Русская линия
АиФ Долгожитель Александр Пронин15.10.2004 

Четвертый жребий Богородицы

Эти загадочные для непосвященных слова относятся к женскому Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю — одной из самых знаменитых православных обителей, расположенной на нижегородской (прежде тамбовской) земле. Обретавшийся неподалеку, в Саровской пустыни и лесном скиту, преподобный Серафим пророчествовал, что впоследствии она станет женской лаврой, единственной во всем мире…

Пророчества ужасные сбылись
С ОБРАЗОМ Богородицы преподобный Серафим не расставался никогда, молился перед ним все 30 лет иноческого подвига. Так и скончался, стоя на коленях, 2 января 1833 года.

Незадолго до преставления он с поразительной точностью предрек судьбу многострадального Отечества: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее… Бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества христиан, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних… Реки русской крови прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души…»

На вопрос, когда же придет самое тяжкое время, преподобный отвечал: «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти…» Стало быть, мысленным взором провидел он год 1937-й, а может быть, 1941-й?

Монастыри и храмы, а среди них Саровская и Серафимо-Дивеевская обители, подвергнутся дикому глумлению и разгрому…

Изощренные издевательства обрушатся на дивеевских монахинь: их будут морить голодом, гонять на принудительные работы, арестовывать и гноить в застенках по вздорным обвинениям «в контрреволюционных заговорах"… А в 1927 году Серафимо-Дивеевский монастырь окончательно закроют, его насельниц побросают в лагеря, одни храмы разрушат, другие приспособят под общежития, коммуналки, административные учреждения…

В Саровской пустыни, ликвидированной тогда же, из девяти храмов уничтожат семь. Все ее святыни, включая гроб-колоду, в котором 70 лет покоилось тело Серафима, а также кипарисовый гроб для хранения его мощей, свалят в кучу и сожгут. Сами мощи повезут в Москву — сначала для публичного глумления, затем для «научных исследований», и казалось, пропадут они безвозвратно…

Атеистические «просветители» попытаются стереть память о преподобном, обращая в прах места его духовного подвижничества. Сломают часовню над могилой Серафима, будут многократно засыпать святой родник, забетонируют вход в пещеры, обезглавят колокольню…

…И утешительные — тоже
ВОИСТИНУ, святую землю захватил сатана, и безбожникам впору было ликовать, что оплот православия в Приволжье никогда не возродится. Но в 1990 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга, превращенном большевиками в музей религии и атеизма, чудесно обнаружились мощи преподобного Серафима, а специально созданная патриаршая комиссия установила их несомненную подлинность.

С зимы 1991 года началось шествие мощей святого по Центральной России, из московского Богоявленского собора на место предсказанного им упокоения — в Дивеево.

Сестры Дивеевской обители ожидали этого момента много десятилетий. Еще в середине XIX столетия ученик преподобного блаженный старец Антоний (скончавшийся в 1851 году) предрекал им: «Ведь Серафим-то к вам в мощах из Сарова в Дивеево почивать придет». Да и сам саровский чудотворец в дни своей земной жизни говорил: «Тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев».

Поначалу сестры думали, что батюшка намеревается посетить их обитель, где был всего дважды, еще иеродиаконом, но незадолго до упокоения он передал схимонахине Марфе (Мелюковой) погребальную свечку со словами: «С этой свечой будете встречать меня в Дивеево».

Реликвия переходила как драгоценный дар от одной инокини к другой и в конце концов оказалась у единственной оставшейся в живых дивеевской схимонахини матушки Маргариты (Лахтионовой). Она и встречала вместе с иерархами Русской православной церкви с Патриархом Алексием II во главе бесценные мощи вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители.

Свеча преподобного была вставлена в большую дьяконскую свечу, с которой и служился первый молебен на площади перед Троицким собором. Использовался в богослужении и ладан, принадлежавший саровскому чудотворцу. В момент, когда раку с мощами святого Серафима вносили в собор, верующие увидели яркий столб неземного света, озаривший все вокруг. Не это ли диво предсказывал провидец?

Ныне в возвращенном Нижегородской епархии Серафимо-Дивеевском монастыре оживает монашеская жизнь. Под началом игуменьи Сергии (Конковой) — около 250 сестер. С молитвой и терпением, подобающим женам Христовым, трудятся они над возрождением четвертого удела Богородицы.

На развалинах «Золотой сабли»
ПЕРВЫЕ монахи-отшельники появились в этих местах, в слиянии рек Сатиса и Саровки, еще в XVII веке. Их встретили здесь лишь развалины древней татарской крепости Сараклыч («Золотая сабля»), построенной на рубеже XII — XIII столетий ордынским мурзой Бахметом и разоренной русской ратью вскоре после победы на Куликовом поле. С того времени местность эта опустела и совершенно обезлюдела, заросла густым сосновым бором. Пленительная красота ее, живописные холмы с бьющими из недр ключами, наконец, напоминающие о бренности земного каменные руины не могли не привлекать ищущих уединения и тишины иноков.

