Наша Вятка | Протоиерей Александр Балыбердин | 27.09.2004 |
Объяснить необычное для современного человека старое название улицы — «Спенчинская» — поможет краткий экскурс в историю города. В средневековом Хлынове улица с таким названием тоже существовала, но направлением её было другим — она вела от городского торга (сквер за Спасским собором) в Спенцынский стан за Луковицким оврагом (Профсоюзной). Сегодня на территории Спенцынского стана располагаются производственные помещения шинного завода. Четыре века назад его жители также занимались ремеслом. Каким именно — подскажет старинное русское слово «спень» — металлическая проволока, на которую вздевались жемчужные зёрна и камни. Название «Спенцынская» — «Спенчинская» было настолько устойчивым, что, когда в 1812 г. этой улице было дано новое имя — «Владимирская», название «Спенчинская» не было забыто, а перешло к параллельной с ней улице (современная К. Либкнехта), ранее называвшейся Кузнецкой.
Центром рождения Владимирской улицы стала слободка, находившаяся во второй половине XVII века за юго-западной частью Хлыновского посада. Используя аналогию с сегодняшним днём, можно сказать, что Владимирская слободка была «юго-западным районом Хлынова». Попасть в эту слободку можно было через Никитскую башню земляного города, находившуюся несколько южнее парка «Аполло» на улице Никитской (современная Володарского).
В 1700 г. большой пожар уничтожил почти все деревянные строения Хлынова, в том числе все крепостные башни и стены. Более эти укрепления не восстанавливались. Город шагнул за границы земляного вала. В нём началась эпоха каменного строительства. 12 апреля 1707 г. «за градом Хлыновым, за земляным валом, за Никитскими вороты» в центре Спенчинской слободки купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Работы продвигались медленно. С одной стороны, большое число мастеров-каменщиков было тогда привлечено к строительству новой столицы — Санкт-Петербурга, на Вятке же их и без того было немного. Но, с другой стороны, смогли же вятчане в более короткие сроки тогда же возвести Воскресенский и Богоявленский соборы (1710), а также другие городские церкви — Покровскую (1709), Пятницкую (1712), Предтеченскую (1717). Строительство же Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г. Примечатально, что оно велось даже после 1714 г., когда указом Петра I в России повсеместно (кроме Петербурга) было запрещено «каменное строение» — вятские каменщики при переписях скрывали свою профессию, умалчивали о ней.
Еще одна страница в истории Владимирской церкви связана с именем известного вятского купца и мецената Я.А. Прозорова, на средства которого в 1876 г. была начата масштабная перестройка храма — разобраны старая колокольня и трапезная, а на их месте выстроены новые. Яков Алексеевич Прозоров являлся самым крупным торговцем Вятки, купцом I гильдии, вёл хлебную торговлю в Архангельске, торговал льном в Лондоне, ежегодно отчисляя на цели благотворительности 5−10% от полученной прибыли. В течение 14 лет — с 1858 по 1872 г. — возглавлял Комитет по постройке Александро-Невского собора. На собственные средства открыл в Вятке богодельню и дом презрения для детей бедных граждан. За свои труды во славу родного города Я.А. Прозоров был удостоен звания «Потомственного почётного гражданина». После его смерти, последовавшей в 1881 г., перестройку Владимирской церкви продолжил и завершил его сын Алексей Яковлевич, который, хотя и проживал в Архангельске, но о Вятке не забывал.
Владимирская церковь связана с памятью ещё одного выдающегося жителя Вятки — архиепископа Вениамина (Тихоницкого), который несколько десятилетий служил в этом храме приходским священником, пережил в 1936 г. закрытие и разрушение храма, претерпел со всем вятским духовенством период жестоких гонений на Святое Православие. К началу Великой Отечественной войны в Кировской области осталось всего 6 действующих церквей. Приняв в декабре 1942 г. сан епископа, владыка Вениамин возглавил Вятскую епархию и стал по крупицам собирать церковные силы. Когда весной 1957 г. он скончался и был погребён в Серафимовской церкви, в области было уже 80 действующих церквей.
23 сентября 1918 г. президиум Кировского горсовета переименовал Владимирскую улицу в улицу Карла Маркса. При чём здесь Карл Маркс?
17 сентября 2004 г.