Русское Воскресение | Александр Дорин | 07.09.2004 |
Читатели помнят, с какой яростью два года назад набросились «правозащитники» (Л.Понамарёв, Е. Ихлов и др.) на простого русского педагога Аллу Валентиновну Бородину, осмелившуюся написать в России учебное пособие «Основы православной культуры» для светских школ. Какой на неё обрушился вал обвинений в ксенофобии, национализме, антисемитизме, расизме, черносотенстве, нарушениях прав человека… Сколько судебных инстанций ей пришлось преодолеть, защищая право русского, православного человека (и это при том, что по данным мониторинга почти 90% граждан России считают себя православными либо культурно-православными) обратиться к своим тысячелетним духовным, нравственным, культурным ценностям… и попытаться ввести их в систему образования, в систему воспитания молодого поколения граждан России.
Тогда, со страниц газет и журналов Алла Бородина обратилась ко всем нам: «Страшно даже представить, что было бы, если бы русские утратили своё православное мироощущение, как следствие вот таких злобных нападок… Я думаю, такие выступления — против исторической правды, против позиции Православной Церкви, против права автора на своё собственное мнение — это не позиция людей, которые хотели бы жить в любви и согласии с русским народом, коренным населением России… Это позиция агрессоров, захватчиков…Опорочена книга, которая ставит своей целью нести любовь, так как православие, в первую очередь, это религия любви. Ведь надо же как-то защищаться… Быть может, вы подскажете, как мне поступить…»
На защиту этой бесстрашной женщины поднялись русские писатели, православное священство, русская адвокатура, её поддержало руководство Союза писателей России — его Председатель В.Н. Ганичев, секретари правления С.А. Лыкошин, С.В. Перевезенцев, С.И. Котькало, Н.И. Дорошенко., первый проректор Московского института повышения квалификации работников образования МКО С.Б. Романов…
«Российский писатель» выступил с серией статей в защиту А.В.Бородиной — N23(50), дек. 2002, «Православие и современная литература» А.Дорин; N1(52), янв. 2003, «Мои вопросы к власти» Н. Дорошенко; N14(65) авг. 2003 «Инквизиторы XXI века» И. Лангуева-Репьёва; N16(67) сент. 2003 «Книга, ставшая событием» протоиерей Александр Шаргунов; N2(77) февр. 2004. «Основы православной культуры — начальной школе» А. Дорин…
Тогда, все вместе, мы отразили ожесточённую атаку «защитников чьих угодно прав», только не русских, не православных людей.
Конечно, у нас нет сомнений, что борьба ещё будет долгой, изматывающей… И всё же многое за эти два года изменилось. Алла Валентиновна Бородина становится членом Союза писателей России — за несколько написанных ею книг, в том числе, и о Ф.М.Достоевском. Её учебники приходят в воскресные школы и, с большим трудом, прорывая все мыслимые и немыслимые заслоны, — в светские (правда, пока на факультативы).
6 июля 2004 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В актовом зале Московской Духовной академии сотни слушателей Курсов повышения квалификации — завершён очередной цикл подготовки большой группы преподавателей «Основ православной культуры», приехавших сюда из различных уголков нашей великой Родины. Кроме того, всю последнюю неделю в Лавре проходили заседания авторского коллектива (членом которого является и А. Бородина) по разработке Федеральной комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура». И, наконец, именно сегодня здесь будут подведены итоги и состоится награждение лауреатов конкурса «Православная культура», который проводился Московской Духовной Академией совместно с Московским государственным открытым университетом им. М.А.Шолохова… В конкурсе приняли участие около 400 человек из 41 епархии. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил труды лауреатов конкурса своими Патриаршими грамотами.
Согласитесь, в современной России подобные события не рядовые — это итог долгой борьбы за право православного человека обратиться к своим традиционным тысячелетним духовным ценностям, за право передать их своим детям…
А я смотрю на радостные, не в силах сдержать слёз, глаза Аллы Валентиновны. Два года назад она не могла об этом даже и мечтать.
В президиуме представители системы высшего духовного и светского образования — Председатель учебного комитета Русской Православной Церкви при Священном Синоде, ректор Московских Духовных Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений… академик РАО, доктор филологических наук, профессор, ректор Московского государственного открытого университета им. М.А.Шолохова Юрий Георгиевич Круглов…
Зал громко аплодирует занявшему место в президиуме министру культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александру Сергеевичу Соколову. В этом статусе он здесь впервые, видно, что волнуется. Тем более, что именно ему предоставляется право открыть торжественное собрание.
Поздравив от всей души духовенство и преподавателей, А.С. Соколов обратился ко всем собравшимся:
«…Глубоко символично, что сегодняшнее событие происходит именно здесь, в святыне России, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, месте, откуда исходит вечный свет, откуда исходит вера и уверенность… Отсюда любые произнесённые слова становятся бедными и скудными, потому что суть происходящего мы, конечно, не в словах, а в сердце носим…
За последние три месяца работы в своём новом качестве я удостоверился в том, что происходит великий перелом в истории нашей России. Причём, происходит он повсюду, он не концентрируется в каком-то одном месте, он не исходит из центра на периферию, наоборот, является какой-то общей вибрацией всего нашего народа, общества, нашей культуры… И эта вибрация получает такой очевидный резонанс, что уже становится достоянием нашего времени, достояние нового века, нового тысячелетия. То, что я сумел почувствовать и увидеть воочию на протяжении этих трёх месяцев, фактически, невозможно было себе даже представить лет десять и более тому назад. Достаточно вспомнить недавнее торжество в Самаре в честь освящения храма апостолов Кирилла и Мефодия, где собрался народ со всей России, и даже из-за её пределов, где впервые состоялась совершенно особая акция — акция церковно-государственного праздника. Причём, это был официальный статус праздника. Единственная неясность, которая всё время с улыбкой отмечалась его участниками, это как надо правильно говорить — церковно-государственный или государственно-церковный. Но как раз в этой вариативности и заключался какой-то большой смысл, потому что, действительно, единство намерений было главным достижением того события, которое собрало вместе духовных лиц, паству, деятелей культуры, администрацию… Всё это было единое православное сознание. Это, на самом деле, достижение, потому что формально на сегодняшний день существуют и продолжают учитываться все те институты, которые были заложены давно, в момент отделения Церкви от Государства, и главное, что сейчас происходит — это ощущение главенства смысла над формальностью. А начинать надо именно со смысла. Я в этом глубоко убеждён. Нам предстоит ещё очень много этих формальностей осмыслить, отсеять зёрна от плевел, понять, что необходимо для того, чтобы истинная цель, истинная задача была донесена, была реализована. И, конечно, в области образования это сделать, может быть, даже сложнее, чем где бы то ни было…При этом мы видим, как по всей России пусть медленно, но восстанавливаются храмы, а может быть, ещё более примечательно то, что созидаются новые. И, конечно, это уже необратимо. В это я свято верю…
В области образования — значительно более сложный процесс, поскольку здесь пересекаются не только наши внутренние тенденции. Здесь пересекаются процессы, связанные с глобализацией, с тем, что подлежит учёту и определённому усвоению в нашей культуре, потому что приходит извне. А извне приходит не только некоторая оптимальная форма, но и та, совершенно определённая инфекция, которая в таких культурах как русская культура, конечно, может вызвать большие осложнения. И поэтому на данном этапе особенно важны такого рода семинары, образовательные курсы, как нынешние, потому что в их работе, во-первых, принимают участие настоящие профессионалы, а во-вторых, люди, которые несут не только свою основную профессиональную ответственность, но несут духовную и нравственную ответственность за тех детей, которые проходят через их руки.
У нас уже осталась позади та длительная полоса в системе образования и воспитания, когда возникало двойное сознание. Когда возникала необходимость учитывать определённые рамки, втискиваться в прокрустово ложе той системы образования, которая на первый план ставила идеологию, и думать как совместить с этой идеологией воспитание ребёнка… И, видимо, на том этапе, благодаря связи ребёнка даже не с родителями, а скорее всего с бабушками и дедушками, сохранялась та ниточка, тот ручеёк, который позволил не иссохнуть основному руслу русской духовности.
Сейчас ситуация совершенно иная. Сегодня мы с вами уже обсуждаем вопрос о том, как системно организовать в школе то воспитание, которое заполнило бы возникший вакуум, поскольку нет уже внедрявшейся идеологии, нет пионерской организации, нет октябрят со звёздочками, нет комсомольской организации, нет роли партийной организации… Но всё это предполагает не только большую раскрепощённость, но этим же определяется и особая ответственность — что придёт на место той общей идеологии? Поскольку та идеология всё-таки определяла рамки дозволенного. В то время, правда, не было проблемы наркотиков, не было проблемы превышения всего дозволенного в нравственном отношении. Сейчас же значительно более сложные, более подверженные всем этим инфекциям подростки. Поэтому в сегодняшней ситуации ваша работа будет вносить особый смысл в общение, в воспитание детей — где через традицию русского православия, через духовность должна быть в доступной для детей форме, увлекательной для них форме, в необходимой для них форме выполнена вот эта ваша миссия. На самом деле слово миссия здесь самое подходящее. Это миссия поколения, миссия времени. И сейчас, когда мы обсуждаем то, какими должны быть учебники, какими должны быть учебные программы, каким образом нужно подойти к проблеме лицензирования тех учебных заведений, которые делают приоритетной сторону духовного воспитания. Я думаю, что сейчас мы закладываем фундамент того самого образования, которое будет создано в России в самом обозримом будущем уже на глазах и при участии нашего поколения.
В Самаре на меня произвела большое впечатление конференция, проходившая в рамках фестиваля, когда поочерёдно, обмениваясь мыслями, на трибуну выходили светские и духовные лица. Тогда было убедительно доказано, что высший смысл един, несмотря на то, что формы достижения этого единства могут быть разные.
И поэтому знаменательно, когда в этом зале, в центре Русского Православия также собираются учителя, которые естественно сочетают в себе полученное в своё время светское образование и ту традицию, которой Россия не только не гнушается, но и гордится, поскольку уровень нашего образования и сегодня самый высокий в мире, это уже признаётся. И когда, допустим, обсуждается проблема Булонского процесса, проблема той же самой унификации системы образования в разных странах, нам есть что защищать, есть что доказывать. К счастью, это понимают и за пределами России. У нас есть высочайшие вершины в профессиональном образовании в сфере культуры, в сфере искусства, в сфере науки. Всё это — традиция, которую мы унаследовали несмотря ни на что. Сейчас есть возможность не только не утратить, но и укрепить эту традицию, выйдя на самых маленьких, на детей с двух сторон — со стороны этого особого права на доступ в душу ребёнка с позиций православия, т. е. с позиций высокой духовности и нравственности… и с позиций достигнутых вершин нашего профессионального образования, которое сегодня является предметом нашей заботы.
Я очень рад, что всё мной сказанное, я могу говорить и как педагог, так как вся моя жизнь была связана с преподаванием, я и по сей день остаюсь заведующим кафедрой, профессором Консерватории, и как просто человек, и как министр, поскольку в настоящее время, я считаю, нет противоречий между обыкновенным человеческим здравым смыслом, задачей профессионального действия и задачей государственной. Я с радостью думаю, что в том шансе, который сейчас всем нам предоставлен, нет двойного измерения наших поступков — это, конечно, явление, это особая ситуация исторического масштаба. Поэтому позвольте мне сердечно всех вас поприветствовать, выразить уверенность в том, что мы с вами будем видеться часто и по вполне конкретным поводам. Выразить уверенность, что не будет противоречий между позициями Министерства культуры и Министерства образования, поскольку с министром А.А. Фурсенко мы часто обсуждаем эти проблемы, в процессе чего понимаем, что думаем одинаково, хотя люди мы разные. И это очень хорошо, когда люди разные могут чувствовать единство в самых высших и самых важных побуждениях…»
В заключение, А.С.Соколов высказал мысль, что у каждого слушателя курсов, безусловно, на всю жизнь останутся воспоминания о том временем, которое им посчастливилось провести здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, начиная день с молитвы, и молитвой его заканчивая, и наполняя каждый день тем содержанием, которое отвечает их призванию.
