Ивановская Газета | Фарид Халиков | 01.10.2004 |
В один из дней всероссийского траура по жертвам теракта в Беслане, несколько ивановцев, услышав доносившийся с минарета ивановской мечети азан (призыв к молитве), закидали камнями ворота мусульманского храма. «Что ж, я понимаю этих людей, — прокомментировал это происшествие имам мечети Фарид Халиков. — Азан ведь начинается со слов „Аллах акбар“ („Бог велик“), а до этого они, наверное, слышали этот возглас лишь из уст террористов, которых показывали по телевизору. Поэтому люди и проявили агрессию по отношению к исповедующим ислам. Но дело в том, что террористов, какие бы слова они ни произносили, настоящими мусульманами назвать нельзя».
— Понимаете, ислам — это не то, что передается по крови, это убеждения, — продолжил Ф. Халиков. — И пока человек их придерживается, он мусульманин, когда прекращает придерживаться, он автоматически перестает быть мусульманином. А Коран осуждает любое убийство.
— Но ведь террористы то и дело заявляют, что действуют «во имя веры"…
— Во время терактов не было озвучено ни одного религиозного требования. И неслучайно спецслужбы не пригласили для переговоров с захватчиками школы в Беслане ни одного духовного лидера, понимая, что террористы — не религиозные фанатики, а самые обычные бандиты. По свидетельству бесланских заложников, террористы три дня подряд пили водку. А согласно верованиям всякий мусульман, кто выпьет глоток вина, на 40 дней лишается веры. Получается, у бандитов не было ни капли страха, что им суждено умереть неверующими.
Настоящий мусульманин, прежде чем совершить какой-нибудь поступок, всегда взвешивает, что ему за это будет в этом и в том мире. Решив (не дай Бог) совершить теракт, он, конечно же, вспомнит, что ни один из терактов еще не приносил результатов, на которые рассчитывали террористы, — значит, в этом мире он таким путем ничего не добьется, а сам, вероятнее всего, погибнет. В том же мире его ждет вечное проклятие, он будет вечно гореть в аду. Это однозначно сказано в Коране.
— Что значит выражение «убивайте неверных», на которое бандиты постоянно ссылаются?
— В Коране действительно есть такой айат (слова, ниспосланные Всевышним). Но он относится к конкретной ситуации. Однажды на мусульманский народ напали иноземцы, но битву они проиграли и были взяты в плен. Мусульмане не знали, как поступить с пленными, и им было ниспослано повеление убить врагов, чтобы тем впредь неповадно было нападать. Мы видим, что этот айат говорит о самозащите народа в случае нападения врагов, и нет ни слова о том, чтобы идти и убивать невинных людей.
— Кстати, каковы мусульманские представления о мести? Ведь террористы, уничтожая мирных жителей России, по сути, мстят ее правителям…
— По шариату, воздаяния заслуживает лишь тот, кто сам совершил преступление. Но принять решение о наказании и привести его в исполнение может только государство. Когда же за чьи-то поступки страдают невинные люди — это несправедливость. В Коране говорится, что «никто не понесет бремени грехов другого».
А в отношении мести Аллах сказал: если ты простишь, это будет для тебя лучше — «Отвечай на зло добром, и тогда твой враг станет тебе как самый любимый друг. Но этого не сможет сделать никто, кроме обладателей великого терпения».
— Ну, а джихад — «священная война»?
— Джихад — это прикладывание усилий в деле распространения религии. То есть джихад — это и борьба со злом в своей собственной душе, и лекция в воскресной школе. Есть и еще одно значение этого слова. Если, например, на мусульманское государство напали враги, то правитель может объявить джихад — всеобщую мобилизацию для защиты страны.
— Террористы называют себя шахидами. Что значит быть шахидом?
— Шахид — это тот, за кого в судный день будут свидетельствовать, что он умер во имя Аллаха. Иными словами, шахид — мученик, принявший смерть за веру. А взорвать себя во время теракта — это самоубийство. В Коране же сказано, что самоубийца не может быть шахидом и что он обязательно попадет в ад. Более того, его мучение в преисподней состоит в том, что он будет постоянно убивать себя тем же способом, каким покончил с собой. Получается, женщины-смертницы, попав в ад, будут постоянно себя взрывать в наказание за содеянное.
Другое дело, что террористы, заявляющие на весь мир о своей «борьбе во имя Аллаха», — невежды, которые, скорее всего, даже и Коран-то не открывали ни разу. А женщины-шахидки, наверное, и школу не заканчивали, живя в каком-нибудь отдаленном ауле. То есть они, возможно, вполне искренне надеются получить вечное блаженство, идя на преступление по незнанию.
— Как бы то ни было, российские телезрители сегодня черпают сведения об исламе в основном из уст террористов…
— К сожалению, да, — включается в разговор председатель ивановской мусульманской общины Фарид Ляпин. — Мусульманским лидерам дают слово, как правило, лишь после какого-нибудь теракта, когда остается только оправдываться, объясняя, что действия бандитов расходятся с нормами ислама…
Как ни парадоксально это звучит, сегодня российские мусульмане тоже стали жертвами террористов, подвергаясь непониманию и несправедливой агрессии, как в случае с «бомбежкой» камнями ворот ивановской мечети. Несмотря на то, что эта религия, подобно многим другим, учит добру.
Беседовала С. Шейнина
11 сентября 2004 г.