В целях воспитания любви к своей родине украинцы теперь с малых лет усваивают, что их язык — древнее санскрита, Иисус Христос был выходцем не из Галилеи, а из Галичины, и первую в мире Конституцию придумал тоже наш с вами соотечественник Пилип Орлик, когда предки американцев еще промышляли заготовкой пушнины на берегах Гудзона.
Я ль на свете всех древнее?…
Уже на третьей странице
учебника истории для 5 класса «Гомiн вiкiв» узнаем, что «про Киев и украинскую
державу вспоминают в своих книгах древние греки, так как греческие купцы ездили
со своим товаром аж до Киева… Они в своих записках из далеких столетий по Христу
и записали, что были на Украине».
Любопытна также трактовка войны
Святослава с Болгарией. Оказывается, болгары заставили византийского императора
Никифора Фоку платить дань. «Но ему однажды стало стыдно платить, и послал за помощью к Святославу». Ну и доблестный украинский князь-язычник, понятное дело,
не отказал.
Юные украинцы, между прочим, должны знать, что когда-то давно
(в XIV веке) «Молдавию населяли преимущественно украинцы, а управляли молдавские
воеводы». Как тут не поверить Дмитрию Корчинскому, что Приднестровье —
украинская земля…
Весьма интересно трактуется и история Галичины,
которая «под Польшей жила тяжело, а когда ее заняла Австрия, стало жить гораздо
легче». Прямо как в Европе…
Никто не забыт и ничто не забыто
История все же является частью политической конструкции
общества, которую собирают представители политических элит. И вспоминаются слова
классика: «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Вот это общество
(или некоторая его часть) и «загружает» юные умы «своей»
историей.
Наиболее яркое место в школьной исторической науке уделяется
нашему бывшему «старшему брату». Как правило, место это то самое, куда отправлял
уркаган Никола Питерский прибывшего в камеру Доцента из культовой картины
«Джентльмены удачи».
Украинских школьников, начинающих изучать историю по учебнику «Гомiн вiкiв», подробно знакомят с «москалями» (русские в этом научном
труде фигурируют именно под этим термином). Кто же такие москали для
пятиклашек?
Это разные финно-угорские племена с севера, куда часто
«наплывали и люди из украинских племен», хотя там и земля была хуже, и край не такой гарный. А вот когда их посетили татары, и «возник новый народ, так
называемый, московский», причем с так называемым «московским языком, который
имеет украинское происхождение». Через несколько строк автор, опомнившись,
предупреждает читателей: «Мы и они — не одно и то же». Чур меня,
чур…
Особое место в иллюстрировании «москалей» принадлежит суздальскому
князю Андрею Боголюбскому. За все повествование о Киевской Руси не приводится ни одной даты, когда кочевники или иные враги брали Киев, но взятие города
«москалями» Андрея отмечено с астрономической точностью 10 марта 1169 года и упоминается в разном контексте три раза.
Объяснять причин штурма
Киева авторы не стали, ограничившись тезисом о том, что суздальский князь
потерял все украинское и стал просто завидовать Киеву. Причем жестокость
«москалей» вспоминают и когда описывают последствия монгольского
нашествия. Мол, те даже церкви не грабили, как москали, так как имели хорошую
примету — боялись мести чужого бога.
Кстати, не забывают малышей и знакомить с монголами, которые «как и все кочевники пришли из Азии, когда искали
корм для лошадей». Нашли ли они корм за стенами стольного града Киева и других
сожженных городов — автор умалчивает.
«Почетно быть в строю
достойных»
Гордость нашей страны всегда составляли ее граждане,
ее патриоты, ее герои. Каких героев и за что славят школьные
учебники?
Весьма странно, но в числе знаменитостей оказался канцлер
Российской Империи Александр Безбородко, которого «взрослые» учебники отнюдь не жалуют за москвофильство. Но их авторам, видимо, невдомек, что, собирая картины
и книги для своей коллекции, Безбородко «сберег их от москалей, которые
стремились вывезти из Украины все, что под руку попадет, в свой
Петербург».
Шло время, и уже в конце XVIII века «над Днепром стали
появляться писатели, которые сначала несмело, а после отважнее стали писать на украинском языке». Это о П. Гулак-Артемовском и Г. Квитке-Основьяненко, которым
по тексту принадлежит первенство, но через два абзаца нас уверяют, что «в Украине первым писателем, который писал чисто по-украински, был Иван
Котляревский». Детишки, вероятно, запутаются, определяя, кто же все-таки был
первым. Да и не ясно — «чисто по-украински», это чисто в смысле без помарок или
«типа чисто конкретно»?
Весьма достойными людьми были и представители
Кирило-Мефодьевского братства, которое в количестве 16 человек «поставило цель
создать независимую Украину». Однако случилась оказия: «в конце марта 1847 года
подслушал москаль Петров разговор „братчиков“ и донес полиции».
А вот
писатель Юрий Федькович, служивший в австрийской армии, был настолько талантлив,
что «скоро на него обратили внимание и посоветовали оставить
армию».
Особая роль в учебниках уделяется «отцу украинской истории
Михаилу Грушевскому, который «написал 10 томов такой истории, какую до сих
пор имеют лишь некоторые народы».
Я другой такой страны не знаю…
При всей яркости исторических картинок имперского прошлого
Украины, все же самыми насыщенными являются те, которые относятся к Украине
советской.
Наше прошлое действительно изобилует всевозможными
историческими элементами, которые отражают лишь негатив. Однако если к этому
подойти творчески, то картинки выйдут просто уникальными.
Как известно,
борьбу за Украину вели московские большевики. У большевиков, как выясняется,
были слуги, которых они поучали: «Без украинского угля, железа, хлеба, соли и Черного моря Россия существовать не может». Так и началась большевистская
оккупация страны. Войну против Украины большевики вели яростно и жестоко.
Например, когда в январе 1918 года красногвардейские отряды Муравьева начали
ураганный обстрел Киева, то «огонь вели по самым высоким и самым красивым
зданиям». После чего учебник приводит пример подобного здания — «дом
Грушевского». Многоэтажный доходный дом главы Центральной Рады, оказывается,
относился к числу жемчужин столицы.
Укрепление советской
административно-командной системы совпадало с главной мечтой коммунистов —
«уничтожить Украину», а шеф НКВД Берия раздумывал над тем, как выселить всех
украинцев в Сибирь. В результате там оказались лишь некоторые, прельщенные
высокими заработками на нефте- и газодобывающих предприятиях.
Зверства
большевиков — это отдельная страница увлекательных детских учебников. Им посвящены целые страницы, где все описывается детально и со вкусом. Видимо, так
авторы учебников закрепляют гуманистические основы образования. «Девочкам
чекисты приготовили пытку, которую называли «красные башмачки» — заставляли
опускать босые ноги в кипящую воду и держать полчаса, а потом вывозили в лес и кидали». Кстати, все те же большевики «сожгли почти все западноукраинские леса».
Вот откуда растут ноги современной экологической катастрофы в Карпатах…
О деяниях гитлеровцев или службы безопасности ОУН вы не найдете ни одной
страницы. Зато сообщается, что УПА, под руководством С. Бандеры, к 1943 году
«освободила от немцев большинство городов Украины». Что это были за города — авторы позабыли. А то, что руководство УПА в этом году проходило
переподготовку в немецких лагерях и лишь по этой причине, видимо, не успело
освободить ни одного города и даже поселка городского типа, — вражеская
клевета.
После войны и вплоть до 1991 года «коммуно-москали» пытались
максимально навредить Украине. Чтобы «уничтожить украинский язык, они в 1946
году придумали новое украинское правописание». Фабрики и заводы, о которых
авторы учебника запамятовали, были, по всей видимости, построены в Украине тоже
«из вредности».
Да что там говорить, если, передав Крым УССР, большевики,
как оказалось, тоже преследовали коварные цели. А именно — пытались «переложить
на плечи Украины моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова».
В завершение отметим, что такие учебники
продолжают сеять разумное, доброе, вечное уже который год…