Скажем честно, выступления такого содержания — как государственного мужа, патриота своего Отечества — от бывшего министра культуры ожидать было просто невозможно.
И вот наступила пора вручения дипломов и сертификатов выпускникам Курсов — преподавателям «Основ православной культуры» (особо хотелось бы отметить тот факт, что кроме сертификатов Лавры, многим вручались и сертификаты Шолоховского университета, дающие право преподавания предмета «Основы православной культуры» в светских учебных заведениях).
Однако, неожиданно для многих присутствующих, слово взял Председатель учебного комитета Русской Православной Церкви при Священном Синоде, ректор Московских Духовных Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений который огласил текст документа за подписью Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II:
«Во внимание к трудам в деле введения православного образования… Алла Валентиновна Бородина награждается Орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского…»
Под громкие, непрерывающиеся аплодисменты Алла Валентиновна встаёт и смущённо, всё ещё не веря, что это происходит именно с ней, идёт…
Архиепископ Верейский Евгений торжественно вручает Алле Бородиной бархатную коробочку с орденом…
Сердечно поздравляя, крепко жмёт ей руку министр культуры Российской Федерации А.С.Соколов, к нему присоединяется академик РАО, доктор филологических наук, профессор, ректор Московского государственного открытого университета им. М.А.Шолохова Ю.Г. Круглов…
Её окружают, радуются, поздравляют десятки людей, а также приехавшие по этому случаю друзья и коллеги — доктор юридических наук, профессор Российской Академии Госслужбы при Президенте РФ М. Кузнецов (награжденный Орденами Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского и князя Даниила Московского) и адвокат Московского бюро адвокатов С. Штин (они абсолютно бескорыстно предложили ей свою юридическую помощь, ведя дела А. Бородиной в судебных инстанциях), журналист и детский писатель, сотрудник газеты «Большая перемена» Министерства образования РФ И. Лангуева-Репьёва, от Союза писателей России — секретарь СП, заместитель главного редактора газеты «Российский писатель» А. Дорин, сотрудники различных издательств, родные и близкие…
На все задаваемые ей вопросы, Алла Валентиновна отвечала: «Спасибо, дорогие мои, но я же сделала ещё так мало. Самая большая работа впереди…».
И, действительно, впереди сложнейшая, кропотливая работа, придётся преодолеть ещё столько препятствий…
Нашим же читателям мы предлагаем интервью разработчика курса и автора первого учебника «Основы православной культуры» Аллы Бородиной, данное до описанного выше события корреспонденту газеты «Российский писатель» Александру Кувакину
А. К.: Лето — не только время отдыха, но и время подготовки к новому учебному году. Всех родителей волнует вопрос, что будут изучать дети в школе, по каким учебникам будут учиться. В центре внимания сегодня курс «Основы православной культуры». Хочется спросить именно вас, автора курса и первого учебника «Основы православной культуры», о том, какова ситуация с изучением этого предмета.
А. В. Бородина : Интерес к курсу «Основы православной культуры» и учебным пособиям очень большой. Но и учителя и руководители осознают, насколько велика ответственность за качество преподавания. Курс довольно сложный, он включает в себя материал по культуре, истории, искусству, литературе, религии. Преподавание курса должно быть интересным, занимательным, но вместе с тем, достаточно серьёзным и глубоким, содержание должно быть выверено с позиции православного богословия. Курс должен опираться на традиционные отечественные духовные ценности, воспитывать духовно, эстетически, нравственно, не нарушая, при этом, светского характера государственного образования.
Но при всех сложностях, с каждым годом всё больше российских школ, действительно заботящихся о воспитании и образовании, о судьбе учащихся, вводят курс «Основы православной культуры» в учебный план.
А. К.: А почему такой интерес, почему нужно изучать основы православной культуры в школе?
А. В. Бородина: Начнём с того, что главной задачей образования является ничто иное, как передача культуры и социального опыта. Религия на протяжении всей истории человечества была и остаётся наиболее значимой и сложной частью культуры. История не знает человеческих культур без религии. Причём религия оказывалась всегда в центре культурной и социальной жизни любого народа, его духовным, мировоззренческим, нравственным стержнем, важнейшим культурообразующим фактором. Религия всегда оказывала сильнейшее влияние на развитии творческой и социальной сфер жизни человека и народа в целом — что закреплено в духовно-нравственной, бытовой культуре, политической жизни, в семейных отношениях, ярко отразилось в художественной культуре. Это утверждают все историки, культурологи, социологи, политологи, философы, искусствоведы и т.д. Поэтому изучать и передавать культуру без ознакомления с религией, которая лежит в основе культуры и исторически связана с народом, государством, просто невозможно. Художник в своём творчестве отражает действительность, преломляя её через своё сознание, своё мировоззрение, а это всегда религиозные убеждения. Атеист также выражает свои убеждения, мировоззрение, у него своя вера, ведь атеизм — вера в то, что Бога нет. Не хочет атеист, чтобы был Бог. Это его право и его проблема, но, даже знакомя молодёжь с атеизмом, атеистическим мировоззрением, мы обязаны раскрыть, против чего и Кого выступает атеист. Даже атеистический период истории нужно объяснять с точки зрения — почему запрещалась религия, почему были репрессии против верующих, и кто они — эти верующие? Они что — преступники, воры, насильники? Нет, это чаще всего высоконравственные и хорошо образованные люди, и страдали они за Христа и жизни отдавали за Православную Церковь, за православие. А у кого есть, что скрывать, те и сейчас вопят, клевещут, запутывают и требуют репрессий.
Однако около 85% населения земли — верующие, и верующих становится всё больше. Но главное при изучении культуры — произведения искусства, творчество. А творческий потенциал верующих людей поразителен. Сомнения, поиски, духовные взлёты и падения, конечно, сопровождают судьбу каждого человека, но творческих деятелей-атеистов, оставивших заметный позитивный след в мировой культуре и тем более в России, практически не было.
Для России православие в течение почти десяти веков — государственная религия и до сегодняшнего дня — религия культурообразующая.
А. К.: Какие цели у Вашего курса, какие формы, по вашему мнению, сегодня возможны и наиболее приемлемы для изучения православной культуры в светских школах?
А. В. Бородина: Вы задали сразу два вопроса, но они, действительно, настолько тесно связаны между собой, что о них лучше говорить сразу. Потому что форма обучения зависит от цели изучения. Я разрабатываю курс, предназначенный для светских государственных и муниципальных школ. Над этой проблемой я работаю с 1996 года, изучала разные возможности, разные подходы. Прежде всего, исследовала религиоведческий подход, но и теория и практика убедили нас в том, что нужен историко-культурологический курс, или религиозно-познавательный. Это оптимальный вариант, при котором соблюдаются свободы, гарантированные нам Конституцией, Законом об образовании и международным правом, и вместе с тем, курс сохраняет воспитывающий духовно-нравственный и эстетический потенциал, присущий области религии.
На курс «Основы православной культуры» возлагается очень большая нагрузка, она связана с нынешними проблемами государственного и муниципального образования и современной культурой. Перед своим авторским курсом я ставлю образовательные задачи, в содержательном плане это: 1) повышение качества базового образования по гуманитарным дисциплинам (литература, русский язык, история, обществоведение, мировая художественная культура, региональные предметы типа «москвоведение»), 2) духовно-нравственное воспитание на основе традиционных для России ценностей, 3) оказание помощи школьнику в успешной социализации в российской и мировой культуре, 4) творческая реализация школьников, 5) профилактика национальных и межконфессиональных конфликтов, 6) предупреждение религиозной эксплуатации.
А в методологическом плане я разрабатываю проблему обновления содержания светского образования на основе принципа его культуросообразности.
Чтобы решать эти задачи необходимо систематическое образование, это возможно в форме отдельного предмета в сетке часов, например, обязательный предмет из школьного компонента либо предмет по выбору. В Федеральный компонент образования уже вводится преподавание истории религии, для этого может быть успешно использована разработанная мной программа «История религиозной культуры». Это хорошо подготовленная и апробированная программа, она обеспечена учебно-методическими пособиями более чем какая-либо другая программа, поэтому школы, где работают ответственные и дальновидные руководители, ориентированные на повышение качества образования, успешную социализацию выпускников, их творческое и духовно-нравственное развитие, уже давно используют эту программу и учебно-методические пособия.
Чаще всего, говоря о курсе «Основы православной культуры», имеют в виду мой первый учебник по одному из разделов моей программы, либо большую часть этой программы, посвящённую основам православной культуры. Собственно, я писала в пояснительной записке, что возможно использование отдельных её разделов, то есть тех, которые, во-первых, наиболее востребованы в обществе, во-вторых, обеспечены учебно-методическими пособиями, а в-третьих, для преподавания которых есть кадры. Говоря о востребованности разделов программы, я имею в виду, прежде всего, родителей и детей, потому что, в соответствии с нашим законодательством, только они являются заказчиками образования. Нет ничего удивительного, что в России огромный интерес не к оккультной духовности, а именно к православной культуре. Причём не к нравственным назиданиям. Россияне очень внимательны к духовным вопросам, тщательно проверяют, следят, чтобы не было подмены православного содержания и чтобы не было религиозной эксплуатации. Это прекрасное явление российской культуры, имеющее под собой надёжное основание — тысячелетнюю историю и культуру. Светская школа обязана это учитывать.
Кроме того, по моему авторскому замыслу, начинать религиозно-познавательное образование вообще необходимо именно с основ православной культуры. Такова история Российского государства и культуры России, такова и ментальность нашего народа, такова и современная статистика: более 90% верующих в России — православные, а верующих — около 85% населения России. Всем нужна православная культура. Необходима она и неверующим россиянам, желающим разбираться в истории, искусстве, литературе, хорошо знать русский язык.
Может использоваться и факультативная форма изучения основ православной культуры, но, на мой взгляд, она менее продуктивна в смысле повышения качества базового образования, но если факультатив хорошо организован, то здесь больше возможностей для творческого развития детей и духовно-нравственного воспитания.
А. К.: Возможно ли активное участие в разработке курса со стороны православного священства?
А. В. Бородина: Мой курс должен преподавать профессиональный учитель, получивший специальную подготовку по православной культуре. Если священник имеет педагогическое образование и хорошо умеет учить детей, то запретить ему работать в школе никто не может, он такой же гражданин России, а дискриминация по религиозному признаку законом запрещена. Но это редкий случай, когда православный священник находит время учительствовать в светской школе, не пропуская занятий. А для нас важно именно систематическое образование. Зато при подготовке кадров для преподавания основ православной культуры без опытных православных священников невозможно обойтись: учитель должен иметь возможность задать все возникшие у них вопросы и получить квалифицированные ответы. Но квалифицированные ответы — именно от православных священников. Иначе, о каком же православии может идти речь? Мне очень помогает о. Александр (Шаргунов) и многие другие православные священники. И не только духовно помогают. Ведь среди современных священников встречаются талантливые учёные, писатели. Например, о. Александр (Шаргунов), как священник, пользуется абсолютным доверием у православных россиян, редкой красоты человек и столь же редкого писательского и поэтического дара…
При подготовке учебных пособий помощь Церкви незаменима. Я работаю с православными рецензентами, богословами, историками Церкви. Мне нужна квалифицированная помощь. Это не нравится всяким «отложившимся» от Церкви священникам, оккультистам или атеистам, но в данной области меня их мнение не интересует: что они могут сказать о православной традиции, если они сами — вне православной традиции и не уважают права большей части населения России? Их частное мнение для такой серьёзной, фундаментальной области неважно.
А. К.: Как распространяются ваши книги? Какие есть отклики?
А. В. Бородина: Мне пишут и звонят из Хабаровска, Владивостока, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Архангельска, Калужской области, Калининграда (Кенигсберга), Ставрополя, Крыма, звонят с Украины, Белоруссии, даже из Сан-Франциско. Благодарят, спрашивают, где можно купить книгу, что ещё издано. Одни хотят изучать православную культуру, другие — преподавать, третьи ищут школу, где преподают основы православной культуры, чтобы отдать туда ребёнка.
А. К .: Алла Валентиновна, а есть ли проблемы с изданием ваших книг? Расскажите о ваших творческих планах…
А. В. Бородина: Успешно складывается моё сотрудничество с коллективом издательства «Православная педагогика» (оно выпускает учебно-методическую литературу для светских и православных образовательных учреждений, а также книги для семейного и детского чтения). Издательство молодое, ему ещё предстоит, что называется «встать на крыло», но оно, понимая всю степень риска, всё же взялось за это сложное и интересное дело. Сейчас мне предложено занять пост его главного редактора.
И сегодня я хочу всем, кто интересуется православным образованием, с радостью сообщить, что в январе, в соответствие с программой «История религиозной культуры» («ИРК»), вышел новый учебно-методический комплект для начальной школы «Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас», он включает:
— учебное пособие для учащихся 1(2) классов («ИРК».1 раздел);
— учебное-методическое пособие для учителя. 1 раздел. («ИРК»),
а также:
— учебное пособие «Основы православной культуры» для учащихся основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий («ИРК». 5 раздел);
— учебно-методическое пособие «Основы православной культуры» для учителя. 5 раздел. («ИРК»);
— учебное пособие «Основы православной культуры»: Православие — культурообразующая религия России" для учащихся 4 класса («ИРК».3 раздел);
— для учащихся 1(2) — 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Программа учебного историко-культурологического курса „История религиозной культуры“;
— пособие в помощь ученику и учителю „Стилевые особенности „Преступления и наказания“ как средство отражения мировоззрения Ф.М. Достоевского“;
— учебное пособие „Церковнославянский язык“ (автор И.Г.Архипова) для пятого класса („ИРК“ 4 раздел)
— для интересующихся историей и культурой славянского мира „Родная Сербия“ (История сербского народа), автор Т.Л.Воронин.
К сожалению, нам приходится сталкиваться с большими препятствиями, особенно со стороны определённой категории чиновников, работников образования и „демократических“ СМИ, — в области информирования учителей светских школ, учащихся и их родителей о выходе изданий, позволяющих успешно осваивать курс „Основы православной культуры“, кому-то этот предмет стоит, что называется, поперёк горла. Я очень рада, что всё-таки существуют такие издания, как, например, газета Союза писателей России „Российский писатель“, которая, в самые тяжелые периоды борьбы за право преподавания „Основ православной культуры“, всегда была рядом, я всегда чувствовала её надёжную дружескую руку…
И всё же курс пробивает дорогу, всё в большем количестве школ предмет „Основы православной культуры“ находит своё место в учебных планах. Всё к большему числу работников системы образования (особенно в российской провинции) приходит понимание того, что нельзя вырастить молодое поколение истинных патриотов, граждан России, не вводя в базовую систему их знаний, их нравственного и эстетического воспитания, предметов, опирающихся на традиционные для России духовные ценности и главная из них — тысячелетний опыт православной духовной жизни, опыт формирования уникальной православной культуры».