НГ-Религии | Дмитрий Урушев | 20.08.2004 |
Во время правления Хусейна Ирак был светским государством, и «диктатор» предоставлял христианам значительные по сравнению с другими арабскими странами религиозные свободы. Но при Хусейне христиане стали заложниками внешней политики Ирака. От них требовались лояльность и участие в создании положительного образа страны на международной арене. Наиболее видные деятели иракских христианских общин, Патриарх Халдейской Католической Церкви Рафаил I Бидавид (умер 7 июля 2003 г.) и известный политик, ныне арестованный вице-премьер, католик Тарик Азиз, представляли во время зарубежных визитов политическую линию партии «Баас».
После падения режима Хусейна положение христиан значительно ухудшилось. Теперь они стали заложниками внешней политики Джорджа Буша — их рассматривают как союзников Запада, врагов Ирака и ислама. Экстремисты часто нападают на дома и магазины христиан. Особой дискриминации подвергаются женщины-христианки, которые выходят на улицу без мусульманских платков и становятся объектом насмешек и угроз. Во многих больницах отказываются лечить женщин, не одетых в хиджаб.
В Ираке христиане живут преимущественно в крупных городах, а также в сельской местности на севере страны, в районе города Мосула. В основном это сирийцы, армяне, часть курдов и арабов.
Христианские общины Ирака представлены одиннадцатью различными Церквами. Крупнейшая из них — это Халдейская Католическая Церковь, ее последователи составляют 70% христиан. К концу 2002 г. в ней было около 185 тыс. человек. Самая большая халдейская община находится в Багдаде, там же располагается и резиденция Патриарха Эммануила Дили.
Сирийцы (халдеи, айсоры), проживающие на севере страны (120 тыс. человек), в основном исповедуют христианство. Их предки — древние ассирийцы, создавшие в междуречье Тигра и Евфрата могущественную империю. Поэтому сирийцы считают себя первоначальными обитателями Ирака, а свою Ассирийскую Церковь Востока — самой древней Церковью в мире.
Христианство распространилось среди сирийцев еще в I в. н.э., а в V в. поместная Сирийская Церковь отделилась от Византийской Православной Церкви, но не сумела сохранить единства и раскололась. Часть современных сирийцев исповедуют несторианское учение (Ассирийская Церковь Востока), а часть — монофизитское (Сирийская Яковитская Церковь).
Ассирийская Церковь Востока разделилась на две ветви приверженцев двух несторианских Патриархатов. Это произошло в ХХ в. и связано с трагической судьбой сирийского народа. Во время Первой мировой войны сирийцы, жившие в Турции, стали жертвами массовых депортаций и казней. Погибло около трети сирийского населения. Большинство оставшихся в живых бежали в Ирак, но в 1933 г., когда эта страна была провозглашена независимым государством, между христианами и мусульманами произошла новая кровавая резня.
Тогда сирийский Патриарх Мар Симон XXIII был лишен иракского гражданства и эмигрировал в Сан-Франциско (США), откуда продолжал управлять своей паствой. Ныне Патриарху Мар Дынха IV, преемнику Мар Симона, подчиняется большая часть несториан Ирака. По данным на середину 1990-х гг., Церковь Востока объединяет 58 тыс. человек. Несториан северного Ирака (епархия Духок) окормляет епископ Исхак Йосеп, возглавляющий также сирийские приходы России и СНГ.
В 1964 г. часть сирийцев выразила недовольство своим заокеанским управителем, и в 1972 г. пять епископов основали Древнюю Церковь Востока, которую ныне возглавляет Багдадский Патриарх Мар Аддай II. По данным середины 1990-х гг., к Древней Церкви Востока принадлежали 23 тыс. иракцев.
Сирийская Яковитская Церковь в Ираке подчиняется Игнатию Закка I, монофизитскому Патриарху Антиохии, резиденция которого находится в Дамаске. В Ираке последователи этой Церкви объединены в три епархии — Багдадскую, Мосульскую и Мар-Маттийскую. Членами Яковитской Церкви является 45 тыс. человек.
В Средние века тяжкий гнет мусульманских правителей заставил сирийцев искать поддержки у сильной и богатой католической Европы. В 1553 г. часть несториан заключили союз (унию) с Западной Церковью и образовала Халдейскую Католическую Церковь. Однако численность халдеев постоянно сокращается — многие уезжают в поисках лучшей жизни в США или Европу. Во главе Халдейской Церкви стоит Патриарх Ирака, Вавилона и Востока, имеющий резиденцию в Багдаде. Патриарха выбирает Синод епископов, а затем его кандидатуру утверждает Папа Римский. Халдейский Патриархат понес большие потери от «освободительной» войны, в частности от американских бомбардировок Багдада.
Кроме халдео-католиков в Ираке существуют и более мелкие униатские Церкви: сиро-католики и армяно-католики. Сиро-католики — приверженцы унии между Сирийской Яковитской Церковью и Римом. На конец 2002 г. их насчитывалось 60 тыс. человек в двух епархиях (Мосул и Багдад). Сиро-католики Ирака подчинены Патриарху, резиденция которого находится в Бейруте (Ливан). Значительное число иракских сиро-католиков эмигрировали из страны, главным образом в США и Ливан.
Сокращается также численность иракских армяно-католиков — приверженцев унии между Армянской Апостольской Церковью и Ватиканом. Если в 1966 г. в Ираке жили 3,7 тыс. армян-униатов, то в 2002 г. — лишь 2 тыс. (в основном в районе Багдада). Епископ армяно-католиков имеет резиденцию в Багдаде.
Большинство армян Ирака принадлежат к Армянской Апостольской Церкви. Армянский архиепископ Авак (Асадурян) подчиняется Эчмиадзинскому Католикосу и проживает в Багдаде.
Римо-католиков в стране тоже становится все меньше (в основном это иностранцы): сейчас их 2,5 тыс., хотя 20 лет назад было 3,5 тыс. И тогда, и сейчас они жили исключительно в Багдаде, хотя католический храм был и в Киркуке. Католические миссионеры играют заметную роль в просвещении христианского населения Ирака, им принадлежат десятки школ и Багдадский университет Аль-Хикма, основанный в 1956 г. иезуитами. Однако обучение в католических школах не приводит к смене вероисповедания учеников.
В январе 2000 г. Папа Римский Иоанн Павел II планировал посетить Ирак с пасторским визитом и побывать в древнем ассирийском городе Уре, на родине библейского праотца Авраама. В поездке его должен был сопровождать вице-премьер Тарик Азиз, но визит был отменен по политическим мотивам.
Есть в Ираке и небольшая община приверженцев православного Антиохийского Патриарха Игнатия IV (350 багдадских семей). В Багдаде эту Церковь представляет православный митрополит Константин (Папастефану) и два священника.
К протестантским общинам принадлежат в основном европейцы и американцы, но есть в них и арабы, и армяне, и сирийцы. Протестанты проживают преимущественно в Багдаде и Басре. Наиболее крупное объединение протестантов — Ассамблея евангелических пресвитерианских Церквей Ирака, в которую входят пять Церквей: Национальная евангелическая протестантская Церковь (Киркук), Ассирийская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Арабская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Национальная протестантская евангелическая Церковь (Мосул) и Национальная пресвитерианская Церковь (Басра).
Президент Ассамблеи — Георгес Хормис Сада, бывший вице-маршал авиации армии Ирака. Общее число прихожан Церквей, входящих в ассамблею, в 2002 г. составляло 3 тыс. человек. В последнее десятилетие протестанты оказывали гуманитарную помощь примерно полумиллиону человек, сочетая благотворительность с миссионерской деятельностью. Но проповедь Евангелия не имела успеха среди иракцев, хотя только в 2002 г. миссионеры раздали 9,5 тыс. Библий и 16 тыс. Новых Заветов.
Что касается других протестантских деноминаций, то в Ираке существовали миссии Ассамблеи Бога (пятидесятников) и Армянской Евангелической Церкви, однако на сегодня они либо исчезли совсем, либо имеют незначительное число последователей.
Из-за тяжелого экономического положения в 1990-е гг. из Ирака уехало, по некоторым оценкам, до трети христиан. Теперь, когда временная Конституция Ирака объявила ислам «официальной религией государства», а разгул терроризма принял небывалые формы, христиане спешат покинуть родину. Их мало радует перспектива жизни по законам шариата. В новом «свободном» Ираке последователям Христа нет места!
18 августа 2004 г.