Новые Известия | Герман Петелин | 13.10.2004 |
Эти навязчивые ребята били точно в цель, когда ехали в обезумевший от горя Беслан. Ведь они знали, что жители городка переживают тяжелейший стресс, а, значит, готовы довериться любому встречному, который проявит хотя бы каплю сострадания и сочувствия. Но в первые дни после трагедии Беслан был переполнен журналистами. Сектанты появились позже, когда город стал выпадать из телевизионных новостей. Так с 20 сентября 2004 года в Беслане началась массовая вербовка адептов для сайентологической церкви.
«Вы еще не были у нас? Тогда пойдемте! — прямо напротив бесланского дома культуры меня схватил молодой парень в желтой куртке с надписью: „добровольный священник, сайентологическая церковь“. — У нас там расположен Центр Духовной помощи».
Рядом другой седовласый мужчина, в такой же куртке, с маниакальной настойчивостью охмурял маленьких школьников.
«Ну, пойдемте, — умолял он ребятишек и совал им в руки яркие книжицы. — Были один раз? Так этого мало. Во второй раз вам будет еще лучше!»
Дети немного посопротивлялись, а потом доверчиво последовали за добрым дядей. Глядя на них, я тоже согласился принять сеанс психотерапии. Парень тут же радостно стал нести какую-то несусветную чушь: «Сайентология как наука получила признание во всем мире. Она помогает решению проблем в 19 областях жизни».
Мы поднялись на второй этаж и прошли в зал. Там на столах стопками была разложена сайентологическая литература, а на стендах висели наглядные пособия. Три девочки-подростка учились делать друг другу специальный массаж. Какая-то женщина колдовала над пожилой осетинкой в траурной одежде, погруженной в легкий гипнотический транс. Детишки уже сгрудились возле другой представительницы секты. А мы остановились возле большого портрета, с которого ехидно ухмылялся Рон Хаббард, и парень торжественно произнес: «Это самый великий человек в мире. Вы знаете, как его зовут?»
И тогда я его спросил: «А ты знаешь, что такое „Зилахар“?
Но парень просто пожал плечами и сказал, что это к делу не относится. Мне стало обидно за доверчивых бесланцев. Потому что если бы этот „добровольный священник“ действительно сопереживал горемыкам, то он бы обязательно спросил, возле чьих фотографий в фойе горят траурные свечи. Тогда ему бы рассказали, что место, где в старину состязались в танцах, силе, ловкости и красноречии, называли „Зилахар“. А еще в Беслане был ансамбль с таким названием, который занимал первые места на республиканских и международных фестивалях. Был, потому что аккомпаниаторша Серафима Аликова и солист, автор песен и руководитель коллектива Эльбрус Худалов погибли в школе вместе со своими детьми.
Эльбрусу Худалову было 52, его сыну Георгию 10 лет. Он родился в праздник Джеор Губа, и поэтому его назвали в честь святого. Есть такая традиция у осетин. Отец не расставался с сыном ни на минуту. Их везде видели вместе: и на рыбалке, и на концерте. Первого сентября Эльбрус должен был выступить на линейке, он всегда выступал на линейках. Но не успел. Там, в захваченной школе, они сидели вместе, седовласый отец и его маленький сын. А потом начался штурм. Худалову-старшему прострелили ноги, но младший-то мог спастись. И даже бросился бежать. А потом вдруг вернулся. Отец прогонял его, а мальчик тащил его за руку и кричал: Я тебя не брошу и без тебя никуда не пойду!» Когда их нашли, они лежали рядом, обнявшись друг с другом.
Но сайентологу было наплевать на «Зилахар», его интересовал только Рон Хаббард. Он хотел, чтобы все вокруг тоже восхищались этим американцем, нажившим миллионы долларов за счет своих почитателей, забыли обо всем и думали только о сайентологии.
«Мы сделаем Беслан счастливым. Мы осчастливим мир!» — говорил мне парень. Однако, когда я не вытерпел и все же показал ему журналистскую корочку, про счастье он забыл. Началась какая-то непонятная суета. У осетинки не взяли деньги за книжку, хотя до этого каждую сайентологическую брошюрку продавали по сорок рублей. Детишкам в срочном порядке раздали карандаши.
Кстати, как раз перед этим школьников просили что-то представить. А любому человеку, слышавшему о способах вербовки в секты, известно, что представление зрительных образов может быть одним из элементов, позволяющих ввести человека в легкий гипнотический транс. Ко мне подошла осветленная женщина с каким-то блеклым взглядом.
«Я старший группы. Меня зовут Татьяна Ахальцева. У нас все законно, вот смотрите: сопроводительное письмо», — она протянула бумагу. На фирменном бланке сайентологической церкви было написано:
«Главе Администрации Правобережного района г. Беслана.
…Мы не можем быть равнодушными в данной ситуации и спокойно смотреть на страдания людей. Группа добровольцев выезжает для оказания помощи раненым, близким и родственникам погибших по восстановлению их душевного состояния и ликвидации последствий бедствия…
…Наши добровольные священники обучены эффективной технологии Л. Рона Хаббарда. Передаю вам эту технологию вместе с нашими представителями с большой заботой и надеждой на то, что Ваш регион станет стабильным и счастливым».
Подпись, а за ней многочисленные чиновничьи визы.
Пока я разглядывал документ, женщина продолжала говорить: «Мы были в администрации президента Дзасохова. И там нам дали добро. У нас есть там одна очень милая женщина в его окружении. Как, впрочем, и везде. В Беслане тоже никто не возражает против нашего присутствия. А если бы вы знали, как меняются люди после общения с нами. А дети, посмотрите на них, они забывают кошмар. Сейчас от нас здесь находятся 13 человек. Все эти люди приехали сюда из разных городов России: Москвы, Перми, Нижнего Новгорода. Психологи и врачи бесланской больницы тоже очень рады нашему приезду. Ведь они не справляются с работой!»
Впрочем, как оказалось, психологи были вовсе не рады столь неожиданной подмоге. Но они узнали о приезде сайентологов только тогда, когда те уже вовсю развернули свою деятельность. Медики даже направили информационные письма во все инстанции с просьбой о том, чтобы незваных помощников выдворили за пределы республики. Ведь с 20 сентября на «психотерапевтических сеансах», по словам самих сайентологов, уже побывали около 700 человек. Больше половины из них дети. По многочисленным свидетельствам, во время общения с ребятишкам сайентологи активно интересовались достатком их родителей, а также наличием обеспеченных родственников и друзей.
Вчера власти Беслана начали предпринимать хоть какие-то меры. Пока сайентологов попросили удалиться из здания Дома культуры. Но те не сдаются.
12 октября 2004 г.