Русская линия
Beliefnet.com Кимберли Уинстон24.08.2004 

«Нaши боги и богини рядом с нами»
В США возрастает интерес к античным языческим культам

В этом году Андреа Берман впервые в своей жизни посетит Олимпийские игры. Но ее мало интересует, кто из спортсменов быстрее пробежит дистанцию, прыгнет выше всех или окажется самым сильным атлетом. Олимпийские игры станут для нее воспоминанием о культе древнегреческих божеств — Зевса, Афины и Апполона.

«Мне хочется увидеть в Олимпиаде то, что напоминает о древних религиях. Но я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, понимаешь неразрывную связь античных религий и традиции, которую представляют современные Олимпиады. С другой стороны, я не уверена, что современные греки позволят таким людям, как я, свободно и открыто исповедовать нашу религию».

Андреа имеет в виду поклонение древним олимпийским богам. Она принадлежит к так называемым «эллинистическим реконструкционистам», практикующим античные греческие обряды. Cпальня в ее бостонской квартире украшена статуями античных божеств и стала своеобразным храмом, местом поклонения. Как и другие «реконструкционисты», она убеждена, что древние олимпийские игры были не просто спортивными соревнованиями, но — в первую очередь — ритуалом поклонения верховному богу — Зевсу.

«Реконструкционисты» обращаются к дохристианской духовности древних египтян, римлян, скандинавов и друидов. И хотя их число даже в сравнении с другими неоязыческими группами достаточно невелико, они представляют собой весьма яркую тенденцию в современной религиозной жизни. Это, с одной стороны, — отказ от традиционных религий, но в тоже время и стремление возродить аутентичную древнюю традицию, отказываясь от эклектизма первых неоязыческих культов, возникших в 60-е -70-е годы прошлого века.

«С одной стороны, реконструкционистские группы обращаются к реально когда-то существовавшим религиозным системам, ничего от себя не выдумая. С другой стороны, это все-таки не религия их предков и родителей», — говорит Шон Мак-Лауд, профессор религиоведения из университета Северной Каролины.

Это в полной мере относится к 26-летней Берман, администратору интернет-сайтов по профессии, которая выросла в нерелигиозной семье, где отец происходил из иудейской, а мать — из католической семьи. Будучи подростком, она практиковала синкретический культ Викки, в колледже увлеклась кельтскими культами. Однажды, по собственным утверждениям, во сне ей явился облик божества, которое сказало: «Я Апполон. Отныне ты принадлежишь мне!»

Однажды июньским днем Берман, которая к этому времени приняла новое имя Кирены-Ариадны, одетая в подобие античной туники, вместе еще с несколькими единоверцами справляли церемонию «буфонии» — античного нового года. Собравшиеся торжественно зачитывали следующий текст: «О, Гестия, хранительница священного очага, поддеживающая вечное пламя». Затем адепты направились в комнату и расселись вокруг стола, покрытого черной тканью, на котором стояла свеча и сосуд с горящим маслом. Добавив в сосуд воды и потушив пламя, собравшиеся омыли этой жидкостью руки и лица, а затем пропели такой гимн:

«Пою я Зевсу, величайшему и наилучшему из богов
Всевидящему, могущественному, исполняющему чаяния тех, кто верит
Он прочными узами связан с Фемидой, которая сидя у ног его, внимает словам Зевса.
Благословенны Крониды всевидящие, преславные и великие».

еремонию завершает обряд преломления большой лепешки, символизирующей жертвенного быка, а затем начинается общая трапеза, состоящая из хлеба-питы и рисового пудинга.

Все это происходит в бостонской квартире Берман. Сама она говорит, что восхваление античных греческих богов приносит ей такое ощущение мира и связи с потусторонним, которого она нигде еще не переживала.

«Я не знаю, как мне выразить свои чувства, кроме того, что могу сказать, что я чувствую себя вернувшейся домой. Я твердо знаю, что это именно тот мир, в котором я хотела бы жить», — говорит Андреа, на одежде которой изображено солнце — символ бога Апполона.

Никто не знает точного количества подобных «реконструкционистов». У них нет формального членства, централизованного руководства, или учреждений типа церквей и семинарий, хотя у некоторых групп есть система подготовки «клериков». По данным социолога-религиоведа Хелен Бергер, изучавшей современное состояние неоязычества в Америке, количество последователей подобных культов составляет от 200 до 400 тысяч человек. «Реконструкционистов» среди них очень мало, и поэтому большинство из них практикуют ритуалы, церемонии и изучают религию в одиночку на дому. Поскольку большинство практикующих подобные культы — это «продвинутые» молодые люди, то роль связующего звена между ними играет Интернет. Так, 22-летняя домохозяйка из Лас-Вегаса Дженифер Гимараэш вместе со своим бой-френдом, тоже «реструкционистом», открыла в сети сайт под названием «Thaisos Dionysos», посвященный Дионису, богу вина и сельского хозяйства. На сайте отмечается около 60 посетителей, которые обмениваются информацией, но обряды совершают индивидуально.

Но существуют не только «греческие реконструкционисты». Встречаются группы поклонников древнеегипетского, скандинавского, римского, кельтского и друидского пантеонов, численностью от шести до тридцати человек. Пола Эштон, 35-летняя менеджер из Чикаго, относит себя к так называемым «кеметическим ортодоксам» почитающим древнеегипетские божества. Кстати, эта группа переходит из виртуального формата в реальный и намерена открыть свой храм в одном из городов США.

«У меня ощущение тесной личной связи с моим божеством, — делится своими впечатлениями Эштон, которая поклоняется богине Асет (Изиде). — Она неустанно смотрит на меня, а я оглядываюсь на окружающих и понимаю, что у них всех глубоко личная связь со своим богом, неважно, Иисус это или кто-то еще. Мы все взаимосвязаны, мы все часть чего-то целого. И это помогает мне чувствовать себя частичкой единого мира, быть более восприимчивой к другим людям.

А вот в городке Уолнут Крик (штат Калифорния), живет Стив Тросман, комедийный актер, а также «стирсман» (администратор) малых групп «реконструкционистов», практикующих «Асатру» — форму древнескандинавского «реконструкционизма». По его утверждению, обращение к древнескандинавскому политеизму — это обращение к божественности всего сущего, одушевленного и неодушевленного, мужского и женского.

«Наши боги и богини рядом с нами, — говорит он. — И мы не раболепствуем перед ними. Мы стоим с ними на равных. Мы не рассматриваем их как некое совершенство. Так же, как в нашем мире все делится на мужское и женское. И я никогда не внемлю всевидящему, всесовершенному, но злому и мстительному богу, пусть даже и мужского рода».

На своих встречах «аструары», как они сами себя именуют, изучают и обсуждают древнескандинавские божества — Тора, Фрею, Фригга и Одина. Они также отмечают праздники, такие, как праздник урожая и «'эйнхеньяр» — день памяти павших в боях.

Социолог-религиовед Бергер отмечает, что хотя «реконстукционисты» столь пристально обращены в прошлое, они, как и большинство неоязычников, очень изобретательны и креативны, особенно когда речь идет об элементах практики. «Это нечто вроде архитектуры постомодерна, — заключила она после посещения церемонии в одной из таких групп. — Они как бы берут «понемногу отовсюду» из древних времен, а в результате получается нечто очень даже современное».

Перевод «Портала-Credo.ru»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru