Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова, Екатерина Бабкова | 27.09.2004 |
Несмотря на регулярные встречи министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко с Патриархом Алексием II, сторонам не удалось избежать «непонимания». Суть разногласий сводится к следующему.
В Минобрнауки считают, что преподавать историю религии надо «как светскую науку, как часть российской истории» (в этом учебном году этот факультативный курс преподают в 8−9 классах). Русская православная церковь (РПЦ) делает акцент на преподавание «Основ православной культуры» (особенно в начальной школе).
На днях секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко заявил, что «в настоящее время между Церковью и системой образования существует непонимание». «Начинать с истории мировых религий — это все равно, что маленькому ребенку учить все иностранные языки сразу. А наш язык — это язык православной культуры», — сказал Михаил Дудко в одном из интервью. Он также заметил, что занятия по православию должны вести только православные верующие, прошедшие сертификацию в РПЦ, а идеальной кандидатурой для проведения уроков является православный священник.
В департаменте образования Москвы с такой постановкой вопроса категорически не согласны. «Федеральное министерство рекомендовало введение в школах курса „История мировых религий“. В государственных школах будет именно этот факультатив. Никто в Москве не запрещает преподавать основы православной культуры. Но у Церкви есть свои православные школы, в которых можно преподавать этот предмет», — сказал пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов.
Между тем в некоторых регионах России, в частности, в Псковской, Курской, Новосибирской, Белгородской, Тверской и Калининградской областях, детям преподают только основы православия. В частности, в школах Псковской области уроки ведут учителя, прошедшие курсы на базе духовного училища. Причем проект финансирует Министерство образования и науки РФ.
Похоже, что разногласия между Минобрнауки и РПЦ носят локальный характер.
Газета. «Право ученика и его семьи на соблюдение их исповедальных традиций должно сохраняться»
Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал ГАЗЕТЕ:
«Согласно международному праву, государство в лице школы в данном случае обязано учитывать религиозные убеждения семьи учащегося, не входить с ними в противоречие.
Более того, согласно принятым в мире нормам, государство обязано обеспечить ребенка за бюджетный счет возможностью получить образование по основам религии, исповедуемой в его семье, независимо от того, обучается ребенок в частной или государственной школе. И этот вопрос не находится в противоречии с вопросом об отделенности Церкви от государства. Такова мировая практика.
Даже в столь конфликтных странах, как Сербия или Румыния, семья имеет право выбирать между преподаванием религии или светской этики для своего ребенка.
На тех же основаниях государство должно предоставлять ученику право выбора между изучением одной религии или получением базовых знаний о нескольких религиях.
Учебник, касающийся истории религий, не должен противоречить убеждениям верующих семей, дети которых обучаются в школах.
В любом случае, если создается учебник об основах нескольких религий, он не должен быть написан в духе атеистического отношения к любой из них. Поэтому было бы нормальным обсуждение такого рода инициатив с представителями конфессий.
Успех данной инициативы Министерства образования зависит от того, сможет ли такой учебник удовлетворить всем представлениям о мире, которые заложены в каждом вероисповедании.
Что касается преподавателей основ православной культуры, то в стране уже подготовлены десятки тысяч православных мирян, получивших педагогическое и богословское образование, готовых осуществлять преподавание основ православной культуры в школах. Преподавать в школах должны люди, имеющие педагогическое образование (и это позиция Церкви), а не духовные лица, хотя в стране есть и священники, получившие педагогическое образование.
В регионах, где ситуация поликонфессиональная, право ученика и его семьи на соблюдение их исповедальных традиций должно сохраняться. Если тот или иной ребенок в исламском регионе желает изучать основы православия, такое право и такая возможность должны быть ему предоставлены».
22 сентября 2004 г.