Поздним вечером в пятницу завершил работу Освященный собор
Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Его члены обсудили призыв
Русской православной церкви (РПЦ) к сближению двух ветвей православия,
прозвучавший в докладе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
Архиерейскому собору РПЦ (см. Ъ от 07.10.04). О реакции староверов на эту
инициативу рассказал корреспонденту Ъ ПАВЛУ
Ъ-КОРОБОВУ глава РПСЦ митрополит Московский и всея Руси АНДРИАН.
— Как Освященный собор РПСЦ отнесся к предложениям Московской
патриархии?
— Соборяне решили пока не начинать дискуссии. Собор доверил
предстоятелю церкви и совету митрополии решение всех оперативных вопросов.
— Каковы условия, на которых старообрядческая церковь готова
пойти на сближение с РПЦ?
— Слово «сближение» весьма расплывчато. Что под сближением надо
понимать? Если соединение, то об этом речь идти не может, потому что за 350 лет
раскола слишком далеко разошлись наши пути. Если поиск тех точек, где наши
культурные, социальные, экономические, патриотические и подобные сим интересы и усилия могут сопрягаться, то, разумеется, мы готовы к диалогу.
—
Значит, старообрядцы на объединение не пойдут?
— Пока
нас вполне устроили бы отношения дипломатического характера.
— Значит, заявления некоторых архиереев РПЦ о том, что
процесс объединения уже начался, преувеличены?
— И преувеличены, и поспешны. Все русские люди, которые
чувствуют, что русская нация является расколотой в самой себе нацией, желали бы уврачевания этой раны. Но излишняя поспешность может тут только повредить.
Для того чтобы только начать разговор о сближении, необходимо
выполнить множество предварительных условий. Начать можно хотя бы с того, чтобы
повсеместно ввести в практику РПЦ трехпогружательное крещение. Без этого
разговор вообще невозможен. По канонам дораскольной русской церкви человек,
крещенный поливанием или окроплением, считается вообще некрещеным. Иначе говоря,
не христианином. Это условие необходимо, но для новообрядческой церкви
трудновыполнимо. Думаю, пока можно остановиться на этом.
— Не чувствует ли старообрядческая церковь (или вы лично)
какого-то принуждения к сближению со стороны властей?
— Мы понимаем, что сейчас у России нет иного пути, кроме как
собирания русского народа и государственности. Мы готовы поддерживать усилия
властей предержащих и участвовать в деле объединения и укрепления России,
поскольку это не противоречит нашим религиозным убеждениям. Но преодоление
раскола — это очень долгое и очень непростое дело. Между нами и новообрядцами с XVII века лежит пропасть. Если нас начнут подталкивать, обе стороны просто могут
свалиться в эту пропасть. Очевидно, это понимают все, кто знаком с трехвековой
проблемой русского раскола. Поэтому нас никто и не подталкивает.
—
Каким образом вы будете в ближайшее время строить отношения с РПЦ?
— Архиерейским собором РПЦ было принято решение о создании
комиссии для связи со старообрядцами. Мы пока не знаем, кто будет входить в состав этой комиссии, каковы будут их намерения и действия. Со своей стороны мы могли бы внести ряд предложений для совместного обсуждения. Например, мы давно
уже предлагаем вернуться к осуждению итогов Никоновой реформы и объективно
рассмотреть со всех точек зрения ее причины и последствия.
—
Планируете ли вы встретиться с патриархом Алексием II?
— Решение о возможности встречи с патриархом Алексием II может
быть принято в зависимости от выводов и предложений, которые сделает эта
комиссия.
— На какую помощь РПЦ в случае успешного начала диалога вы рассчитываете? И что можете предложить взамен?
— Целью диалога мы видим вовсе не торг со взаимными уступками.
Путь компромисса к истине не ведет. Поэтому отношения, построенные на принципе
«ты — мне, я — тебе», нас не привлекают. Даже наши спорные имущественные
проблемы мы должны решать, основываясь на понятии исторической справедливости, а не конъюнктурной целесообразности.
При этом наши расхождения не должны нам препятствовать вместе с Московской патриархией искать формы противодействия духовному экстремизму,
сектантству и прочим болезням нашего общества. Мы также надеемся на взаимопонимание и сотрудничество в области церковно-государственных отношений.