Русская линия
Наша ВяткаПротоиерей Александр Балыбердин12.10.2004 

История Слободского спуска
Улицы Вятки

Среди исторических названий, которыми наполнен воздух каждого древнего русского города, нет ни одного случайного или надуманного. Все они так или иначе связаны с его историей. И порой не имеет значения, что это название принадлежит не широкому проспекту, а скромному переулку или спуску по руслу городского оврага. Все они одинаково дороги нам. Каждое из них может о многом поведать и пытливому уму, и любящему сердцу.

За спуском по руслу Раздерихинского оврага издавна закрепилось название Слободского. Человека, знакомого с историей Вятки, это не может не удивить. Согласно местному преданию, в 1418 г. здесь произошла легендарная битва вятчан с устюжанами, однако название «Устюжская» почему-то закрепилось за поставленной здесь часовней, но не за спуском, в начале которого она была утверждена. Более века жизнь спуска была неразрывно связана с речным портом: в мае 1861 г. по реке Вятке пошёл первый пароход, с 1874 г. началось регулярное движение судов, однако спуск не был назван ни «Портовым», ни «Пароходным». Он мог бы вообще не получить своего особенного имени, отличного от имени оврага. Но получил. Почему? И снова ответы на эти вопросы следует искать в истории Вятки.

Принято считать, что начавшееся в IX—XII вв.еках заселение Вятской земли русскими людьми шло своеобразными волнами. Об этом могут многое рассказать не только древние летописи, но также местные названия рек, озёр, сел и даже фамилии вятчан. Первая волна русской колонизации была связана с Новгородом Великим, однако новгородцы почти не оставили на Вятке своих, присущих именно их краю названий. По мнению П.Н. Луппова, это связано как с их малочисленностью, так и с самим характером новгородской экспансии: ушкуйников интересовала прежде всего добыча, жили они несколькими укреплёнными поселениями, почти не вступая в контакты с местными племенами. В 1391 г. Вятская земля подверглась опустошительному походу татарского царевича Бектута, в результате которого и без того немногочисленные русские поселения в бассейне рек Вятки и Чепцы пострадали или были полностью разрушены.

В конце XIV века Вятку накрыла вторая волна русских переселенцев — на этот раз из северо-восточных русских княжеств — Белозёрского, Галицкого и Суздальско-Нижегородского, вотчиной которого в 1378 г. формально стала Вятская земля. Судя по обилию оставленных ими на карте области названий, эта волна колонизации была более масштабной и продолжительной. Названия Чепца, Святица, Кырмыж, Медяна, Кстинино, Бритовская, Полой и многие другие принесены к нам с северо-востока Руси. Именно на этом этапе колонизации в 1455 г. на высоком берегу реки Вятки был воздвигнут хорошо укреплённый кремль города Вятки, названный Хлыновом, впервые в общерусских летописях упоминаются Котельнич, Орлов и Слободской. Этот процесс закрепляется вхождением Вятской земли в состав Московского государства: на её карте появляются Уржум (1554 г.), Кикнур (1555 г.), Кайгород (1558 г.), Яранск и Царёвосанчурск (1584 г.), Малмыж, Вятские Поляны и Кукарка.

Какое же отношение вся эта история имеет к Слободскому спуску? Вид на Федоровскую церковь через Раздерихинский овраг. Фото начала XX векаСамое прямое. Его название тесно связано с третьей волной русской колонизации Вятской земли, которая поднялась в конце XVI века и могучим потоком прошла по нашему краю, оставляя на его карте названия, рождённые на Русском Севере: Орлов (город с таким названием есть не только на Вятке, но и на реке Юг в 60 км. от Великого Устюга), реки Великая и Воя (притоки Сухоны). Вятские фамилии Устюжанин, Вылегжанин, Вычегжанин, Двинин когда-то были прозвищами людей, пришедших на Вятку из Великого Устюга, с Вычегды и Северной Двины. Именно тогда напротив Хлынова на другом берегу реки Вятки возникла слобода Дымково, всемирно прославившая Вятскую землю своим уникальным промыслом — дымковской игрушкой. Мы так привыкли считать «дымку» визитной карточкой Вятской земли, что, приехав впервые в Великий Устюг, с удивлением замечаем на противоположном берегу реки Сухоны слободу с таким же названием — Дымково. Можно предположить, что вятское Дымково было основано выходцами из этой устюжской слободы. С Хлыновым слобода Дымково соединялась переправой в районе Раздерихинского оврага: летом — речной, зимой — санной. Переправа была столь оживлённой, что именно здесь в июне 1806 г. началось строительство первого в городе плавучего моста через реку Вятку, соединившего Хлынов со слободой Дымково. И всё-таки было бы более обоснованно считать, что Слободской спуск получил название не по имени слободы Дымково, а по имени оживлённого Слободского тракта, который для жителей и гостей Хлынова начинался именно в Раздерихинском овраге, а Дымково было лишь первым населённым пунктом на их пути.

Возникновение Слободского тракта также связано с третьей волной русской колонизации Вятской земли. Он возник в конце XVI века, когда через Хлынов и Слободской прошли два больших торговых пути: один — через Кайгород в Сибирь, другой — через Шестаков к Ношульской пристани на реке Лузе и далее через Архангельск и Белое море в страны Северной Европы. Следующие XVII и XVIII века были временем расцвета Слободского тракта. Особенно плодотворным это время стало для слободского купечества, которое уже тогда активно участвовало в английской торговле, осуществлявшейся через Архангельский порт.

Если русские товары текли по этому тракту в северном направлении, то деньги и людские потоки — наоборот, в южном. Особенно активно вятские земли заселялись выходцами из Архангельской и Устюжской земли в первой половине XVI века: тогда согласно «Писцовым книгам» число переселившихся в Хлынов из Поморья домохозяев увеличилось с 6 в 1615 г. до 49 в 1646 г. В 1652 г. ими было основано пригородное село Макарье. Напомним, что выходцем с Русского Севера был и преп. Трифон Вятский — уроженец Архангельской земли. Из жития преподобного нам известно, что несправедливо изгнанный из основанной им обители преп. Трифон пришел в Слободской и основал там ещё один мужской монастырь.

Во второй половине XVIII века Слободской тракт уже отчасти потерял своё былое значение. С основанием Санкт-Петербурга европейская торговля стала в основном осуществляться в обход Архангельска. Тогда же несколько изменил направление сибирский торговый путь: минуя Вятку, он прошёл в Сибирь через Казань, Малмыж и Соликамск. Однако ранее в годы расцвета Слободского тракта местным купечеством был положен столь основательный задел, что и многим позже город Слободской немногим уступал губернской Вятке, а в чём-то и превосходил её. Достаточно вспомнить, что именно слободской купец Ксенофонт Анфилатов открыл в 1806 г. торговлю с Америкой, а в 1809 г. основал в родном городе первый в России общественный банк.

Вот какие удивительные и богатые воспоминания из прошлого Вятской земли связаны с этой крошечной часть старого города — Слободским спуском по руслу Раздерихинского оврага.

8 октября 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru