Русская линия
ОВЦС МПМитрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин)04.10.2004 

Доклад Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия
о деятельности отдела в межсоборный период

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3−8 октября 2004 года

Ваше Cвятейшество, Cвятейший Владыко и Отец!

Возлюбленные о господе собратья архипастыри — участники настоящего Архиерейского Собора!

Переход России, стран СНГ и Балтии к новым экономическим отношениям привел к тому, что десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами.

Государством накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми выше группами населения.

Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях — и производственные мощности.

Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных проектов и программ по поддержке малоимущих, практика показывает, что часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать и решают церковно- и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в православии милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие — это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа. Именно эта идея является сердцевиной, средоточием и фундаментом процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и это связывается в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской нравственности, аскетики, но и с новым осмыслением проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия.

В невероятно трудных условиях Церкви приходилось и приходится совершать свой путь, восстанавливая в полном объеме исконно присущие ей формы служения, одной из которых является диакония, дела милосердия и благотворительности. Данная сфера церковного свидетельства многопланова и многогранна: оказание материальной помощи; социально-медицинский патронаж в домах ребенка, больницах и хосписах; социальная работа с престарелыми, осужденными, наркоманами и алкоголиками; оказание помощи мигрантам и жертвам стихийных бедствий. Традиционно данные направления диаконического служения Русской Православной Церкви осуществляются на уровне приходов, монастырей и епархий. Однако церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую к тому же входят и те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям — от материальной до психолого-педагогической.

Свой вклад в развитие общецерковной системы социального служения вносит и Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.

В межсоборный период данный синодальный Отдел продолжал осуществлять взаимодействие с Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Комиссией по вопросам гуманитарной и экономической помощи при Правительстве Российской Федерации, Комитетом по взаимодействию с религиозными организациями Правительства Москвы и рядом администраций субъектов Федерации.

Основное внимание в истекшие годы было уделено взаимодействию с Минздравом Российской Федерации в рамках работы двусторонней Комиссии, состоящей из представителей Министерства и Русской Православной Церкви.

Главным результатом работы комиссии явилось подписанное Святейшим Патриархом Алексием и Министром здравоохранения РФ Ю.Л.Шевченко новое Соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Московской Патриархией. В данном Соглашении, подписанном 5 марта 2003 г., обозначены основные направления, формы и методы взаимодействия лечебных учреждений и канонических подразделений Русской Православной Церкви.


Кроме того, благодаря усилиям и работе членов Комиссии были достигнуты следующие результаты:

— подготовлено принятое 11 августа 2003 г. Постановление Правительства Российской Федерации 'О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности'. Данным Постановлением Правительства РФ существенно сокращен список социальных показаний для искусственного прерывания беременности.

В перспективе же планируется добиться и вовсе отмены перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности. Соответствующее совместное обращение, подписанное мною и заместителем Министра здравоохранения РФ Т.И.Стуколовой, было направлено в Государственную Думу Российской Федерации;

— кроме того, было подписано письмо о взаимодействии органов управления здравоохранения субъектов РФ и Русской Православной Церкви. Данное письмо было направлено представителям Минздрава РФ в федеральных округах и органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также во все епархии на территории России.

— по инициативе членов Комиссии в Москве организован Центр психологической помощи беременным в целях снижения количества абортов в столице;

— в рамках деятельности Комиссии создана рабочая группа по изучению опыта взаимодействия медицинских и религиозных организаций в сфере оказания помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией;

— на одном из заседаний Комиссии были рассмотрены материалы, касающиеся организации и проведения многодневных крестных ходов в различных епархиях Русской Православной Церкви. Данная информация была востребована Министерством здравоохранения РФ в связи с намерением улучшить и усовершенствовать организацию медицинской помощи участникам крестных ходов.

По инициативе Министерства здравоохранения РФ труды целого ряда представителей Русской Православной Церкви, среди которых иерархи, клирики и миряне, были отмечены медалью 'За заслуги перед отечественным здравоохранением'. Награждение состоялось 17 апреля 2003 года.

В ведении Отдела находится Свято-Алексиевская Центральная клиническая больница Московского Патриархата, в которую больные поступают как через службу 'Скорой помощи', так и через Отдел по церковной благотворительности. Качественное улучшение и дальнейшее расширение деятельности общецерковной больницы и душепопечение пациентов, дальнейшее совершенствование лечебно-диагностической работы, рациональное использование коечного фонда и повышение квалификации персонала больницы — таковы основные задачи, которые успешно решались администрацией и коллективом больницы в 2000—2004 годах.

