Русская линия
РИА «Пресс-Лайн»17.08.2004 

Красноярские армяне уже отпраздновали Успение Божьей Матери
Интервью с настоятелем церкви Святого Саркиса отцом Георгием

15 августа в армяно-апостольской церкви Святого Саркиса, которая год назад была открыта в Красноярске на Взлетке, отмечали один из великих христианских праздников — Успение Божьей матери. В Армении этот день отмечается еще и как праздник винограда. Красноярская армяно-апостольская церковь — единственная за Уралом. У нас виноград не растет, поэтому прихожане принесли солнечные ягоды с собой.
Считается, что армянская церковь наиболее близкая русской Православной. О том, почему даты праздников не совпадают, читайте в интервью.

— Армянская церковь — первая христианская церковь на земле. Христианство стало официальной государственной религией Армении в 301 году, когда русская нация еще не оформилась. Мы называем себя апостольской церковью, потому что у нас проповедовали апостолы. В 43−46 году апостолы, по предложению Павла решили проповедовать христианство во всем мире. Два их ученика — Фаддей и Ворфаломей из Иерусалима пошли Армению и Персию. И те семена, которые они бросали, расцвели и дали свой плод — принятие Арменией христианства как государственной религии.
Но различия между различными христианскими конфессиями примерно такие же, как между традициями различных семей. И вы христиане, и мы христиане. Мы все верим в одного бога — Иисуса Христа.
Армянская церковь до 1924 года придерживалась старого Юлианского календаря. Но он каждые 128 лет дает один лишний день. При Католикосе Геворке V был принят более правильный календарь, Григорианский. Русская церковь продолжает пользоваться Юлианским календарем. Иногда наши Пасхи совпадают, как это было в 2001 году, когда Католикос всех армян Гарегин Второй с патриархом Всея Руси Алексием Вторым этот святой праздник отметили вместе.

— В вашу церковь ходят только армяне?

— Да, это народная церковь, и паства армянской церкви — армяне. Мы никогда не занимались миссионерством. Потому что вера — это состояние души. Если человеку хочется прийти в армянскую, мусульманскую или иудейскую церковь — это его личное дело. Мы никогда не говорим, что армянская церковь — самая правильная, как говорят про свою церковь католические миссионеры. Если, например, католик пришел к нам, и говорит: я хочу стать сыном вашей церкви, то мы спрашиваем: почему, что тебе мешает быть католиком? Если есть причины, по которым он не может быть католиком, тогда мы его берем к себе. Но душеловством мы никогда не занимаемся.

— Армяне разбросаны по всему миру и везде строят свои церкви.

— Да, у нас даже есть такая поговорка: когда два армянина собираются вместе, они решают, где построить церковь.

— В Красноярске церковь построена на пожертвования армян и сколько сюда ходит прихожан?

— Испокон веков Сибирь была местом, куда армяне приезжали на заработки. Эти люди озабочены, как заработать деньги, чтобы прокормить семью, и вернуться домой. Они приезжают в мае, и уезжают в ноябре. К нам в церковь они заходят очень редко. А те люди, которые живут здесь постоянно, приходят. На обычной литургии 15−20 человек бывает, по праздникам больше. Обязанности здесь нет никакой, каждый человек сам решает прийти или не прийти. Но если человек крещен от имени святой Троицы, если считает себя христианином, то должен отдавать себя церкви, потому что материально — это Иисус Христос на земле. Церковь освящена тысячелетними традициями, то есть в ней присутствует Святой дух. Когда молишься дома, не можешь сконцентрироваться, и твоя молитва останется на земле, не поднимется к Богу. Церковь предназначена для молитв. Сердце рядом стоящего помогает открыться твоему сердцу, чтобы твоя молитва доходила к Богу. Иногда человеку просто лень идти на службу, суета мешает. Но разве вы станете жить в недостроенном доме, разве вы будете там чувствовать себя защищенным? Сколько бы вы не спешили, вы все равно дождетесь, пока этот дом будет построен до конца, потому что это ваша крепость, ваш очаг. Так и церковная служба. Как можно оставить наполовину эту литургию или другую службу? Если человек чуть-чуть углубится, будет читать, следить за литургией, вместе с литургией петь, то очень быстро пролетит для него время. Он даже удивится.

— Когда армянской церкви не было в Красноярске, куда армяне ходили молиться?

— Конечно, в русскую церковь. Потому что и православные, и католики, и апостольские церкви — они все под Христом. Есть братство, есть любовь, есть терпимость. И сегодня перед христианством стоят более глобальные проблемы, чем разбираться, кто куда ходит. То, что Католикос всех армян и Патриарх Всея Руси вместе праздновали Пасху, дало пример и русским православным священникам, и армянским апостольским священникам. Мы — братья, и разница только в традициях.

— Отец Георгий, а Вы сами когда приехали в Красноярск?

— Два года назад.

— Где сейчас работают ваши однокурсники?

— Нас было 9 человек. Только один остался в Армении. Служат в Нью-Йорке, в Манчестере, в Румынии. Двое учатся в Италии, один в высшей архитектурной, другой и богословской школах.


Дополнительная информация

* Разница между Юлианским и Григорианским календарями заключается в том, что в Григорианском календаре каждые 400 лет за счет високосных годов прибавляется не 100 дней, как в Юлианском, а только 97. и в результате календарь почти соответствует астрономическому времени. В то время как Юлианский календарь дает ошибку в один день каждые 128 лет, Григорианский календарь дает расхождение в один день лишь за 3280 лет.

* Принцип составления календаря ААЦ
Армянская Церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходящими, т. е. отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год.

* Пять праздников из числа Господних называются Великими. К ним относятся: Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста. Понедельники, следующие за Великими праздниками являются днями поминовения усопших.

* Успение Пресвятой Богородицы отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье (с 12 по 18 августа). По преданию, незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее доме. В третьем часу дня в Ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Ее пречистое тело апостолы похоронили в пещере и закрыли вход в нее большим камнем.
На третий день явился апостол Фома. Апостолы решили открыть вход в пещеру, чтобы Фома смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень — пещера была пуста.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечался в Иерусалиме 13 августа с начала V века.

16 августа 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика