Русская линия
Русское Воскресение Юрий Лощиц30.08.2004 

Возрождение Тобольска и всея Сибири
Почему Тобольск и вся Сибирь?

В 2004 году в городе Тобольске вышел первый номер альманаха «Тобольск и вся Сибирь» стараниями издательского отдела общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»

Подробно об этом уникальном издании, содействующем единению духовного и культурного пространства Сибири, рассказал главный редактор альманаха писатель Юрий Лощиц в беседе с Натальей Даниловой.


— Юрий Михайлович, начнем беседу с короткой предыстории возникновения вашего альманаха «Тобольск и вся Сибирь» и его исторически «обязывающего» названия.

— Эта идея возникла в недрах альманаха «Памятники Отечества» В подготовке этого нового проекта активно участвовал Валентин Григорьевич Распутин, именно ему принадлежит эта идея и название «Тобольск и вся Сибирь» и концепция этого альманаха, которая достаточно полно выражена в его вступительной статье к первому номеру «Почему Тобольск и вся Сибирь?». Прежде всего, потому что Тобольск как-никак в течение длительного времени был пусть неофициальной, но по сути столицей Сибири. И сейчас такого города, который выполнял бы функцию сибирской столицы нет, и вряд ли такое возможно, потому что сразу же возникнет соревнование и вражда между такими гигантами как Новосибирск или Томск, или Тюмень, или тот же Иркутск. А Тобольск — он такой маленький и вроде бы неказистый по всем статьям, по нынешним особенно, большого города из него не получилось. Но он среди большой восьмерки сибирских больших городов выглядит таким Коньком-Горбунком, который очень удобен для того, чтобы совершать достаточно длительные путешествия по пространствам Сибири. К тому же Тобольск в последние времена, особенно после посещения его патриархом Алексием II, когда он сказал, что Тобольск является по сути третьей духовной столицей России после Москвы и Петербурга, Тобольск в этом смысле как бы набирает снова вес. Там возобновила свою деятельность семинария в Тобольской епархии, и там находится кафедра архиепископа Тобольского, — по рангу это самое высокое духовное православное лицо в Сибири. И Тобольск, если говорить о его духовном облике, то он и Сибири, и русской православной церкви дал самое большое число святых — семь, связанных с Тобольском или происхождением, или судьбой. Тобольск — это и место, где провел часть своей сибирской ссылки Аввакум, это место, где многие годы жил Юрий Крижанич, это родина того же Петра Павловича Ершова с его «Коньком-Горбунком», это родина Дмитрия Ивановича Менделеева, композитора Алабьева, в общем, — много городов, в которых можно найти связанные с ними великие имена, но в Тобольске это достаточно емко сконцентрировано. Первый издавался сибирский журнал в Тобольске, первый основан музей, — много первых культурный начинаний Сибири было в этом городе. Через Тобольск проходили все транзиты, в том числе и экономические, на Восток и дальше. Через Тобольск организовывались все казачьи экспедиции по дальнейшему освоению сибирских пространств. Через Тобольск, и такая у него слава есть, проходили транзиты и невольных ссыльных, тот же Федор Михайлович Достоевский, который пробыл в Тобольской пересылке всего несколько дней. С Тобольском связано одно из важных событий его жизни: здесь жена декабриста Фонвизина Наталья Дмитриевна дала ему в напутствие, когда его отправляли в Омск, Евангелие, которое было ему настольной книгой на всю жизнь, ему жена в последний день его жизни читала отрывок из этого Евангелия.

— Это очень интересная предыстория вашего издания. А что вы можете сказать о самом альманахе? Как он задумывался и как вы его пытаетесь осуществлять?

— Важно сказать, на мой взгляд о его отличии от других альманахов историко-литературного типа, которые существовали у нас ранее, от того же «молодогвардейского» «Прометея». Я на этом отличии, как редактор, настаивал, и встретил единомышленника в лице Валентина Григорьевича Распутина. Здесь присутствует заметная, во всяком случае, хотелось бы так думать, что заметная, линия и составляющая альманаха: это рубрика, в которой мы печатаем проблемные статьи, касающиеся каких-то болезненных и острейших вопросов, не снятых временем, современной и не только современной жизни Сибири. Эта рубрика называется у нас «Трибуна». Мы думали и гадали, как ее именовать: «Форум» и т. п., но лучшего названия не придумали. Но главное не в названии, а в том, что здесь мы хотим представить современную идеологию Сибири, потому что она есть, и у нее, насколько я это сейчас себе представляю, есть свое определенное, выразительное лицо. Непохожесть.
Эта сибирская идеология (она сложилась не сегодня, у нее уже есть своя традиция, своя классика — это крупнейшие сибирские мыслители XIX века, Григорий Потанин и Николай Ядринцев) состоит в том, что сибиряк чувствует себя каким-то лицом второго сорта в пределах России, и как в прошлом, так и по сей день существуют крайне болевые вопросы, во-первых, Сибирь как колония, как место с которого больше берут, чем отдают. К сожалению, это и по сей день, может быть и в более гипертрофированной форме, чем раньше, существует. Сибирь как место ссылки, как страна с темным каторжным клеймом, а так оказывается непросто от этого клейма избавится, все не удается. Эти две главные позиции, через которые проходит и нынешнее недовольство сибиряков своим положением нищих. И, конечно, концентрация административной власти в европейском центре, в Москве, отсутствие элементарных с современной точки зрения экономических и гражданских свобод для сибиряка. Если бы мы в альманахе уходили от этой злобы дня, то мы бы сразу же облекли себя на какое-то лживое и фальшивое положение по отношению к нашему сибирскому, и вообще русскому читателю.
Я мог бы метафорически сказать, в связи с тем, как мы относимся к Сибири: Сибирь и по сей день остается в истории России каким-то подчиненным предложением — подчиненной структурой. Пусть со множеством каких-то эпитетов типа «богатая» и «обильная», и с известными словами Ломоносова о «прирастании Сибирью российских богатств», но все равно она остается этаким громадным придатком. Нет не то, чтобы равенства, но хотя бы пафоса, попытки движения к выравниванию Европейской России и Сибири. И в этом смысле Сибирь — лицо страдательное, и она гораздо меньше известна в пределах России русскому человеку, чем наша Европа. На мой взгляд, Сибирь для нас страна все еще мало открытая, или просто неоткрытая. Имеются в виду, не только какие-то богатства и недра, которые сейчас котируются, а неоткрытость ее духовного потенциала, ее возможностей и ее древнейшей истории. В этом смысле одной из главных задач, которая предстоит перед альманахом, — это попытки преодоления этого разрыва в знаниях и в сведениях о Сибири, попытка донести до общерусского читателя, прежде всего, объемный и обобщенный взгляд на историю Сибири, на нынешний ее день. Может быть, это дело в каком-то смысле неподъемное, и на него можно было решиться только, что называется «очертя голову».
Подготовка могла бы растянуться лет на десять и так ничем и не разрешиться. Важно было как-то начать, и стартовать с представления, что Сибирь заслуживает достойного издания, и в том числе и красивого, насыщенного изображениями, богатого разнообразнейшими темами. Видимо, о том, как это будет получаться, можно будет судить через время, когда выйдет пять, шесть, десять выпусков. Сейчас, как это было задумано, мы идем по мере движения Ермака, его соратников и последователей, с Запада, от Урала на Восток. У нас вышел первый номер, общесибирский; приготовлен, уже в печати, номер, посвященный Сургуту, одному из древнейших городов Сибири. Сейчас в работе номер, посвященный четырехсотлетию Томска, готовим его к началу сентябрю, отвезем его, даст Бог, томичам к их юбилею. Подготовлен номер, посвященный Тюмени. Есть уже представления о последующих нескольких номерах, по крайней мере частично, они будут все еще связаны с Западной Сибирью — это север: Салехард, или как он раньше назывался Обдорск, Ямал. Это и юг: Омск, может быть и Курган, отдельно; это и срединная земля: Ханты-Мансийск; и отдельный номер, посвященный знаменитой Мангазее, от которой, к сожалению, на сегодняшний день ничего не осталось, она существовала на реке Таз.

— Какие особенности содержательной стороны альманаха вы хотели бы отметить?

— На наших страницах будут выступать и выступают историки. Среди них в первом номере — двое сибирских ученых Елена Дергачева-Скоп и Владимир Алексеев с серьезной работой о тобольском просветителе XVII Семене Ремезове, который был и выдающимся русским картографом и одним из первых летописцев Сибири. У нас будут представлены и уже представлены лучшие образцы сибирской поэзии и прозы, прошлого и современной, в рубриках: «Сибирский изборник», «Малый эпос», «Истории». Причем, не только имена сибиряков по своему рождению, но и тех, кто волей или неволей связал свою судьбу и творчество с Сибирью: Кюхельбекер, Рылеев, Батеньков, Мартынов, Заболоцкий, Гребенщиков, Шаламов, Тряпкин, Распутин, Михаил Тарковский и многие другие. Печатаем мы и путевые записки о Сибири, например, в первом номере опубликованы фрагменты записок 1870 года епископа Никодима «Мое путешествие из Красноярска в Москву» и «Путешествие на Родину» Дмитрия Менделеева. В разделе «Трибуна», о важности которого для альманаха уже упоминалось, напечатаны статьи: Анатолия Омельчука «Великая земля», Кавада Раша «О гранях и межах Сибири», Валентина Зубкова «Мировая помойка», Александра Усса «Сибирь Уходящая». В печати и другие важные и злободневные публицистические материалы, в том числе о грабительском отношении современных нефтяных баронов к богатствам Сибири. Рубрики «Галерея» и «Вернисаж» посвящены изобразительному искусству: от икон и живописи до фотографий начала прошлого века и современных. В первом номере представлены разновременные и разноплановые стилистически статьи, сопровождающиеся интересным изобразительным материалом: Максимилиана Волошина «Суриков. Материалы для биографии» и Александра Быкова «Одинокий лодочник на Иртыше», о современном сибирском живописце Николае Павловиче Боцмане.

— У вашего альманаха очень парадный вид, достойный его богатого содержания. Кто создает его яркий и красочный образ?

— Эта честь принадлежит Александру Федоровичу Быкову, главному художнику альманаха. Он профессионал высокого класса. Его имя хорошо известно в издательском мире, он сотрудничал с «Советским-художником», «Изобразительным искусством», «Искусством», «Советской Россией» и другими видными издательствами. Лауреат московских, республиканских и международных конкурсов искусства книги.

— В заключение нашей беседы, скажите несколько слов об инициаторах издания вашего альманаха.

— Инициатива принадлежит общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска», который вкладывает появляющиеся средства в восстановление памятников старины Тобольска и его художественного музея. Они также уделяют много внимания издательской деятельности, за последние десять лет ими издано много прекрасных книг, в их числе двухтомник сочинений Менделеева, факсимильное издание картографического атласа Сибири, принадлежащее упомянутому Семену Ремезову. Возглавляет этот фонд Аркадий Григорьевич Елфимов. Он хорошо работает для альманаха и как фотограф. В первом номере в разделе «События» Аркадий Елфимов представлен своим высокопрофессиональным фоторепортажем «Крестный ход в Тобольске». Его художественные фотографии в качестве заставок украшают многие страницы альманаха.

— Остается вам только пожелать доброго пути в освоении духовного пространства Сибири и многочисленных отзывчивых русских читателей.

29 августа 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика