Газета.GZT.Ru | Михаил Марчук, Надежда Магнитская | 17.08.2004 |
В Волгоградской области на заводе транспортного машиностроения заканчивается работа над уникальным проектом — передвижной церковью на колесах, легко умещающейся в прицепе к «КамАЗу». Такой заказ поступил на предприятие от Московской патриархии. По замыслу священнослужителей, передвижной храм необходим жителям отдаленных населенных пунктов, от которых ближайшая церковь находится за сотни километров.
Идея передвижной церкви, которая могла быть доступна жителям отдаленных населенных пунктов, впервые была реализована в Волгограде в 1996 году. Тогда это был плавучий храм, при постройке которого использовалась платформа от старой баржи. Церковь на колесах, которая сейчас создается на опытно-экспериментальном участке Волгоградского завода транспортного машиностроения, — принципиально новая конструкция. Уникальность самого процесса создания храма на колесах в том, что работники завода ведут строительство без проектов и специальных чертежей. И только по завершении работ план постройки церкви появится на бумаге. Строительством храма занимаются всего четыре человека. В октябре будет готова первая конструкция, а уже на подходе новые заказы. Храм на колесах хотят приобрести воинские части, несколько заказов сделали православные священники из Косово, где многие церкви были разрушены в результате войны.
Главный технолог завода Юрий Еремин вынашивал идею соорудить передвижной храм более года. Пока конструктор искал деньги на воплощение своего проекта, в Московской патриархии искали тех, кто мог бы построить храм на колесах. Вспомнив об опыте плавучей церкви, москвичи обратились в Волгоградскую епархию. Работы над проектом начались после визита на завод настоятеля одного из московских приходов, отца Владимира. 'У горожан и жителей больших селений есть возможность пойти в храм, но по всей России есть немало небольших хуторов и сел, где ближайшая церковь находится за сотни километров. А ведь души всех людей хотят спасаться…' - говорит отец Владимир.
Как рассказал ГАЗЕТЕ начальник опытно-экспериментального участка ВЗТМ Юрий Еремин, в церкви спокойно разместятся более ста прихожан. Компоновка церкви и ее постановка на месте относительно частей света происходит строго по церковным канонам. Для сборки-разборки разработана специальная технология — церковь сложена по типу сэндвича. Боковые стороны храма имеют три секции, скрепленные специальными шарнирами. Одна стенка опускается вниз — это пол, другая раздвигается в сторону — стена, третья поднимается вверх. Четвертая стена — приставная. Тем самым такая раскладка увеличивает площадь в три раза. По словам Еремина, церковь легко разбирается и складывается в один большой контейнер-прицеп к 'КамАЗу', туда же помещается церковная утварь. Размеры сооружения — двенадцать метров в длину и два с половиной метра в высоту без купола. Стены храма изготовлены из металла и обшиты утеплителем, а для купола был разработан специальный сплав титана и стали. По цвету и блеску он ничем не отличается от золота. Как стало известно ГАЗЕТЕ, собранная церковь будет гостить на новом месте несколько недель или месяцев — в зависимости от потребности. Внутри нее будет все как в настоящем храме: парадный вход с лестницей, большое помещение, где будет проходить служба, царские ворота, алтарь и кельи священнослужителя и сторожа.
Церковь на плаву
В понедельник из Новосибирска в отдаленные населенные пункты по реке Обь в миссионерский рейс отправился корабль-церковь 'Андрей Первозванный'. На борту корабля, который рано утром под колокольный перезвон отчалил от пристани Новосибирского речного вокзала, находятся не только православные священнослужители, но и сотрудники областных управлений социальной защиты населения и здравоохранения, бригада медицинских работников, а также церковный хор.
Как сообщили ГАЗЕТЕ в Новосибирском епархиальном управлении, поездки церковного корабля проводятся ежегодно. Они начались в 1996 году по инициативе Новосибирского епархиального управления Русской православной церкви. В регионе насчитывается около 300 православных храмов и церквей, которые в основном находятся в городах и наиболее крупных районных центрах. В отдаленных же селах людям попросту негде помолиться. В некоторых населенных пунктах, которые находятся в таких труднодоступных местах, что попасть туда можно только водным путем, православных священников, как рассказал один из жителей, не видели семьдесят лет. Первоначально священнослужители ставили перед собой цель оказывать духовную помощь населению отдаленных деревень. Позже в рейсы вместе с проповедниками стали отправляться врачи и работники социальной сферы. Поскольку жители глухих сел в не меньшей степени нуждаются в материальной помощи, на борт корабля вместе с иконами стали брать одежду и продукты питания.
Корабль-церковь на самом деле является теплоходом 'Альбатрос'. Епархиальное управление арендует его только на время миссионерских поездок. Судно, где оборудуется специальное помещение для богослужений, было освящено в честь Андрея Первозванного. О появлении церковного корабля жители сибирской глубинки узнают по колокольному звону, который транслируется через усилители перед тем, как судно причаливает к берегу. В селах священники служат молебны, раздают жителям духовную литературу, проводят обряды крещения (это делается прямо в Оби) и исповедуют.
16 августа 2004 г.