Сначала на Старом Городище около 1664 года поселился в одиночестве пензенский монах Феодосий, ему на смену через пять лет пришел схимник Герасим из Спасо-Преображенского монастыря под Красной Слободой (ныне Краснослободск). Он и сподобился дивного видения, что знаменовало особое Божие благоволение к этому месту. Основатель Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн так передает рассказ инока: «В самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда исполнял он свое правило, стоя на молитве, внезапно услышал на горе (месте, где заложат обитель. — А. П.) звон, который столь был велик, что, по-видимому, колебалась сама гора».

Монахам созданной Иоанном в 1706 году Саровской пустыни пришлось пройти через многие испытания, прежде чем она достигла силы и славы. Пустынь и сгорала почти дотла, и попадала в царскую опалу, за которой следовал беспощадный розыск со зловещим выкликанием «слова и дела», пытками и каторгой по малейшему подозрению, и подвергалась дерзким нападениям грабителей…

«Саровской пустыни броня еси и шлем»
РАСЦВЕТ ее начался в середине XVIII столетия с настоятельством отца Ефрема, выходца из тульского купеческого рода, которому перед тем, как он стал саровским монахом, довелось 4 года мучиться в застенках Тайной канцелярии, а потом еще 17 лет отсидеть в каземате Орской крепости. Человек это был такого закала, что безымянный монастырский стихотворец на его портрете оставил надпись:

Не Сирин ты, но русский ты Ефрем,
Саровской пустыни броня еси и шлем.

В грозную годину пугачевщины, принесшей за собой неурожай и великий голод, Ефрем распахнул монастырские житницы, велев кормить всех окрестных крестьян. Сходились за бесплатной едой тысячи, и кое-кто из братии стал роптать. Обратился тогда настоятель к монахам: «Доколе будет Богу угодно за грехи наши продолжить глад, обще и нам с народом страдать… Какая польза пережить нам подобных людей?»

Не осталось его великодушие без награды: вскоре невесть откуда подошел к монастырю хлебный обоз, и угроза миновала.

Трудами Ефрема встал в пустыни каменный Успенский собор, а самое главное, появилась при нем плеяда духовных светил и подвижников, вошедших в историю церкви с коллективным именем «Саровские старцы». Такими были, например, иеромонах Назарий, вызванный из Сарова митрополитом Гавриилом на Ладогу для возобновления пришедшего в оскудение Валаамского монастыря, и схимонах Марк Молчальник, коего почитают как предтечу отшельнических подвигов и в известном смысле учителя преподобного Серафима… Без их духовных трудов не встала бы поблизости от Сарова Дивеевская обитель.

«Здесь — предел, Божественным Промыслом положенный…»
ЦЕРКОВНОЕ предание гласит, что начало этой обители ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Началось все с того, что дворянка Нижегородской губернии Агафья Семеновна Белокопытова вышла замуж за полковника Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Но вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Тогда и решила оставить мирскую жизнь, посвятив себя иночеству.

С этой целью вдова в 1758 году направилась в Киев — центр монашеского жития и остановилась во Флоровском женском монастыре, готовясь принять постриг. Владелицу больших поместий приняли здесь сверхлюбезно. Но однажды после полунощной молитвы явилась Агафии в видении Богородица и возвестила Свою волю: «Иди в землю, которую Я тебе покажу…»

Из общения с Пресвятой Девой поняла помещица, что избрана она для основания обители, которая после Иверии (Грузии), Афона и Киева станет четвертым уделом (или жребием, как еще говорят) Богородицы на земле. Посоветовавшись со старцами киевскими, оставила благочестивая женщина Флоровский монастырь и пошла на север.

Много она странствовала по Русской земле и около 1760 года дошла до Сарова. За 12 верст от монастыря, в селе Дивеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии, села подвижница отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторично увидеть и услышать Богоматерь: «Здесь — предел, Божественным Промыслом положенный тебе… Это — четвертый жребий Мой во вселенной…»

Отпустив на волю крестьян и приняв монашеский постриг под именем Александры, Агафья Мельгунова большую часть своих капиталов пожертвовала Саровской пустыни и поселилась в Дивеево сначала у приходского священника отца Василия Дертева (окончившего свои дни саровским монахом), став его прислужницей. Она забыла про свое высокое происхождение, не чуралась черного труда, помогала крестьянам.

Тайной и горячей заботой инокини Александры оставалось исполнение воли Царицы Небесной. К этому она и приступила в 1767 году, испросив у Саровских старцев благословение, а у епархиального начальства разрешение на постройку каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери на месте прежней церкви святителя Николая, возле которой посетило ее чудесное видение. Постройка была завершена через 5 лет, а всего матушка Александра на свои средства поставила или возобновила 12 церквей. Перед смертью ее посетили Саровские старцы вместе с молодым тогда иеродиаконом Серафимом.

В 1827 году рядом с Казанской общиной духовной дочерью Серафима монахиней Еленой (Мантуровой) была основана Мельничная община, предназначенная специально для девиц. Через полтора десятка лет они соединились в одну, получившую название Серафимо-Дивеевской. С 1861 года это женский монастырь, в который стекались десятки тысяч паломниц со всей России… 13 (26) сентября 2000 года здесь произошло событие, в котором православные россияне увидели добрый знак: при вскрытии склепов XIX столетия обретены были нетленными мощи подвижниц благочестия схимонахинь Александры (Мельгуновой), Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). Церковный собор причислил их к лику местночтимых святых преподобных жен Нижегородской епархии.

7 октября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика