Новая газета | Юрий Соломонов | 27.09.2004 |
«…Телеинъекции на тему „У терроризма нет национальности и религии“, каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы» — такой вердикт вынес недавно в прессе профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. Его статья уже самим заглавием ставит вопрос ребром: «Как относиться к исламу после Беслана?».
Вот некоторые афористичные мысли диакона, которые позволяют понять пафос его раздумий: «Мир ислама ответствен за исламский терроризм хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность», «Фанатизм и нечувствие к чужой беде — болезнь исламского мира, мусульман».
Конечно, после оговорки: «Но все же важно заметить, что не все мусульмане сегодня террористы» — исламский мир может слегка успокоиться. А уж сообщение: «Я убежден, что стратегическое планирование терактов, совершаемых от имени ислама, совершается в западном мире» можно считать если не реабилитацией, то чем-то вроде «вновь открывшихся обстоятельств». Правда, Кураев и здесь не забывает предупредить: «Среди грехов мусульманских террористов есть еще и грех слепоты: они не заметили, в чьих руках они стали марионетками».
Так в чьих же?
«Нет, не думайте, что я сейчас заведу речь о евреях», — предупреждает профессор духовной академии и слово свое на этот раз держит. Он обрушивается конечно же на «архитекторов нового мирового порядка», господ из Вашингтона. Правда, автор не забывает оговориться, что доказательств тому у него нет: «Я говорю об этом не как о факте, а как о моем ощущении». Однако один «факт», якобы доказывающий, что за международным терроризмом стоят США, все-таки приводит.
Отсутствие терактов в США после 11 сентября 2001 года кажется нашему аналитику доказательством того, что уши терроризма торчат из Вашингтона.
Как же, мол, так: США так досаждают мусульманскому миру, а тот их почему-то не трогает, в то время как террор гремит по всей Европе, а особенно в России.
Вот так. Ислам, по Кураеву, несет в себе немало опасностей, но есть враг и посвирепее. Это Америка, которая раньше пугала мир наркобаронами, а сейчас пустила в ход исламский терроризм. А замысел прост: «Когда страх пронизывает все поры общества, тогда можно сказать: «Люди, мы можем вас спасти! Но для этого позвольте надеть на всех вас ошейники!».
В статье Кураева нет только таких знаковых слов, как «американский проект».
Но зато это понятие фигурирует в другом проекте. В том, который диакон Кураев осуществляет ныне вместе с известным политологом и бесстрашным борцом с олигархами Станиславом Белковским.
Если в упоминаемой выше статье доказывается, чем опасны ислам и американский империализм, то общая идея Белковского, Кураева и иже с ними простирается дальше. Теперь надо доказать, что если матушку-Россию что и спасет, так это… православизация власти, политической элиты. С этой целью инициативной группой было объявлено о создании некоей Корпорации православного действия, которая призвана за два года изменить «качество присутствия православия в информационных потоках». Энтузиасты уверяют, что КПД с помощью специального православного телеканала и аналогичной православной «толстой» газеты (плюс уроки православия в школе) сформирует в стране православную элиту. Последняя, в свою очередь, образует в структурах светской власти «пул православных политиков», а уж они-то покажут, что такое православное действие.
Презентация корпорации проходила, как нынче говорят, интерактивно. Исполнительный директор КПД и он же пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов объявил, чем будут заниматься в информационном пространстве здоровые православные силы: противостоять «антицерковному лобби» в СМИ. Вместе с «Новой газетой» в черный список попали «Московский комсомолец», «Русский курьер», «Новые известия» и, наконец, «Портал-Credo.Ru», который, по некоторым данным, принадлежит конкуренту г-на Белковского по борьбе за влияние на Кремль г-ну Павловскому.
Неистовый пресс-секретарь Фролов тут же привел пример действий коварных лоббистов: интернет, где была обнародована весьма вредная новость о том, что патриарху сделали операцию аортокоронарного шунтирования. Что в ней плохого? А то, что образ Патриарха Московского и всея Руси может невольно ассоциироваться с Борисом Ельциным и болезнями последнего.
Глубоко копают православные публицисты!
Пресс-релиз КПД только подтверждает эту глубину.
«Ценности американского проекта — в первую очередь примат индивидуальной ответственности над коллективной, буржуазное благополучие как жизненный идеал, отказ от имперских традиций в пользу доктрины «маленькой компактной РФ» — не прижились на российской почве».
Да уж… С индивидуальной ответственностью у нас в самом деле как-то не заладилось. Это у них там, в протестантском учении, содержится что-то такое вроде индивидуальной морали, с помощью которой они, если верить тамошнему социологу Максу Веберу, капитализм построили.
Но нам их капитализм даром не нужен. У нас, как всегда, лучшие строки про особый путь: «Русский человек стремится не столько к индивидуальному обогащению и свободе от каких бы то ни было внешних ограничений, сколько к преодолению одиночества и обретению подлинной свободы в рамках коллективного организма, несущего ответственность за судьбу каждого своего члена…».
Ах, скорее бы они вернулись — общинный дух или социалистический коллективизм! Чтобы не ты сам за себя отвечал, а система обеспечивала тебе и пропитание, и воспитание, и конечно же подлинную свободу. Правда, в прежние времена была матушка-идеология. Создатели корпорации учли и это: «После краха коммунистического проекта начался поиск русскими нового духовного начала, которое стало бы основной опорой в борьбе за преодоление одиночества. Такой опорой стало, безусловно, Православие — традиционная для России религия».
Действительно, с традицией не поспоришь. Но инициаторы КПД идут дальше — им важно сообщить другое: сегодня «около 60% населения России считают необходимым участие Церкви в решении важнейших государственных вопросов».
Как интерпретируют авторы эту цифру — понять трудно. Может, они намекают на то, что 60 процентов населения выступают против Конституции, провозглашающей Россию светским государством? Тогда так и напишите: требуем референдума, пересмотра основ и пр.
Впрочем, вбрасывание пробного камня всегда требует некоего туманного лукавства. «Однако, говоря о политико-социальной роли РПЦ, мы не должны забывать об инаковости природы Церкви. Православная Церковь не может и не должна заниматься политикой. Однако формированием Православной политики в нашей стране, равно как и лоббированием важнейших с точки зрения Православия государственных решений могут и должны заниматься независимые светские структуры, работающие в рамках социальной доктрины РПЦ. Именно поэтому и создается Корпорация Православного действия…»
РПЦ не может и не должна заниматься политикой, оговариваются строители будущей православной элиты государства.
Тем не менее в светской газете о. Андрей бросает серьезные обвинения в адрес ислама.
Тем не менее создается организация, цель которой — активное вторжение определенной религии во властные структуры государства.
Исламские террористы таких новаций только и ждут. Создаваемая корпорация сильно облегчит работу их агитаторов и вербовщиков: смотрите, мол, мусульмане, Кремль создает свою элиту. Православную. Для чего? Ишаку понятно…
Да и велика ли новация, о которой объявили Белковский, Кураев и другие?
В начале прошлого века в России сильно прославился один бессарабский помещик, сын сельского священника. В молодости он пробовал обратить на себя внимание властей университетским дипломом — сочинением о заговоре олигархов. Но в отличие от Белковского страну напугал не сильно — его олигархи были древнегреческими.
Когда наш герой понял, что российская монархия перед толстосумами Эллады не трепещет, тоже решил создать свою корпорацию православного действия. Она называлась «Союз Михаила Архангела». А автора звали Владимир Митрофанович Пуришкевич. Взрывной, между прочим, был человек. В Думе, на митингах, в ресторанах вел себя интереснее самого Жириновского. Закатил как-то скандал в театре, протестовал против постановки Оскара Уайльда. А иначе и быть не могло: «Союз Михаила Архангела», как и Союз русского народа, как и «черная сотня», были большими ревнителями общественной морали и православных устоев.
Поэтому настольной книгой тех православных государственников активного действия, естественно, был не «Портрет Дориана Грея», а «Протоколы сионских мудрецов».
Так что православно-государственные мосты стратегического значения на Руси кое-кто уже наводил. И «достижения» таких «саперов» нет нужды лишний раз перечислять. Так же, как не хочется умного Белковского пугать тем, к чему могут привести в многоконфессиональной стране пусть даже мирные («политическими методами!») православные действия. Как и создание политической элиты по религиозному признаку.
А уж напоминать про Конституцию… Между прочим, если уж г-н Белковский такой, извините, адепт вхождения религии во власть, то не грех, если бы отец Андрей напомнил ему книжку потолще Основного Закона. Ту, в которой с апостольской простотой воспроизведены святые слова: «Воздайте кесарево Кесарю, а Божье Богу».
Вот русский философ Бердяев в отличие от Пуришкевича и Белковского, тот осторожничал: «Когда первый христианин принял мученическую смерть, потому что не пожелал воздать божеские почести цезарю, он навеки религиозно ограничил притязания государственной власти… Христианское сознание отвергло всякое самодержавие государственной власти, будь то самодержавие Кесаря или самодержавие народа…»
Христианское сознание отвергло. Истинно христианское. Но наши-то всевозможные «устроители» будут и уже ссылаются на трудности момента, угрозу распада России, на международный терроризм, на то, что сейчас всем людям православным надо собраться в кулак…
Я когда слушаю или читаю иных неистовых «спасителей» России, то, честное слово, иногда закрадывается сомнение: может, им Удугов позванивает?
23 сентября 2004 г.