Русская линия
Associated Press Мэтт Вольц27.10.2004 

Староверы на Аляске

Кондратий Фефелов проехал более 32 000 км, чтобы заявить о своих претензиях на кусок земли здесь, где кончается североамериканская автомагистраль, и таким образом оказаться на почтительном расстоянии от остального мира. Он и несколько сот религиозных диссидентов, известных как староверы в Русской православной церкви, потратили десятилетия, переезжая с места на место каждый раз, когда им казалось, что их укладу жизни, сохранившемуся с XVII века, что-то угрожает.

«Мы бежали от коммунистов, от Сталина, — говорит 67-летний Фефелов. — Мы все время переезжаем. Никто нам не помогал. У нас не было денег, мы просто неустанно трудились и нашли хорошее место». Теперь, 36 лет спустя после приезда в Николаевск, староверы больше не боятся преследований. Но другие факторы — культурная интеграция, внутренние разногласия, переживающее упадок рыболовство — меняют тот образ жизни, который сложился у них за несколько веков.

Староверы откололись от церкви в XVII веке, когда патриарх Никон провел ряд реформ в Русской православной церкви. Многие перемены были малозначимы — число пальцев для крестного знамения, написание имени Христа, сколько раз произносить «аллилуйя» во время молитвы — но староверы расценивали любые перемены как ересь и отказались им следовать. Русская православная церковь отлучила их, а цари подвергли их преследованиям. Многие покинули Россию или переехали в сибирскую тайгу, где они могли спокойно передавать свои традиции детям.

Но революция в России вынудила многих староверов уехать, поскольку Советы стремились уничтожить их религию, а колхозы угрожали их привычному существованию. Примерно 300 староверов, в том числе и Фефелов, которой был еще совсем мальчиком, покинули Сибирь в 1945 году в надежде заработать на жизнь в Маньчжурии, в Китае. Но эта страна также стала коммунистической, и они вновь отправились на поиски нового дома. Несколько стран Южной Америки приютило староверов. Фефелов переехал в Бразилию, где, по его словам, правительство не вмешивалось, но многим верующим оказалось трудно заработать на жизнь. Они переехали в Соединенные Штаты в начале 1960-х, осев в основном в долине Уиламетт, штат Орегон. Прожив там почти шесть лет, некоторые из них ощутили, что американская культура оказывает слишком большое влияние на их детей, поэтому они устремили свои взоры на север, на Аляску. Фефелов и другие семьи приехали в Николаевск на полуострове Кенай на Аляске в конце 1960-х. Они сами построили деревню и занялись коммерчески доходным рыболовством.

Чтобы сохранить старые традиции, первые поселенцы пытались ограничить свои контакты с внешним миром, установив в конце грязной дороги знак: «Деревня Николаевск. Частная собственность. Дорога закрыта». Сегодня этого знака уже нет, дорога открыта, и сама деревня стала более открытой. Там есть гостиница и кафе, в котором подают горячий борщ, и туристы могут купить матрешек. Есть планы строительства пожарной станции и дома для одиноких и престарелых. «Это обычный городок. Он не похож на тот, каким был прежде, — заявил Грег Якунин, рыбак и давний житель Николаевска. — Все стало более современным, американизированным. Что касается меня, то я — обычный американский парень».

Эта новая открытость явилась следствием религиозного раскола, произошедшего в деревне примерно 20 лет назад. Фефелов и некоторые жители деревни решили восстановить духовенство. Это было важной переменой, поскольку священники-староверы вымерли несколько столетий назад, и не стало священников, способных воспитывать новую смену в соответствии с традициями. Но группа Фефелова нашла священника-старовера в Румынии в начале 1980-х и восстановила духовенство, что вызвало раскол в общине.

Священники, обеспечивающие духовное руководство, способствовали интеграции, сказал Ричард Моррис, профессор из Центра русских и восточноевропейских исследований при Орегонском университете.

Некоторые отвергали возвращение священнослужителей. Многие из таких староверов, которых называли «беспоповцы», переехали и создали свои общины в глубине полуострова Кенай. В одну из таких деревень — село Качемак — можно добраться только по труднопроходимым дорогам, проходящим по скалам вдоль побережья залива Качемак.

«Было очень много эмоций, иногда даже дело доходило до драки», — сказал Алекс Басаргин, 29-летний «беспоповец», который преподает в школе Николаевска. Трудно подсчитать число староверов в США, сказал Моррис. В результате исследований и поездок по поселениям, он считает, что их до 7000 в Орегоне, примерно 1500 на Аляске, 500 в Канаде и примерно 50 семей в Миннесоте, а также отдельные очень небольшие группы в Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорке.

Эти люди склонны к перемене мест — уезжают и приезжают на Аляску, в Орегон, Южную Америку, Россию и Австралию. Молодежь часто приезжает в другие общины староверов, чтобы найти себе пару.

Нина Фефелова, владелица кафе «Самовар» в Николаевске, работающая также учительницей, русская, приехала сюда, чтобы выйти замуж. Преподавая русский детям, которые знают только Соединенные Штаты, она опасается, что деревня утратит русский язык и культуру, поскольку новое поколение активно воспринимает культуру их новой родины. «Ученики просто не хотят учить русский», — сказала она.

Кира Типкин, работающая на почте в Николаевске, говорит, что у нее двое детей — дочь учится в средней школе, а сыну 10 лет, они не хотят говорить по-русски и не интересуются церковью, потому что не понимают старославянский язык, на котором идут службы. «Если это будет утрачено, мы ничего не сможем поделать, — сказала она. — Но мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы сохранить наши традиции».

Нестабильность рыболовной отрасли, где наблюдаются резкие колебания цен, привела к тому, что все большее число староверов ищут другую работу, например, в строительстве, и переезжают в другие места за пределами Аляски. Экономическая нестабильность также привела к тому, что родители дольше держат детей в школе, и все большее число детей заканчивают среднюю школу. «Идеи и убеждения родителей в отношении образования меняются из-за того, что происходит с рыболовной отраслью, и из-за других проблем, — сказал Басаргин. — Чтобы получить работу, достойную работу, нужен аттестат о среднем образовании, и они это понимают. Поэтому они разрешают школьникам закончить, по крайней мере, среднюю школу».

Моррис сказал, что староверы адаптируют свою культуру к среде, в которой они живут, чтобы выжить, но это необязательно означает, что они растворятся в американском населении. «Экономически и политически они интегрированы, — сказал он. — Однако социально они отличаются, у них очень долгие посты. Они свято верят в чистоту ритуалов. Хотя они вежливы и очень гостеприимны, у них все равно есть ощущение, что они социально отделены».

Перевод «Глобус» / ИТАР-ТАСС

21 октября 2004 г.

Опубликовано на сайте «Патриаршие Приходы Русской Православной Церкви в США»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика