. Сможет ли футбольная команда, где слабые игроки,
стать, например, чемпионом России? Да никогда! В команде должны быть
профессионалы. Также и в хоре. Если артист середнячок, успеха не будет.
Коллектив созидают мастера. - Наверное, никто
лучше вас не знает казачьи песни, культуры казаков. Как вы относитесь к возрождению казачества? - Многие кубанцы
сейчас вступают в казаки. Это возрождение лучших традиций. Конечно же, в том
виде, каким оно было, казачество не вернётся. Дважды в одну реку не войти. У современного казачества много издержек. Но главное — сохраняется героическое
начало, готовность за себя постоять и пожертвовать собой. Был глубоко потрясён,
когда в 1992 — 1993 годах возник конфликт между Молдавией и Приднестровьем, и наши молодые кубанцы, новоиспечённые казаки, уехали в Приднестровье воевать.
Погиб талантливый журналист Саша Берлизов. Истинным казаком оказался. Ведь в далёкие времена при принятии в казаки задавали вопрос: «Готов ли ты умереть за дело православное?» Немало казаки пережили. Моя боль потомственного казака —
отрыв Украины от России. Поэтому песни на стихи Леси Украинки и Тараса Шевченко
— это очень сокровенное. Я не политик. Но меня как гражданина России волнует её горькое настоящее, её дальнейшая судьба.