В течение этого периода в терапевтическом, неврологическом, хирургическом и флебологическом отделениях клиники было пролечено 25 616 больных. При этом следует отметить, что с каждым годом растет число госпитализированных в больницу священнослужителей, в том числе и архипастырей.

При Свято-Алексиевской больнице функционирует Консультативно-диагностический центр, в который ежегодно обращается за медицинской помощью более 37 000 человек. На сегодняшний день в больнице работают 98 высокопрофессиональных врачей по самым различным специальностям.

В текущем году больница Московской Патриархии отмечала свой 100-летний юбилей, в период подготовки к которому был проведен внешний ремонт больничных корпусов, а также освящен второй на территории клиники храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Сегодня, когда с переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического надзора, когда в целом медицина еще больше стала медициной 'пожарного' образца, особую роль призваны сыграть церковные больницы и медицинские службы. В этой связи особую значимость приобретает опыт, накопленный общецерковной Свято-Алексиевской больницей, которая является по сути базовой моделью для епархиальных лечебных учреждений. Нельзя также не упомянуть и о положительной практике по оказанию медицинской помощи в Санкт-Петербургской, Вологодской, Волгоградской, Костромской и других епархиях.

Заслуживает внимания и распространения опыт взаимодействия Отдела по церковной благотворительности с Миссионерским Отделом нашей Церкви: так, 6−10 апреля текущего года в группу православных катехизаторов и миссионеров, посетивших Майкопскую епархию, входили двое врачей, которые оказывали консультативно-медицинскую помощь жителям различных населенных пунктов Республики Адыгея.

В контакте с Отделом по церковной благотворительности осуществляет свою деятельность московское Общество православных врачей, которое объединяет около 40 специалистов в области медицины, стремящихся более тесно увязать свою повседневную профессиональную деятельность с православным вероучением. Не менее широкую известность получила деятельность санкт-петербургского Общества православных врачей.

В рамках сотрудничества Отдела с 1-й городской психиатрической больницей им. Н.А.Алексеева на территории клиники в 2002 году была построена и освящена мемориальная часовня в память об основателях, строителях и благодетелях больницы.

В настоящее время наряду с государственной системой социальной защиты дошкольников и школьников (детскими садами, яслями, детскими домами и интернатами, коррекционными школами) существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающего поколения. В ее структуру входят приходские и монастырские приюты, ремесленные и воскресные школы, культурно-образовательные учреждения, профильные учебные заведения.

Сегодня во многих епархиях сироты получают кров, воспитание и образование в десятках приходских и монастырских приютах. Богатый опыт в этой сфере социальной работы накоплен в Белгородской, Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской, Минской, Московской, Оренбургской, Санкт-Петербургской и Ярославской епархиях. Широкую известность получила деятельность целого ряда детских приютов Москвы и Хотьковского Покровского монастыря.

В течение отчетного периода Отдел по церковной благотворительности продолжал осуществлять попечение о детском доме N 43 г. Москвы, совмещая это направление социального служения с активным участием в повседневной деятельности Космо-Дамиановского благотворительного общества помощи детям-сиротам и инвалидам, а также Международного благотворительного центра преподобного Серафима Саровского, учрежденных Отделом. Медико-педагогическая реабилитация шестисот десяти детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, обучение родителей методам воспитания больных детей, проведение благотворительных концертов в детских домах и лечебных учреждениях для детей, поддержка выпускников детских домов и интернатов — таковы основные направления данного рода благотворительной деятельности. Кроме того, при участии Отдела в Москве создана ортопедическая мастерская, которая ежегодно выпускает от 300 до 500 ортопедических изделий для детей-инвалидов.

В течение межсоборного периода Отдел продолжал опекать 11-е психоневрологическое отделение московской Морозовской больницы, куда поступают дети, от которых отказались родители. В 2000—2004 гг. настоятелем храма при Центральной клинической больнице Московской Патриархии был крещен 51 младенец.

С целью более активного вовлечения женщин в каритативную деятельность Русской Православной Церкви при Отделе осуществляет свою деятельность Координационный совет женских благотворительных организаций, которым в минувшие четыре года был проведен ряд благотворительных вечеров и концертов для ветеранов, деятелей науки и культуры, пациентов лечебных учреждений; передана медицинская гуманитарная помощь в интернаты для престарелых и военные госпитали. Председатель Координационного совета входит в состав Комиссии при Правительстве Российской Федерации по вопросам улучшения положения женщин.

В течение столетий Церковь поддерживала и опекала престарелых и инвалидов. Традиционной формой социального попечительства над пожилыми людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы богаделен и патронажных служб.

В настоящее время Отделом по церковной благотворительности проводятся работы по реконструкции бывшей Черкизовской богадельни, здание которой на момент передачи Отделу находилось в руинированном состоянии.

Кроме того, созданный Отделом Экспериментально-методический центр 'Патронажная служба' опекает ежегодно более трехсот человек на дому и в стационарах социальной сферы.

Аналогичная работа по попечению стариков проводится в Йошкар-Олинской, Рязанской, Костромской, Белгородской, Минской, Екатеринбургской, Иваново-Вознесенской, Санкт-Петербургской, Пинской, Московской, Брянской, Самарской, Ставропольской, Владимирской. Ярославской и других епархиях.

Однако надо отметить, что в целом число богаделен ничтожно мало. Кроме того, известны случаи, когда пребывание в богадельне должно оплачиваться теми, кто в ней проживает. При таком подходе вряд ли богадельню можно назвать благотворительным учреждением или богоугодным заведением, поскольку бедным старикам доступ в платную богадельню закрыт.

Кроме того, представляется важным рассмотрение вопроса о создании общецерковной по своему статусу и финансированию богадельни для заштатных архиереев и священнослужителей, которые, порой, в нищете и одиночестве доживают свой век.

Последствия реформирования социально-экономической системы, осуществляемого в бывших республиках Союза ССР с начала 90-х годов, межнациональные конфликты, ущемление прав русскоязычного населения в бывших советских республиках, военные действия в Чечне, ухудшение экономической ситуации в северных регионах — все это породило новую волну вынужденной миграции. Кроме того, в 2002—2003 гг. увеличился поток беженцев из Афганистана в связи с проводимой в этой стране контртеррористической операцией.

Многие из вынужденных переселенцев обращаются за помощью в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. С каждым из них проводится беседа. Как правило, проблемы мигрантов связаны с изменениями физического и психологического здоровья; снижением уровня профессиональной активности; трудоустройством; потерей права на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния. Всем беженцам и вынужденным переселенцам, которые обращались в Отдел, а таковых в 2000—2004 гг. было более 4000 человек, была оказана консультативная, вещевая и продуктовая гуманитарная помощь.

В 2002—2003 гг. при поддержке Всемирной Лютеранской Федерации и Всемирного Совета Церквей Отделом были организованы юридические и психологические консультации для переселенцев с Кавказа и беженцев из Афганистана.

В 2003 году при участии Форума переселенческих организаций в адрес грозненского храма в честь Архистратига Божия Михаила Отделом были отправлены богослужебные книги и литература духовно-нравственного содержания, свечи и церковная утварь.

Оказание гуманитарной помощи организациям беженцев — 'Общий дом', Российский фонд помощи беженцам 'Соотечественники', 'Патриотический союз женщин' - еще одно направление деятельности Отдела.

В 2003 году при поддержке Всемирного Совета Церквей и Всемирной Лютеранской Федерации были оснащены столярная мастерская и кабинет труда Травинского детского дома-интерната в Астраханской области, где проживают и воспитываются, главным образом, дети из семей вынужденных переселенцев — выходцев с Кавказа, из Средней Азии, Чечни, Калмыкии и других регионов, соседних с Астраханской областью.

Особое место в работе Отдела по церковной благотворительности занимает подготовка церковных социальных работников, занимающихся проблемами вынужденных переселенцев. В этой связи Отделом в 2000—2003 гг. проводились межъепархиальные обучающие семинары в Москве, Астрахани, Барнауле и Воронеже. В данных семинарах приняли участие представители 29 епархий нашей Святой Церкви.


Стихийные бедствия и теракты стали отличительной чертой последних лет.

В 2000 году силами Отдела была оказана помощь пострадавшим в результате террористического акта в Волгодонске: среди пострадавших были распределены продукты питания, постельные принадлежности и одеяла.

В 2001 году Отделом по церковной благотворительности при поддержке Министерства путей сообщения и Речного пароходства Республики Саха — Якутия в адрес Якутского епархиального управления было направлено 120 тонн риса и муки, которые были распределены среди 10 000 жителей Якутска и Ленска, пострадавших в результате наводнения. Стоимость проекта — 67 тысяч долларов США.

В 2002 году совместно с католической благотворительной организацией 'Renovabis' и Екатеринодарским епархиальным управлением Отдел по церковной благотворительности организовал оказание гуманитарной помощи жителям Кубани, пострадавшим от наводнения, для которых на сумму в 25 тысяч евро были приобретены постельные принадлежности и средства гигиены, одежда и обувь.

В рамках многолетней работы по оказанию помощи жертвам чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий Отдел по церковной благотворительности незамедлительно отреагировал на террористический акт в Московском метро (6 февраля с.г.) и трагедию в 'Трансвааль-парке' (14 февраля с.г.). Сотрудниками Отдела были проведены консультации с Управлением ФСБ по Москве, а также с руководством префектур Южного и Юго-Западного административных округов. По получении поименных списков 39 человек, погибших в метро, их родственники были приглашены в Отдел для получения единовременного пособия в размере 5 тысяч рублей. Учитывая материальную состоятельность посетителей 'Трансвааль-парка', было принято решение о предоставлении возможности пострадавшим в аквапарке пройти в удобное для них время бесплатное медицинское обследование в Свято-Алексиевской Центральной клинической больнице Московской Патриархии. Аналогичная помощь была предложена и пострадавшим от взрыва в метро. В целом, в Консультационно-диагностический центр ЦКБ МП обратилось 44 человека, в том числе 3 подростков.

В связи с трагическими событиями, имевшими место в сентябре текущего года в Беслане, через московское представительство Республики Северная Осетия — Алания Отделом по церковной благотворительности было передано для пациентов североосетинских больниц 500 комплектов постельного белья.

Кроме того, Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского нами были подарены два холодильника и микроволновая печь, поскольку в них нуждалось то лечебное отделение, где проходили и проходят курс реабилитации жертвы чрезвычайных ситуаций, в том числе пострадавшие в результате террористического акта жители Беслана

Взаимодействие с епархиями и реализация межъепархиальных проектов — приоритетное направление в деятельности Отдела по церковной благотворительности. Данного рода работа проводится по нескольким направлениям:


1. проведение межъепархиальных семинаров по подготовке церковных социальных работников, которые прошли в 2000 году — в Москве; в 2001 году — один семинар в Саранске и три семинара в Москве; в 2002 году — в Барнауле и Астрахани; в 2003 году — в Воронеже; в 2004 году — пять семинаров в Москве. В данных встречах, посвященных распределению гуманитарной помощи, работе с мигрантами, подготовке сестер милосердия, организации патронажа и богаделен, уходу за ранеными солдатами, функционированию церковных детских приютов, охране материнства и детства, системе безопасности церковных социальных учреждений приняли участие представители 41 епархии.


2. Второе направление — это посещение епархий с целью ознакомления с проводимой на епархиальном уровне благотворительной деятельностью и оказания консультативной помощи в деле социального служения. В 2000—2004 гг. сотрудниками Отдела по церковной благотворительности были посещены 38 епархий.


3. Еще одно направление — это оказание консультативно-методической помощи руководителям и сотрудникам епархиальных отделов по благотворительности. Такого рода помощь была оказана 28 епархиям.


4. Распределение продуктовой и вещевой помощи через епархиальные структуры — четвертое направление в работе по взаимодействию Отдела по церковной благотворительности с епархиями:

— в 2000—2001 гг. при поддержке зарубежных доноров Отделом был реализован проект 'Обувь — детям', в соответствии с которым воспитанники 15 государственных детских домов, 6 церковных приютов и 1 центра милосердия получили 1391 пару обуви. Проект, стоимость которого составила 24 тысячи долларов США, охватил Архангельскую, Астраханскую, Барнаульскую, Вологодскую, Волгоградскую, Костромскую, Новгородскую, Оренбургскую, Ростовскую, Петрозаводскую и Тамбовскую епархии;

— в 2001—2002 годах при участии Отдела были переоснащены пекарни в Костромской, Московской и Саранской епархиях. Общая стоимость данных проектов развития составила 122 тысячи долларов США.

— в 2000—2002 годах Отделом по церковной благотворительности и Международной православной благотворительной организацией (IOCC) в Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Иваново-Вознесенской, Йошкар-Олинской, Калужской, Костромской, Московской (Москва и Московская область), Новгородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саранской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Чебоксарской и Ярославской епархиях было распределено 55 тысяч 147 тонн муки, риса, гречки, фасоли, сухого молока и растительного масла среди 2 миллионов 938 тысяч 255 человек. Общая стоимость данного проекта составила более 54 млн. американских долларов.

— В 2003—2004 годах совместными усилиями Отдела по церковной благотворительности и IOCC был реализован проект по обеспечению церковных и государственных стационара социальной сферы и физических лиц одеялами. На 200 тысяч американских долларов в епархиях было закуплено 16 тысяч 313 одеял, которые были направлены в 46 церковных и 172 государственных стационаров социальной сферы. В данном проекте приняли участие Барнаульская, Биробиджанская, Благовещенская, Владивостокская, Вологодская, Костромская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Петрозаводская, Петропавловская, Саранская, Томская и Читинская епархии;

— в 2004 году на 14,5 тысяч долларов США для 6 церковных приютов и 12 государственных детских домов в Костромской, Саранской, Тверской и Ярославской епархиях были приобретены постельные принадлежности, столовые приборы и посуда;

— 8 тысяч 464 детских головных убора было направлено Отделом в текущем году во Владимирскую, Воронежскую, Екатеринодарскую, Иваново-Вознесенскую, Костромскую, Майкопскую, Московскую и Ярославскую епархии;

— в 2004 году при участии Отдела и Института перевода Библии 1300 детей в Бакинской, Берлинской, Вологодской, Воронежской и Саранской епархиях получили 'Библию для детей';

— в 2000—2004 годах через детские дома, общества инвалидов, коррекционные школы, приюты, воскресные школы, лечебные учреждения и храмы Брянской, Воронежской, Московской и Ярославской епархий Отделом по церковной благотворительности было распределено вещевой и медицинской гуманитарной помощи, рождественских и пасхальных подарков на сумму 2 миллиона 22 тысячи 883 рубля;

— в 2002—2003 годах при участии Отдела по церковной благотворительности и финансовой поддержке компании 'Ингосстрах' удалось оказать помощь в строительстве и возрождении подворья Свято-Екатерининского мужского монастыря Московской епархии, Покровского храма в с. Тюнеж Веневского района Тульской епархии, кафедрального собора в Южно-Сахалинске и Духовно-просветительского центра в Ростове-на-Дону.

Таким образом, в межсоборный период в различных формах и по разным направлениям социальной работы Отдел по церковной благотворительности взаимодействовал с 55 из 69 епархий, расположенных на территории Российской Федерации. Взаимодействие с епархиями, находящимися за пределами России, носило периодический характер, поскольку осложнено целым рядом причин.

Ежедневно в Отделе по церковной благотворительности осуществляется первичный социальный прием нуждающихся которым, по возможности, оказывается справочно-информационная, консультативная, психологическая и разовая материальная помощь. В 2000—2004 годах в Отдел обратилось 3989 человек.

Бескорыстное служение ближнему осуществляется Отделом по церковной благотворительности и в такой форме, как акции милосердия, благотворительные вечера и концерты, пасхальные праздники и рождественские елки. Данные благотворительные мероприятия, а их было в межсоборный период 59, адресованы детям-сиротам, инвалидам, членам многодетных семей, престарелым, ветеранам, пациентам лечебных учреждений, заключенным.

В период с 2000 по 2004 годы сотрудниками Отдела в церковной и светской прессе был опубликован целый ряд статей, посвященных вопросам социального служения Церкви, взаимодействию Церкви и системы здравоохранения.

Ежегодно Отдел представляет благотворительную деятельность Русской Православной Церкви на проходящих в Москве межконфессиональных и общецерковных выставках — во Всероссийском выставочном центре и Гостином дворе.

С 1999 года Отдел по церковной благотворительности представлен в Благотворительном Совете г. Москвы. За истекший с 2000 года период была проведена экспертиза 14 программ, претендующих на получение статуса городской благотворительной программы.


Свидетельство о благотворительной деятельности Русской Православной Церкви и о православном понимании диаконического служения, расширение внешних связей и укрепление рабочих отношений Отдела по церковной благотворительности, совместное решение целого ряда социальных проблем, обмен информацией, привлечение опыта других Церквей и общественных организаций в области диаконии для использования этого опыта клириками и мирянами нашей Церкви — таковы основные задачи, которые ставит перед собой Отдел по церковной благотворительности, принимая участие в межконфессиональных, международных и иных уровней встречах, посвященных вопросам социального служения.

В течение межсоборного периода сотрудники Отдела приняли участие в целом ряде конференций, семинаров, съездов и круглых столов, проходивших в Москве и Московской области, Великом Устюге, Сургуте, Санкт-Петербурге, Воронеже, Астрахани, Барнауле, а также в Бельгии, Польше, Голландии, Греции, Германии, Швейцарии, Румынии, Италии и Чехии.


Помимо собственно социальной работы Отдел по церковной благотворительности осуществляет значительную реставрационно-строительную деятельность:

— в 2001 году был осуществлен ремонт в детском доме 'Павлин' при московском храме святителя Митрофана Воронежского;

— в 2002—2004 годах проводились и продолжают проводиться работы по воссозданию центрального иконостаса в храме преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской слободе:

— в течение межсоборного периода велись работы по возрождению храма святителя Алексия, Митрополита Московского, который планируется приспособить для посещения его инвалидами-колясочниками. На сегодняшний день полностью восстановлена колокольня, ведутся работы в трапезной части храма, четверике и апсиде;

— в 2000—2004 годах продолжались работы по реконструкции здания Черкизовской богадельни, для домовой церкви которой в текущем году изготовлен позолоченный крест;

— в минувшем году были завершены работы по реконструкции нового административного здания Отдела по церковной благотворительности. Информационное письмо об изменении адреса и телефонов Отдела были направлены во все епархии и синодальные учреждения Русской Православной Церкви.

Таково содержание многогранной деятельности Отдела по церковной благотворительности.


Вместе с тем, на сегодняшний день еще во многих епархиях 'без должного внимания остаются детские дома, интернаты, больницы, места заключения, дома для престарелых. Во многих из них могли бы быть организованы если не домовые храмы, то хотя бы молельные комнаты. Не на должном уровне роль священника в этих учреждениях. Конечно, не всегда руководители этих заведений расположены и открыты к Православной Церкви, но такая ситуация побуждает искреннего пастыря, заботящегося о своей пастве, о народе, о Родине и о будущей ее истории, искать пути воцерковления таких руководителей, помогать им вернуться к своим истокам и через них осуществлять важную современную миссию спасения погибающих душ', — эти слова Святейшего Патриарха Алексия, произнесенные им на ежегодном епархиальном собрании г. Москвы, можно отнести к любой из епархий.

В сфере социального служения имеются проблемы и другого характера. До сих пор в ряде епархий нет общеепархиальных структур, которые бы целенаправленно, ежедневно и планомерно занимались организацией благотворительной деятельности, хотя Циркулярное письмо о необходимости создания таких отделов или комиссий по благотворительности было подписано Предстоятелем нашей Святой Церкви и направлено Преосвященным еще в 1996 году.

На Архиерейских соборах 1997 и 2000 годов особо отмечалось, что Преосвященные владыки обязаны информировать соответствующие синодальные отделы о проводимой в их епархиях деятельности. Однако большинство архипастырей, видимо, считает зазорным ежегодно направлять в Отдел по церковной благотворительности отчет о совершающихся в епархии делах милосердия. Полагаю, Редакционная комиссия настоящего Собора должна особо отметить в итоговом документе необходимость ежегодного информирования епархиальными управлениями синодальных учреждений о проводимой в приходах и монастырях работе соответственно профилю того или иного синодального отдела.

Без информации из епархий невозможно намечать перспективы диаконической работы на общецерковном уровне, невозможно вести речь о взаимодействии с епархиями, о разработке межъепархиальных программ. Более того: без информации и статистических данных из епархий мы даже не можем сказать, сколько в самой многочисленной и крупнейшей в мире Православной Церкви имеется приютов, богаделен, благотворительных столовых и тому подобных социальных учреждений.

Какие проблемы существуют на епархиальном уровне в социальной сфере церковно-государственных отношений? Что мешает развитию диаконического служения? С какими трудностями сталкиваются церковные благотворительные структуры? Ответы на эти вопросы, которые могут дать только Управляющие епархиями архипастыри, помогут отстаивать общецерковные интересы во властных структурах, участвовать в выработке социальной политики государства, придать собеседованиям и парламентским слушаниям предметный, конкретный характер.

Еще одна проблема — это дефицит кадров: сегодня не каждый готов физически и морально войти в качестве сестры милосердия или медбрата в больничную палату, не каждый способен работать с детьми-инвалидами, сиротами или ухаживать за престарелыми. Да, служение милосердия невозможно без участия священнослужителей, но оно невозможно и без широкого, деятельного участия мирян. Слово архипастыря, обращенное к прихожанам и пастырям, могло бы вдохновить многих на дела милосердия, послужить духовному единению верующих в служении ближним.

При всем многообразии социальной работы, которая осуществляется сегодня в нашей Церкви, надо признать, что не всегда удается оказать помощь в тех случаях, когда речь идет о стихийных бедствиях, террористических актах и чрезвычайных ситуациях. Процедура привлечения средств зарубежных доноров не всегда позволяет отреагировать на беду своевременно и оперативно. Иногда на это уходят недели и даже месяцы, а ведь люди пострадали в одно мгновение и им необходима срочная помощь. Думается, назрела потребность в создании общецерковного резервного фонда на случай оказания помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Аналогичные фонды необходимо создать и в епархиях.

Круг проблем, связанных с финансовым обеспечением социальных проектов Церкви, — это то, на что нам следует обратить особое внимание. Все наши диаконические программы социально значимы, и все они отвечают тем принципам социальной политики, которые провозглашены государством. Однако планомерное и систематическое выделение средств из федерального или местных бюджетов на реализацию церковных социальных проектов до сих пор остается пределом мечтаний. Льготное налогообложение церковных благотворительных учреждений, оплата труда церковных социальных работников, предоставление льгот на оплату коммунальных услуг — отсутствие этих составляющих в повседневной деятельности богоугодных заведений является твердой преградой для стабильного развития общецерковной системы социального служения.



Дела милосердия и благотворительности относятся к одному из многочисленных видов церковного свидетельства, но следует подчеркнуть, что этот вид свидетельства является особым.

Его специфика заключается, прежде всего, в том, что цель социальной работы — содействие людям в благоуспешном разрешении их жизненных проблем. Сюда следует отнести любые затруднения и противоречия в жизни человека, которые не могут быть решены привычными для него способами и требуют поиска новых путей, методов и средств. Попадая в затруднительное (физическое, материальное или психологическое) положение, человек стремится выйти из него, ему важно обрести равновесие с самим собой и окружающим его миром.

Данного рода мотивация движет человеком, когда он, зачастую будучи не церковным, идет в храм, ту или иную церковную структуру. Каждый человек с его нуждами и проблемами ставит перед пастырем, перед Священноначалием и народом Божиим новые задачи, стремление решить которые заставляет вести социальную работу по самым разным направлениям. Иными словами, основные направления работы благотворительных учреждений являются ответом на нужды людей, на вызовы времени.

Очевидно, что процесс становления социального служения Церкви — явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, традиций и обычаев социального служения, а также законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков. И все же церковная система помощи сегодня, как и в конце XIX века, возвращается к своим исконным традициям, когда призрение осуществляется через монастыри и приходы, где предоставляется комплекс социальных услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, предоставление приюта.

Тем не менее, сегодня в России благотворительная деятельность, как и вся социальная работа, не только благородна, но и трудна. Чтобы сделать ее эффективной, необходимо решить целый комплекс вопросов и, прежде всего, вопрос о преодолении разобщенности государственных и общественных организаций, занятых социальным служением. Нужна целостная государственная программа поддержки благотворительной деятельности в России, включающая в себя комплекс законодательных, экономических, организационных и кадровых мер. Для развития благотворительной деятельности в России необходимо вспомнить и о российских традициях меценатства; привлечь к делам милосердия и благотворительности внимание нарождающихся предпринимательских кругов. Координация деятельности, налаживание сотрудничества, особенно в регионах, между государственными, религиозными, светскими общественными организациями, наряду с финансовой помощью и созданием правовой базы благотворительности, — является важнейшими условиями возрождения милосердного служения в России.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика