Православная газета г. Екатеринбург | Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь), Архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий (Капалин) | 20.08.2004 |
— Доброе утро, Владыки. Рады видеть вас здесь.
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Доброе утро.
ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ:
— Доброе утро.
— Буквально накануне вы вернулись из Верхотурья, с торжеств, посвященных 400-летию Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летию перенесения из Меркушино в Верхотурье мощей святого праведного Симеона. Значимость этих событий переоценить сложно. Около десяти тысяч паломников приехало в эти дни в Верхотурские святые места. На ваш взгляд, как это все происходило? Какая атмосфера царила на этих праздниках?
ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ:
— Атмосфера была очень торжественная. Люди, особенно те, кто участвовал в Крестном ходе из Меркушино в Верхотурье, шли с особой духовной радостью. Несмотря на дождь, все шли с радостью, шли и молились, просили у праведного Симеона помощи в том, чтобы дойти до Креста у реки Туры, ведь эту часть пути все шли пешком. Люди не устали, были рады, в их речах, словах и разговорах чувствовался духовный подъем. Я расспрашивал некоторых паломников, как они себя чувствуют. «Очень хорошо! Не передать словами, что мы ощущаем!» — отвечали люди.
Лично я тоже испытывал большую радость и утешение, что Господь сподобил пройти этот путь. Надеюсь, что Он услышал наши молитвы, ведь мы и акафист читали по дороге, и молились на каждой остановке. Надеюсь, что и он нас услышал.
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Это было очень впечатляющим и знаменательным событием. И лично для меня было особенно приятно участвовать в празднике. 400 лет назад Свято-Никольский мужской монастырь получил благословение. И этот момент связан с нашей историей, историей духовного освоения Сибири. Некогда первый архипастырь, который был направлен в Тобольск, архиепископ Киприан, здесь останавливался, молился, здесь дал благословение на строительство монастыря. И многие поколения архипастырей проходили через этот монастырь. Здесь, у святого Симеона Верхотурского, у этого великого подвижника и праведника, они духовно укреплялись для дальнейшего духовного служения. В те времена только что утвержденная Тобольская епархия простиралась от Урала до Тихого океана. И, конечно, человеческим разумом понять невозможно, как архипастыри ею управляли. Их вразумлял Господь. Такие подвижники как Симеон Верхотурский были первыми предстателями за тех, кто здесь жил, кто сюда шел, кто был первопроходцами в Сибирском крае.
Я чувствовал определенный трепет, что прикасаюсь к этой истории, истории просвещения Сибири. Почувствовал я и радость людей. Много было паломников. Отрадно было видеть людей из многих областей, в том числе и из нашей Епархии. Это говорит о том, что святые подвижники наделяют нас сугубой благодатной силой духа. Это говорит о том, что здесь мы черпаем духовную радость. Несмотря на погодные условия и далекие расстояния… Людей это не смущает, они преизобильно получают духовное утешение и радость, а это укрепляет их духовные силы. Вот это чувствовалось, это переполняло наши души. Надо сказать, как говорит мудрая пословица, — к пустому колодцу не приходят люди. Если бы там была духовная пустота, то люди бы не пришли, преодолевая сотни и тысячи километров, чтобы прийти и поклониться святым мощам, помолиться, приобщиться этой радости. Конечно, здесь великая сила благодати Божией. Через подвижников, которые жили на земле, так же, как и мы, но они не потеряли связь с Богом. Если позволите, то я углублюсь в догматику, или богословие, в легкое такое размышление…
Человек двухсоставен: тело, как сказано в Писании, — из праха земного. Но говорится: «вдохнул Бог душу живую», — вот это вторая составляющая духовной природы человека. Душа живая, и она жаждет Бога, ищет Бога. Но человек земной, он утратил эти качества, изничтожил грехом. Поэтому вся природа человека мучается. И когда душа находит этот родник, этот кладезь благодати, то человек туда идет, порой богословски даже не понимая, что его туда влечет. Он чувствует, что восполняет утраченное. Люди, которые испытали этот опыт духовного паломничества, опыт духовного освящения души, вновь и вновь идут к этому месту, к этому кладезю духовному, и черпают из него благодати. А затем несут эту благодать к себе домой, делятся ею со всеми. Мы надеемся, что так вновь будет духовно просвещаться и освящаться наша земля. И этот духовный процесс будет вытеснять обилие греха, порока, ожесточенности, ненависти, неприязни. Хочется, чтобы люди постарались задуматься о духовной жизни, постарались испытать эту духовную жизнь и помнили, что мы живем на земле не так много, а кратковременно, считанные дни, и не надо упускать возможности дать пробуждение своей душе, дать пробуждение своим духовным чувствам.
Возродить свои духовные чувства можно, если оставить грех, чрезмерное мирское попечение, и обратиться к Богу. Напрямую это трудно, а вот прикасаясь к подвижникам, которые освятили эту землю, освятили своим подвигом наш край, мы помогаем себе возродиться.
— Радует, что эта жажда к Богу привела такое огромное число паломников из нашей и соседних областей, со всей России и, думаю, даже из-за рубежа. Это говорит о том, что значимость Симеона Праведного, всея Сибири чудотворца, становится уже международной…
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Конечно, люди идут сюда почерпнуть духовной радости. Идут из многих городов, даже из ближнего зарубежья. Ко мне подходили, брали благословение: «Благословите, возвращаемся на Украину». Подходили приезжие из Казахстана, также просили благословение. Это говорит о том, что Симеон Праведный — это всенародный святой, вселенский наш святой, всей Церкви, всего Православия.
— Это и ответ на другой вопрос — о том, что очень важно почитать угодников Божиих, ведь через это мы соединяемся с Богом, через тех людей, которые жили на этой земле…
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Да. Кому-то это трудно понять. Я бы важность этого паломничества, этого почитания перевел бы даже в плоскость простого патриотизма. У нас много говорят о патриотизме, — без этого не может жить ни одна страна, ни одно общество, ни одно государство. Я говорю о здоровом патриотизме. А что оно означает?.. Любить Отечество, — «патер» — по-гречески — «отец», — любить страну отцов, т. е. любить то, что для них было свято, что они любили, что они возделывали. И мы видим эту любовь. В Меркушино был восстановлен великолепный храм, некогда взорванный. Кем? — Безбожниками. Взорван ненавистью к нашим отцам, к нашим святыням. Это ужасные были события. И, слава Богу, что наступило время и мы можем вернуться к традиции. И важно задуматься, говоря о патриотизме: если у нас нет любви к храму, нет любви к православной святыне, значит, мы не любим своих благочестивых предков. Давайте каждый задумаемся: ведь кто-то до нас жил. Двести, триста, четыреста лет назад. Кто-то ведь нес дыхание жизни. Кем он был? Ну, конечно, не атеист, конечно, не богоотступник. Он был глубоко православный человек, любивший свои традиции. Традиции Православной веры, это и есть традиции народа. Вот о чем надо задуматься тем, кто еще пока далек от этого. Нельзя пренебрегать своей культурой, своими традициями, и духовной традицией в первую очередь.
— Владыка Викентий, что-то Вы добавите к словам Владыки Димитрия?
ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ:
— Владыка Димитрий прекрасно сказал о значимости паломничества. Я хотел лишь напомнить слова Святейшего Патриарха, которые он в своем послании обратил ко всем участникам этого великого торжества. Он говорит, что паломничество нужно начинать с возвращения к своей душе. Это то же, что сейчас говорил Владыка Димитрий. Это очень важно, ведь душа, как богоподобное существо, очень нуждается в возвращении к себе для того, чтобы возродиться и укрепиться, дабы она зажила тем духом Божиим, которым она и причастна к Божеству. Святейший Патриарх как раз акцентирует на том, что мы, совершая паломничество к святым местам, должны понимать, что паломнику надо обратить внимание на преображение душевное. Потому, что другого пути нет. Нет другого пути, при котором душа человека могла бы питаться столь обильно и здраво, как тот, при котором мы исполняем волю Божию, через те заповеди, которые Господь дал нам.
Мы сейчас говорили о том, что любить Родину — это значит любить своих предков, любить ими созданное, любить те традиции, которые они имели, любить из любви к Богу, к Церкви, к церковной жизни, к заповедям. Наши предки в своей жизнь хорошо поняли: мы уходим от Бога, если не соблюдаем Его заповеди. Уходя от Бога, мы заглушаем свою душу, она мучается и изнемогает от тяжести безбожия. Очень важно, что в таком паломничестве мы обрели себя, свою душу. Важно, что мы приблизились к тому источнику благодати, который нас воодушевляет, нас оживляет, оздоравливает наше тело и душу.
— В Екатеринбургской епархии, помимо Верхотурья, есть другие святые места — связанные с Царской Семьей. Это Ганина яма и Храм-на-Крови, во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, и другие. Сюда человек может прийти помолиться. Владыка Димитрий, каково на Ваш взгляд значение подвига Святых Царственных Страстотерпцев?
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Конечно, это очень важно для нас — правдиво понимать свою историю. Важно принести покаяние… Был период беззаконий в нашей истории, имеющий особый смысл, глубокие последствия. Когда пострадали Святые Царственные Страстотерпцы, — была отрублена голова у России. После, мы знаем, начались репрессии по отношению ко всем сословиям: и на духовенство, и на предпринимательство, и на купечество, и на крестьянство. Сказали: «Земля — крестьянам!», а на деле оказалось, что ее просто отобрали. И если мы не покаемся, если мы не почтим память Страстотерпцев Царственных, с которых, как с головы, начал свое буйство воинствующий атеизм, мы не возродим Россию.
Атеизм в этом преступлении показал свое подлинное лицо, ведь до этого как начиналась революция? Словоблудием. «Земля — крестьянам», «мир — народам», «свобода, равенство, братство, счастье». Известные лозунги. Тут же большевики показали, ради чего они приходят к власти. Это надо понять. И еще надо понять, что в каждом из нас живет это смешение духовных чувств и понятий. И через почитание подвига страстотерпчества, через покаяние личное, через очищение души, я думаю, и возможно наше возрождение. Конечно, если стараться объяснить, что происходило. Пытаться понять… Это чудовищные события, иначе как демоническими их назвать нельзя, невозможно. Поэтому хочется, чтобы каждый, кто приходит поклониться этим местам, почувствовал, что спала пелена, и увидел, что в мире есть добро, — есть Бог. Но есть и зло, и диавол. И, как сказал мудрый наш богослов и мыслитель, в мире нашем диавол борется с Богом, борется с добром. А поле битвы — сердце человека. Так вот, не дадим свое сердце. Давайте задумаемся, чтобы мы не стали подобными тем палачам, убившим Царя и ни в чем не повинных детей, отрока и отроковиц, а покаемся и будем стараться разглядеть в себе то зло, которое гнездится в сердце человека, которое не дает воцариться дыханию Божию. А почитание святых и страстотерпцев, наших подвижников благочестия — и есть возрождение своего духовного мира, когда мы отказываемся от сотрудничества с диаволом, когда мы исторгаем зло из своего сердца. Когда мы через подвиги паломничества, покаяния, терпения, смирения стремимся насадить добродетель в своем сердце.
Теперь я еще вернусь к прошедшим торжествам, потому что нахожусь под глубоким впечатлением. Как ярко выражена была в людях, кто был на святом месте, радость! Какое любвеобилие, какие благодатные чувства! Как бы человек ни был немощен телом, претерпевая трудности, — ведь паломничество — это все равно путь, и восхождение в гору, — а на душе радость, на лице радость. И это есть воздействие благодати Божией на человека.
А если проводятся какие-то другие мероприятия, например, дискотеки? Сплошные драки, насилие, до убийств доходит, еще и умопомрачение, когда люди одурманивают свой разум пивом или алкоголем, наркотиками. Они убивают свою душу. Надо сравнить. Чтобы у людей спала пелена, чтобы научились различать, где духовное, а где греховное, мерзкое, убивающее человека, делающее его скотом, животным, зверем даже, который готов сам себя истребить. Если мы не начнем в себе происходящее понимать, не начнем почитать наши святыни, почитать нашу историю, места подвигов праведников наших, места, где совершалась трагическая наша история, то мы так и будем пребывать в слепоте, в неведении. Можно назвать Российской Голгофой то место, с которого начали заклание русского духа, Православной веры, православного народа. Вот почему люди сюда идут, стремятся. Они хотят прикоснуться к истории. Хотят пробуждения в своей душе, пробуждения духовного, которое нисходит на человека, когда он посещает места страстотерпцев, места мученичества, места памяти, места подвигов праведников.
— Слава Богу, у нас есть такая возможность — совершать паломничества. Прошли времена гонений, и нам можно спокойно поехать по святым местам, прийти в храм. В любом храме пребывает Господь, но Храм-на-Крови еще и сам по себе — место святое.
Владыка Викентий, с каким настроением приходят туда люди, как они выстаивают службы?
ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ:
— Люди в этот храм идут с особым желанием, приобщиться к святости, которая там есть. Ведь благодать чувствовалась на этом месте еще до строительства храма, и во время строительства. Люди, которые строили этот храм, чувствовали особую благодать. А сейчас, конечно, когда начались богослужения, то и благодати стало больше. Чувствуешь радость и утешение, что находишься на святом месте, месте подвигов Царя Страстотерпца и его Семьи, где они пролили свою кровь за благочестие, за веру, где против них восстали те люди, которые были ожесточены грехом, у которых была закрыта душа греховностью, ослепившей их. И они, видя веру и благочестие Царя и его Семьи, терзались и не находили себе покоя. В то время, когда архидиакона Стефана мучили, когда он говорил, что он видит Христа Спасителя, что он видит Славу Божию, то иудеи не могли удержаться от злобы и бросали в него камни. Так в 1917-м году большевики, видя стойкость Царя в вере, в убеждениях своих, не могли терпеть его благочестия и желали поскорее с ним разделаться, убить его. Эта злоба привела к такому страшному событию, которое стало началом последующих страданий всего народа, когда началась настоящая бойня. Сейчас очень важно, чтобы люди приходили сюда и по молитвам Святых Царственных Страстотерпцев получали благодать Божию, чтобы укрепиться в вере, укрепиться в благочестии, чтобы душа была исполнена благодати. Это нужно, чтобы душа наша не завидовала благочестию ближнего, а сорадовалась стремлениям души человеческой к Богу, к церковной жизни, и не было бы у нас такого разделения между благочестивыми и не благочестивыми, нравственными и безнравственными, а были бы люди, которые стремятся к высокой духовности, созидающей крепкую, сильную Россию.
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Когда посещаешь исторически значимые для нашего государства Российского места, то чувствуешь себя сопричастным. Сопричастным с той стороны, с которой понимаешь правильно то или иное событие. У нас в Тобольске сохранился дом, в котором 8 месяцев прожил Царь со своей Семьей. Сохранились вещи. Мы сделали музей. Заходишь в кабинет Царя, и какие-то вещи его напоминают о том времени. И ты как будто весь погружаешься в размышления, и порой не чувствуешь времени. Начинаешь чувствовать вещи Царя. Становишься богаче духовно. Но еще чувствуешь себя сопричастным истории. Чувствуешь, что ты не равнодушен, а стремишься понять, узнать, стать сопричастным. Что нам мешает? Что мешает людям прийти в храм, на памятное место? Лень. Греховная лень. Нам лень, нам ничего не интересно. Грех нас расслабил. Мы бесчувственные стали. Это состояние подобно животному. Вот оно забежало в храм, понюхает и убежит, если ничего не съело. Оно ничего не поймет. Но ведь человек не таков. В прошлом люди не строили бы такие величественные храмы, которые сегодня, с нашей технической мощью, трудно вообразить. А ведь такие храмы стоят уже по двести и триста лет, построенные, конечно же, с помощью Божией.
— Владыка Димитрий, Вы возглавляете Тобольско-Тюменскую епархию. Территориально Вы близки к нам. Как обстоят дела в Вашей Епархии, ведь в советские годы так же, как и у нас, разрушено было очень многое?
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Да, конечно. Вы знаете, у нас в Тобольске около тридцати храмов было. Городок небольшой — а тридцать храмов. Слава Богу, сегодня потихоньку восстанавливаемся. Некогда Тобольск был столицей Сибири, духовным центром. Оттуда пошло просвещение. В прошлом году мы отмечали 300-летие первой в Сибири школы, открытой в 1703 году. Открывал ее митрополит Филофей Тобольский, ныне прославленный святой, по приказу Петра Первого: «открыть училище, где ребят учить грамоте, наипаче катехизису Православной веры, дабы, познав его, они приводили к познанию истины многочисленных иноземцев Сибирского края, даже до Китая». Были и другие приказы царя. Он тогда понимал — для того, чтобы закрепить территорию, ее надо просветить верой. Мы не можем заподозрить Петра Первого в набожности, но для Сибири все указы говорили об укреплении веры и образования, чтобы народы воцерковить, чтобы привлечь их в семью российских народов. Меньше всего он говорил об оружии, ведь с каждым князьком мы бы не навоевались. И благодаря этому мы имеем очень важный момент в истории: от Урала до Тихого океана наши первопроходцы прошли за 60 лет. Такие обширные просторы! Русь стала Великой Россией! И везде ставили миссионерские станы, духовенство, священники оставались, составляли грамоту для местного населения, учили молитве. И потихоньку присовокупляли к великой Православной державе Российской многочисленные народы, при этом сохраняя их. Надо сказать, что ни один народ не потерял свою культуру, а только обогатился. Для сравнения можно сказать — европейцам понадобилось 350 лет, чтобы дойти до Тихого океана. 350 лет! И освоение земель осуществлялось по-разному. Благодаря нашей Церкви мы не потеряли ни один народ, никого не согнали в резервации. Не истребили народы. А европейцы шли другим путем. Мы это тоже должны почувствовать и понять, что это наша история, что наш характер — Православие. Это наша культура, наша традиция. И вот это мы стараемся прививать.
Надо сказать, что на Севере города молодые. Там нефтегазовый комплекс, и городам по 20−30 лет. Там, конечно, храмов не было никогда. Но теперь уже во всех городах есть храмы, строятся они и в поселках. На юге области идет широкая программа восстановления храмов. В прошлом году Президент России был в Тобольске, поклонился святым мощам Иоанна Тобольского. Еще у нас есть святые мощи 11-ти архипастырей Тобольских, которые пребывают в склепе Софийского собора. Действуют программы — и государственная, и областная — по возрождению святынь. Мы стараемся не отставать от многих трудов, которые мы видим в Екатеринбургской епархии, и стараемся, чтобы наши святыни восстанавливались. И мы надеемся, что с возрождением храмов восстановятся и души людей. Люди начнут прозревать. И начинают прозревать, что у нас есть своя история, своя Вера Православная. Что негоже смотреть в сторону сект экзотических, быть как Иуды для своего народа, для своей истории, для своих предков.
Конечно, это общее наше дело — возрождение духовных наших святынь, как здесь, в Екатеринбурге, так и у нас, в Тобольске, в Тобольской губернии, или, будем говорить, в Тюменской области. Через это действительно будет возрождаться и человек. Все Церковь устраивает не для собирания сокровищ, а только для человека, чтобы душа его возвращалась к Богу. Чтобы душа отрекалась от лукавого, отрекалась от злых дел его, от греха, от порока, которые истребляют душу и губят изможденное грехом человеческое тело.
— Возрождаются церковно-приходские школы, семинарии. Это мы видим и в нашей Епархии. Наверное, любовь к Отечеству и Церкви надо воспитывать с молодых лет?
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Вы знаете, действительно возрождаются. Сейчас закон об образовании позволяет вводить предмет «Основы православной культуры». Мы проводим большую работу, пытаемся что-то сделать. Духовное образование у нас развивается: в Тобольской семинарии более 500 учащихся, есть очное и заочное отделения, иконописное, регентское отделения. Учатся там и посланцы Екатеринбургской епархии, которых мы всегда приветствуем. У нас 12 православных гимназий. Около 800 детей учится в школах, где директорами являются священники. И закон это не запрещает. Но, к сожалению, очень мало школ, где одобряют введение основ православной культуры. Предмет этот одобрен комиссией Министерства образования, есть области, где все школы ввели его. Например, в Курской области во всех школах введен этот предмет. Как не знать культуру своего народа? Но, к сожалению, у нас еще не так. Люди, которые работают в системе образования, и Владыка Викентий это подтвердит, очень идеологизированы еще в эпоху воинствующего атеизма. Они не могут понять, что Россия была православной. Они не могут признать свою вину в том беззаконии, которое мы сейчас видим. В той безнравственности, опустошенности, которые царят вокруг нас. Я никого не обвиняю, я только говорю: «Давайте вступим в диалог, посмотрим, что было в русской педагогической традиции хорошего, что мы сейчас забыли? Давайте — пока совсем еще не поздно, пока не вымерла страна. Ведь даже сам Президент говорил — уменьшается население на 700−800 тысяч человек в год, даже несмотря на миграцию. Страна вымирает. Кто возьмет на себя ответственность за это?
Церковь говорит, что ребенок до семи лет — это ангел. Вот приводят родители (которые сами ничему не были научены, только складывать и умножать) своего ангела в школу. А после нее он — демон. Надо осознать, надо, чтобы система образования признала свои ошибки в воспитании. Не уповать на какие-то идеологические штампы атеистического прошлого, а посмотреть, что было в дореволюционной педагогической традиции. Ведь тогда педагогика была очень богатая. Взять, например, всеми почитаемого Ушинского Константина Дмитриевича, его имя носит педагогический университет в Москве. Он как говорил: «Для России нехристианская педагогика, педагогика вне Православия — вещь немыслимая! Без побуждения впереди и без результатов в конце!». Что мы сейчас имеем? Нет побуждения к нравственности. Для неверующего человека какое побуждение? Вот ребенку говорят: это — хорошо, а это — плохо. Но какое побуждение? Он не находит опоры в душе, в сердце — быть нравственным. Эту опору заглушили, и его подхватывает греховный мир. Начинает расти ребенок, растут его потребности, нередко греховные. И он начинает их услаждать и гибнет как человек. Бездуховность — это опасная вещь, которая может превратить человека в животное. Страшное сравнение? Но не то ли мы видим? Человек поедает человека. Есть такие примеры, что даже в животном мире не встретишь: даже волчица не выбросит своих волчат; дерущаяся стая не затронет волчонка. А у нас же беспризорные дети, детская преступность, детское растление — все это процветает.
Если мы будем обманывать себя, то станем подобными тем безумцам, о которых Господь сказал, что они подобны гробам крашеным — которые красивые снаружи, внутри — труха. Церковь имеет право, у нее тысячелетняя история в нашей стране. Ни одна партия, ни одна общественная организация, ни один сектант, прибывший сюда незаконно, не может этим похвалиться. В царские времена иностранцам разрешалось лишь обслуживать самих себя, запрещалось проповедовать, обманывать людей, делать какие-то подачки материальные, потому что «сыр бывает бесплатный только в мышеловке». Все эти вопросы — духовного плана. Они проистекают от нашей безграмотности, корни которой в системе образования, школьного воспитания. С родителей сейчас много не спросишь, их самих обманули, им не рассказали историю, им дали полуправду. Допустим, об убийстве Царя. Я тоже учился, и в школе, и в институте — и даже слыхом не слыхивал об этом, кроме каких-то легенд с побегами, с предательствами, с покушениями, с воцарениями… Да и сейчас всю правду в школах не говорят.
— Вернемся к Верхотурским торжествам. Наверное, это как раз та возможность для человека — прикоснуться к своей истории?
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Конечно. Если человек не пользуется такой возможностью, то он обкрадывает свою жизнь. Он ее просто прожигает. Не использует те возможности, которые помогли бы ему в жизни, в нравственном плане, поддержали бы, укрепили его. Это те средства, которыми пользовались наши благочестивые предки.
— Владыка Димитрий, Владыка Викентий, в завершение нашего разговора, может быть, вы скажете какие-то пожелания нашим слушателям и зрителям? Ведь среди них есть не только глубоко воцерковленные, но и те, кто делает лишь первые шаги. Что вы скажете для них?
ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ:
— Будьте благоразумны. Не живите по течению, мутному течению греховного мира. По течению течет лишь… дохлая рыба, а живая плывет к родничку, стремится к истоку и там продолжает свой род. Как говорят у нас северяне: рыба идет к роднику и там откладывает икру, а только потом уходит вниз по течению. Так и в жизни. Не старайтесь плыть по течению бурному и греховному, а старайтесь дойти до истоков. Истоков истории. Пытайтесь понять: что влекло наших предков сюда, в Сибирь. Это не только просторы, но и духовное просвещение, христианизация. Они приходили и строили храмы. Идите к своей духовной традиции, не пребывайте в невежестве, лености греховной. Старайтесь все-таки подумать о духовном пробуждении и о том, что было святое для наших благочестивых предков. И вы почерпнете духовной радости, обретете смысл жизни, и Господь будет вам помогать в жизни и трудах.
ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ:
— Я бы хотел поблагодарить Владыку Димитрия за то, что он преподал нам такие интересные нравственные уроки, которые обязательно пойдут на пользу, если мы все это будем делать. Надо быть не только слушателем прекрасных слов пастырей и архипастырей, но и быть делателем. Я пожелаю нашей пастве, чтобы мы взялись за труды, за работу в духовном плане, чтобы начали возделывать свою душу, и она принесет нам добрые плоды.
— Спаси вас Господи.
— Помогай вам Бог.
С архиепископом Викентием и архиепископом Димитрием беседовала журналист Полина Митрофанова.
Расшифровка аудиозаписи — Антон Пепеляев.
18 августа 2004 г.