Независимая газета | Вера Постнова | 13.09.2004 |
Думается, усилия президента Минтимера Шаймиева, Камиля Исхакова, госсоветника по политическим вопросам при президенте РТ Рафаэля Хакимова, предпринимаемые в течение последних четырех лет для возвращения иконы, не пройдут даром. В Казани очень хорошо услышали, что сказал в интервью журналистам патриарх Алексий II по окончании церемонии передачи иконы Московской патриархии: «С ее возвращения начнется возрождение России». Надо полагать, политики Татарстана не упустят возможности подчеркнуть свои заслуги в этом. В такой ситуации за ценой не стоят.
Идея вернуть икону на место ее обретения возникла около четырех лет назад и принадлежит Рафаэлю Хакимову. Предложение своего советника обстоятельно осмыслил президент Минтимер Шаймиев, который попросил подключить к этой работе главу казанской администрации. Сам глава республики за все время кипения страстей вокруг этого проекта оставался в тени, не комментировал события и не делал никаких заявлений.
Надо сказать, местная православная епархия поначалу осторожно отнеслась к данному проекту. А когда Ватикан назвал день передачи иконы, журналисты попросили архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия прокомментировать предстоящее событие.
— А что они собираются передавать? Икона никуда из Казани не исчезала, — ответил владыка, смутившись, — а хранится в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище…
Между тем заявление Ватикана, прозвучавшее для всех неожиданно после почти годового затишья по поводу этой темы, поддержал председатель Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Гусман, который входит в окружение президента Шаймиева, одобрившего возвращение православной святыни. Хотя для мусульман возвращение иконы, которой, как они считают, «их насильственно крестили» после завоевания русским царем Казанского ханства, является спорным вопросом. Госсоветник президента РТ Рафаэль Хакимов в беседе с корреспондентом «НГ» рассказал о реакции мусульман: «Стоило мне заговорить об иконе Казанской Божией Матери, как муфтий с упреком произнес: «Ты так стараешься, что скоро крест наденешь, а может, уже надел?!»
Однако выступать с заявлениями от имени мусульман муфтий Гусман не может: Татарстан известен цивилизованному миру как образец межконфессионального согласия мусульман и православных. Другое дело общественно-политическая организация Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Президиум ВТОЦ недавно обратился с открытым письмом к понтифику Римско-Католической Церкви. «Ваше Преосвященство! Вас пытаются втянуть в недостойные политические игры, — предостерегает Папу Иоанна Павла II президиум ВТОЦа. — Речь идет о так называемой «иконе Казанской Богоматери», вокруг которой раздуваются сомнительные страсти».
Авторы письма даже не пытаются обозначить, в чем, на их взгляд, заключаются «недостойные политические игры» и «сомнительные страсти». Их задача — напомнить Православной Церкви о ее грехах перед Казанью, когда придет время конкретизировать адрес постоянного нахождения образа. Поэтому президиум ВТОЦ в письме предлагает понтифику «представить себе Варшаву XIX века, оккупированную войсками Российской империи. Там пытается обосноваться Русская Православная Церковь с целью ортодоксального прозелитизма среди поляков, приверженцев католицизма. И вот в один прекрасный день ортодоксальная миссия Московской Патриархии объявляет, что русская девочка Маша (Даша, Глаша etc.) нашла в городе православную икону. А это, дескать, знак свыше о том, что земля Привисленского края (так колонизаторы назвали часть Польши) принадлежит российской короне». Далее следуют параллели, подробный рассказ о завоевании и разрушении Казанского ханства, массовом истреблении, насильственном крещении и детальное изложение неизвестных не только историкам, но и самой истории фактов: «…колонизаторы ночью закапывали около татарского села икону или крест, наутро селяне сгонялись к этому месту, где в их присутствии выкапывали православный символ, объявляли «находку» чудотворной и свидетельствующей о принадлежности этих земель русскому государству».
Правда, надо уточнить, что Казань, где был обретен чудотворный образ, никогда не была татарским селом, а была в то время и останется в истории столицей Казанского ханства. Сегодня утрачены многие ее страницы и, когда появилась крохотная возможность восстановить одну из них — историю обретения величайшей святыни Русской Православной Церкви, — была проделана огромная и кропотливая работа.
На днях Камиль Исхаков, вернувшись из Москвы, где глава Казани принимал участие в церемонии передачи святыни, заявил журналистам, что «уже давно занимается реставрацией Богородицкого женского монастыря, где будет размещена икона».
От всего огромного комплекса монастыря, неразрывно связанного с обретением, прославлением и почитанием чудотворной иконы, уцелели лишь Софийская церковь и двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, реконструкция которого потребует больших вложений. Таких средств у Казанской епархии нет, и все расходы берет на себя администрация татарской столицы. В последнее время в монастыре располагался филологический факультет Педагогического института. Сейчас заканчивается строительство здания, куда вскоре переедут филологи, а монастырское здание будет отреставрировано, и в нем могут поместить икону. А на Пасху и в Рождество образ предполагается выставлять в Благовещенском соборе Казанского кремля. Все это, разумеется, в том случае, если вопрос о возвращении иконы именно в Казань будет решен положительно.
На месте обретения иконы Камиль Исхаков обещает возвести часовню и кельи монахов. Остается пока открытым вопрос с паломниками, хотя мэр заверил, что «грандиозный паломнический центр мы не планируем, но паломников без заботы не оставим».
6 сентября 2004 г.