Русский дом | Надежда Ильина | 27.10.2004 |
Как известно, к старцам приезжают с вопросами. А на Руси издревле принято ставить вопрос «ребром». И потому у нашего великого старца преподобного Амвросия Оптинского чаще всего прямо с порога спрашивали: «Как жить?» По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Как жить, как жить… Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — моё почтение». С первого взгляда такое поучение может показаться действительно только шуткой. И стоило ли из-за этого так далеко ехать, часами, сутками в толпе у крыльца кельи стоять в ожидании желанной встречи со старцем?
Но если вдуматься в это такое простое по форме наставление, то открывается его глубокий смысл. «Не тужить» — значит, сердце твоё не должно долго терзаться, мучить себя тоской и унынием в скорбных обстоятельствах и неудачах твоей жизни. Скорбей никто не избежит. Ну, было и прошло. Не прошло, так пройдёт. Слава Богу за всё. Пойдём дальше.
Примем, что Бог даст. «За то, что мы оглядываемся назад, и подгоняют нас розгами, то есть скорбями и неприятностями», — часто говорил старец.
«Никого не осуждать, никому не досаждать» — это ведь почти Нагорная проповедь в двух словах. Ты действительно хочешь жить, как подобает? Так почему же ты смеешь всех осуждать направо и налево? Это ведь нерушимый духовный закон: осудил — и сам примешь суд. Не осуждаешь — не будешь судим. И на душе будет легко. А уже досадить чем-нибудь другому человеку, это просто бесовское действо, потом годами душу не отмоешь. Будешь удивляться: почему мне так тяжело? За что? Да за то, что досаждаешь всем вокруг, даже не замечая этого. Легко. Да… А потом будет трудно.
«И всем — моё почтение» — вот это особенно дорогой товар. Почтение, уважение к человеку, образу и подобию Божию. Любовь, выше которой ничего нет на свете. Вот так, по ступенькам, и восходим к жизни во Христе. Сначала научись не тужить, потом — не осуждать и не досаждать. А там, Бог даст, достигнешь и в меру — «всем моё почтение». Это уже праведность. А фундаментом этой правильной, праведной жизни может быть только смирение. Гордый не сможет не тужить, не осуждать и уважать людей. Из мутного источника и чувства, и мысли исходят мутные. Это очевидно.
Любил старец рассказывать случай, как иногда обстоятельства смиряют человека для его же пользы: ««Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашаемых и спрашивает посланного к нему неопрятного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?» А тот отвечает: «Хороших-то по хорошим разослали, а меня — к Вашей милости»».
Иногда старец Амвросий на вопрос «как жить?» отвечал: «Мы должны жить на земле, как колесо вертится, чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
Очень интересно разъяснял Преподобный Христову заповедь о том, что если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую: «Если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать — это означает ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси этот удар терпеливо, подставь при этом левую щёку, т. е. вспомни свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и потому достоин наказания».
В ободрение всем нам старец говорил: «Господь долготерпелив. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление». И ещё: «Праведных ведёт в Царствие Божие апостол Петр, а грешных — Сама Царица Небесная». Здесь тоже глубокий смысл: кающийся грешник есть тот самый последний, который будет первым, по евангельской притче. Он младший, блудный сын, который смирением превзошёл праведного старшего сына. Но здесь имеется в виду истинное покаяние, не перечисление своих грехов на исповеди, а изменение жизни.
О своём подвиге старчества преподобный Амвросий говорил просто: «Я в юности был болтуном — любил с людьми поговорить, поразвлечься. Господь и устроил так, что пришлось мне всю жизнь свою толковать с народом. Теперь и рад бы помолчать, да не приходится…»
Встреча со старцем, конечно, милость Божия, но только для того, кто и сам имеет решимость трудиться над своей душой. Иначе можно ходить от старца к старцу без всякого толку. Именно так с большинством из нас и происходит. Потому старцев становится всё меньше и меньше. Ещё в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов советовал не проводить свою жизнь в поисках старцев, а руководствоваться творениями святых отцов, потому что велика опасность встретить лжестарца, который нанесёт твоей душе непоправимый вред. Нам, духовно слепым, трудно отличить истинное от ложного. Но образ старца Амвросия может в этом помочь: он никогда ничего не советовал, пока не спросят. Не поучал, не настаивал, не налагал никаких тяжких правил и епитимий. Он имел все дары Духа Святого, но скрывал это от окружающих. Так что будем осторожны: там, где нам строго приказывают, повелевают что-то неуклонно исполнять — тоталитарная секта, а не старчество. Кстати, все наши великие старцы никаких особых «общин» при себе не имели, а вот ложные старцы имеют их всегда. Надо бежать из таких «общин» и долго лечить свою повреждённую прелестью душу.
N 10 октябрь 2004 г.