Россiя | Инна Коваленко | 24.08.2004 |
Размах деятельности был колоссальный и ботаникой не ограничивался. В середине XVII века в Измайлове построили стекольный, суконный, кирпичный и другие заводики. Собрали первый в стране зоопарк, называвшийся царским зверинцем.
С подвижками хозяина село росло и крепло. Со всех сторон к нему тянулись мастера и просто умельцы. Каких искусников выискивали по России и привозили в Измайлово царские посланники! Для них строили дома, устраивали улицы ремесел. Стеклодувы, бахчеводы, резчики и льноводы объединялись в слободки и жили припеваючи.
Неподалеку рос будущий царь Петр Алексеевич. Шестнадцатилетний юноша в сарае со льном нашел заброшенный ботик своего троюродного деда, приказал восстановить и спустить на воду не сохранившегося теперь в Измайлове Просянского пруда. Через две недели, на День города, копия этого ботика снова окажется на глади другого старинного Серебряно-Виноградного пруда. Так откроется для всех новый Центр ремесел «Русское подворье», и в том, что случится это в Измайлове, на месте исторического ремесленного простора, есть много символичного.
Куда пропали четыре миллиона
Историческая справедливость восторжествовала. Рядом со знаменитым измайловским вернисажем вырос необычайно красивый деревянный сказочный город — Город Мастеров. Это в нем теперь соберутся ремесла всех национальностей России, т. е. матрешками и подносами дело не ограничится. Каждый регион страны получит свое место для демонстрации и продажи собственного продукта рукотворчества. Гончары, лозоплеты, ткачи, вышивальщицы, бисероплеты, резчики, камнетесы.
В России в начале прошлого века ремесленников насчитывалось 4 млн. человек. Сейчас поди меньше. Но они есть! И это вовсе не те люди, которые культивируют навыки псевдосувенирного ширпотреба, а те, которые берегут, наверное, первое и последнее, что можно передать следующим поколениям, — ремесло своего народа. Например, и сегодня эвенкийские мастерицы делают одежду и обувь почти так же, как и их прабабушки. Выкраивают из кожи лоскуток за лоскутком; вырезают из них красивые узоры; сортируют по цветам звериную шерсть; прикрепляют мелкие подвесочки и кисточки; красят, сшивают, вышивают; нанизывают бисеринку за бисеринкой на самодельные нитки из сухих жилок северного оленя. И все это разве не хочется увидеть, купить или научиться этому?!
Обучение без нравоучения
Последнее особо важно. В «Русском подворье» начинает работать лицей «Данила-мастер», в котором будет около пятидесяти мастерских бесплатного обучения. Это не кружки в бывших пионерских лагерях. «Данила-мастер» принимает детишек после семи лет с более или менее выраженными художественными способностями. По окончании лицея выпускник получит либо клеймо мастера, либо сертификат подмастерья, утвержденные Московской палатой ремесел. Кому что, по принципу — как потопаешь, так и полопаешь.
Вообще «Русское подворье» в меньшей мере рассчитано на эффект зрителя. Основная идея заключается в эффекте участия. Пришли, что-то увидели, что-то вам понравилось, вы завернули в любую мастерскую — от стеклянно-керамической до кузнечной — и увидели поэтапный процесс производства. А то и сами попробовали поучаствовать в нем. Это почти как поехать на экскурсию в Гжель. Так сказать, ознакомиться.
Хоромы царские
Надо сказать, что ничего подобного у нас еще не было. По отдельности существовало все, но чтобы вместе, на одной огромной территории — и лицей, и храм Святителя Николая, и дворец «Русская кухня», и международно-выставочный комплекс, и «Аллея сказок», и «Улица ремесел», и привычный старый «Вернисаж"… Все из дерева, все соединено меж собой мостками, резными переходами с башенками и теремками. Если хотите, это похоже на Диснейленд, в котором, правда, поют гимн не киностудии, а русским традициям. А главный вход в «Подворье» — длинный мост через ров — целая машина времени, переносящая нас в мир почти забытый и знакомый по сочным иллюстрациям к сказкам.
Этот мир изначально решили воссоздавать не из актуального сейчас легкого пластика или металлоконструкций, а из «модных» в XVI—XVII вв. дерева и камня. Других материалов в «Русском подворье» нет вообще. В отличие от наших современников, считающих камень наиболее подходящим строительным материалом для жилья, в старину пригодным для хорошего самочувствия считалось только дерево. Москва не раз горела, но после пожаров дома все равно ставили из дерева, камень популярнее не становился. Такой и оставалась почти вся допетровская Москва.
Конечно же, был деревянным и расписной и разукрашенный измайловский терем-дворец и все хозяйственные постройки при нем. Поэтому на месте царских хором и возродили из дерева уголок посадской ремесленной Москвы.
Таинственный подвал
В «Русском подворье» есть и свои тайны, раскрыть которые можно сейчас. Посетители Центра ремесел, которые не очень-то любят выезжать за пределы Московской области, удивятся, узнав, что храм Святителя Николая по высоте превзошел храм в Кижах на пять метров; что мельница и кузница «Подворья» — единственные на всю Москву.
Что под Городом Мастеров есть еще один городишко, «выстроенный» из тоннелей, в которых находятся огромные бочки в винных погребах, пивной и квасной залы. Самое интересное, что в подземелье пускают всех желающих. Но только с целью посетить дегустационные залы «закромов» города.
Подземный тоннель выходит как раз к дворцу «Русская кухня». На самом деле не дворец это вовсе, а настоящий терем. Построен он по образу и подобию того, в котором жил царь Алексей Михайлович в Коломенском. Вид архитектурного чуда сохранился только на изображениях, из которых понятно, что терем был о семи хоромах, соединенных меж собой крытыми переходами. Наш вариант царского терема под названием дворец «Русская кухня» будет из трех залов, каждый с индивидуальным стилем: гжель, палех, хохлома. Настоящая русская печь дворца «Русская кухня» простаивать не обещает, гарантируя, что на глазах посетителя испечется каравай. А гостям будет весело и сытно.
19 августа 2004 г.