Русский вестник | И. Литвененко, Дмитрий Сапрыкин | 21.09.2004 |
В отношении образования Послание выдвигает только один критерий его успешности: конкурентоспособность в условиях глобализации. Причем ''конкурентоспособность'' должна быть достигнута исключительно через ''профессионализацию'' и ''специализацию'', то есть совершенствование навыков трудовой деятельности. Между тем ''конкурентоспособность'' экономического уклада являет собой органичный синтез системы экономических отношений и образа жизни, присущего данному сообществу. Более того, в отношении образования как институциональной категории применять исключительно только критерий конкурентоспособности явно не достаточно. Образование является областью, формирующей институциональные основы жизненного уклада, обеспечивающей преемственность образа жизни, устойчивость развития общества и государства и не может быть сведена только к подготовке ''специалистов для предприятий рыночной экономики''. Категория образования имеет целостный, системный характер, и для ее осмысления нужно сформировать более полную систему стратегических критериев (причем ''конкурентоспособность'' будет только одним из них).
Для того, чтобы предотвратить переход ситуации в фазу неуправляемого ''горячего'' саморазрешения кризиса, требуется выработка и реализация целостной концепции социально-образовательной политики государства. Она должна соответствовать не интересам нынешней хищно-либеральной ''элиты'', НО ТОЛЬКО реальным нуждам народа.
Церковь и образование
В этих условиях, когда политическая и экономическая элита не только не в состоянии сформулировать адекватную концепцию образования, внимание естественно обращается к Церкви. Ведь в по сути главным делом Церкви является именно образование: то есть создание условий для соборного возрастания личности и сообщества к целостному совершенству по образу, заповеданному нам Господом. Только такое понимание образования может быть противопоставлено всеобъемлющей власти золотого тельца, стремящегося превратить школы и университеты в место жертвоприношения, как показали события в Северной Осетии, а самих нас и наших детей в подручные инструменты, управляемые ''винтики'' глобальной машины ''разделения… труда'', и не заинтересованного ни в обеспечении национальной безопасности России, ни в самом существовании Российского государства.
Идея системного сотрудничества Церкви и государства в сфере образования давно уже привлекала внимание. И работа различных групп экспертов (сосредоточившихся вокруг, с одной стороны, Координационного совета по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства образования Российской Федерации, а с другой стороны — Общественно-политического экспертного совета (ОПЭС) при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе) по-видимому должна была обеспечить ее реализацию.
Однако главным выводом этой работы стало понимание того, что дальнейшее движение чрезвычайно осложняется отсутствием ясно сформулированной и одобренной Святейшим Патриархом и Священным Синодом общецерковной позиции по вопросу взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области образования, т. е. разработанной и представленной образовательной концепции Русской Православной Церкви. Отсутствие церковной позиции по вопросам образования является причиной почти полного прекращения реального, позитивного сотрудничества Церкви и светских структур в области образования.
Председатель Учебного комитета Московской Патриархии архиепископ Верейский Евгений направил 11.12.2001 г. рапорт Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о благословении на создание особой рабочей группы, призванной сформулировать общецерковную позицию по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества в области образования и разработать образовательную концепцию Русской Православной Церкви. Это обращение было поддержано участниками заседания секции ''Церковь и государственная система образования'' десятых Рождественских образовательных чтений, состоявшихся 30 января 2002 года и констатировавших, что ''…исторически назрела необходимость выработки основополагающих принципов, определяющих взаимодействие Церкви и государства в области образования''. В заседании приняли участие известные священнослужители (в том числе владыка Евгений и архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний; а также протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТБУ; игумен Августин (Анисимов), руководитель отдела образования и катехизации Ивановской епархии и другие), ответственные государственные чиновники (в том числе замминистра образования Л.С.Гребнев), ученые, педагоги, представители учебных заведений и общественных организаций.
Такая рабочая группа под руководством архиепископа Верейского Евгения по благословению Святейшего Патриарха Алексия 2 была создана в начале 2002 года.
В рамках одиннадцатых Рождественских чтений 30 января 2003 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытое заседание рабочей группы, в котором также приняли участия многие известные священнослужители и специалисты. Заседание прошло в форме ''круглого стола'', имевшего название ''Концептуальные основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви во взаимодействии с государством''. Фактически все участники констатировали актуальность и необходимость взаимодействия Церкви и государства в области образования и объединения усилий Церкви и общества по созданию образовательной концепции Русской Православной Церкви (из 68 анкет участников круглого стола в 66 содержится подобная постановка вопроса). В то же время выступавшие констатировали отсутствие единого понимания содержания и основ построения концепции, ответственность и сложность соответствующей работы, а также то, что на сегодняшний момент у Русской Православной Церкви и представителей государственной власти нет единого понимания православного отношения к вопросу образования, а также принципов и механизма сотрудничества Церкви, государства и общества в этой сфере, хотя такое понимание насущно необходимо.
Образовательная концепция
Мы убеждены, что образовательная концепция, о которой идет речь, не должна быть еще одним, формальным документом, эклектически соединяющим различные фрагментарные соображения и подчас субъективные воззрения. Она должна представлять концептуальное понимание основополагающих принципов образования Церкви, государства и общества, а также определять реальную стратегию взаимодействия.
Но поскольку, как показал опыт прошедших дискуссий, ни у священнослужителей, ни у светских специалистов нет ясного и целостного понимания данной темы, необходимо соборное объединение усилий и усердное делание, направленное на общее благо, на образование народа великой державы.
Вместе с тем опыт 2001−2003 годов показывает малую эффективность выбранных форм работы и, что еще более важно, отсутствие в государственных и церковных органах управления дееспособных структур и механизмов, позволяющих формировать содержательные решения важнейших проблем.
Собиравшиеся комиссии и рабочие группы лишены реальных полномочий и выхода на государственные и церковные органы, ответственные за утверждение и исполнение решений. С другой стороны, они не имеют возможности апробировать обсуждаемые концептуальные наработки на практике (что предлагалось сделать в рамках проекта ''Православие и образование''). Представители государственной власти, не желая брать на себя ответственность и будучи неспособными сами подготовить эффективные решения, предпочитают работать исключительно в формальной и бюрократической логике. А церковная иерархия в значительной степени оказывается оторвана от практических проблем мирян и общественной среды. Если подобная практика и система отношения Церкви и государства к вопросам образования сохранится и не будут выработаны адекватные механизмы противодействия разрушительным тенденциям, ситуация и в других направлениях будет развиваться в сторону жесткого кризиса, а взаимодействие Церкви, общества и государства окажется неэффективным.
В настоящий момент назрела необходимость коренного пересмотра существующей системы принятия решений и механизмов реализации по важнейшим вопросам государственной и церковной образовательной политики.
Соборное делание
В практическом отношении деятельность рабочей группы над образовательной концепцией Русской Православной Церкви необходимо продолжить. А сотрудничество Церкви, общества и государства в вопросах образования необходимо перенести на новый, ответственный уровень, где появится возможность воплотить концептуальные наработки в их сущностном аспекте. В силу сложившихся обстоятельств работа Совета по вопросам образования при Президенте РФ с непосредственным участием Президента РФ и Святейшего Патриарха позволила бы более четко сформулировать перед государством позицию Русской Православной Церкви, а также избежать различного рода политических спекуляций (направленных на выработку ''закрывающего тему'' формально-бюрократического документа, в который рискует превратиться ''образовательная концепция'').
В связи с вышесказанным представляется, что к предстоящему в октябре 2004 года Архиерейскому Собору невозможно выработать окончательный текст образовательной концепции Русской Православной Церкви, который в полной мере будет отвечать серьезности поставленного вопроса, реалиям времени и принесет действительное благо Церкви и России. Тем не менее поскольку речь идет о вопросе первостепенного общецерковного и государственного значения, мы призываем архиереев обсудить принципы, механизм и возможность создания образовательной концепции Русской Православной Церкви на Архиерейском Соборе и утвердить их соборным решением. Соответствующее обращение в июне 2004 г. мы направили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.