Русская линия
Музеи России13.08.2004 

XII фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение»

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник приглашает с 19 по 22 августа 2004 г. на XII международный фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение».
Каждый август с 1992 года в Ярославле проходит фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение». Над городом плывут могучие звуки колоколов Большой звонницы (ансамбль из 18 тяжелых колоколов) и звонницы — «малышки» Спасского монастыря (ныне Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника), в древних храмах города звучит прекрасная хоровая музыка. Уникальность фестиваля — в органичном объединении трех направлений традиционной русской культуры: искусство колокольного звона, искусство колокольного литья и хоровое искусство.

Начало XII фестивалю 2004 года положит литургия в Спасо — Преображенском соборе (XVI в.) в светлый праздник Преображения Господня — Яблочного Спаса. С 2004 года фестиваль обретет новое имя — фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» имени Е.В. Колобова. Евгений Колобов — выдающийся музыкант, основатель и художественный руководитель известного московского театра «Новая опера», стоял у истоков фестиваля, поддерживал его на протяжении всей истории, был бессменным председателем Всероссийских конкурсов звонарей. Памяти великого мастера посвящена камерная выставка, которая будет открыта в первый день фестиваля и продолжит работу в течение праздничных дней. Важным событием фестиваля этого года станет презентация книги «Созвучие». Идея литературного проекта принадлежала Евгению Колобову и издателю Геннадию Сапронову. «Созвучие» — это книга — размышление музыканта Евгения Колобова и писателя Виктора Астафьева о литературе и музыке, о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе.

Одна из особенностей фестиваля — хоровые концерты в архитектурных ансамблях Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Организаторы фестиваля продолжают добрую традицию приглашения для участия в праздничной программе лучших хоровых коллективов и солистов разных городов России и зарубежья. Хоровая программа фестиваля 2004 года насыщенна и разнообразна.

Концертные залы фестиваля послужат первой крупной площадкой для капеллы «Ярославия» под управлением Заслуженного деятеля культуры Сергея Березовского. Капелла — первый в истории Ярославля профессиональный хоровой коллектив, созданный в октябре 2003 года. Состав капеллы — 56 человек — обладатели лучших в городе голосов. В апреле 2004 года в концертном зале Ярославской областной филармонии им. Л.В. Собинова прошла презентация капеллы, где были продемонстрированы ее великолепные репертуарные возможности: русская духовная музыка, лирические миниатюры С.И. Танеева, сцены из опер Дж. Верди, П.И. Чайковского, «Курских песен» Г. В. Свиридова, спиричуэлс, триптих на слова Н. Рубцова ярославского композитора В. Челикова (бас в капелле). Первое выступление коллектива в рамках фестиваля состоится на ставшей им родной сцене Ярославской областной филармонии им. Л.В. Собинова

В течение фестивальных дней ярославская публика познакомится с такими известными коллективами как вокальный ансамбль «Анима», Санкт-Петербург, и камерный хор «Духовное возрождение», Москва.

Коллектив вокального ансамбля «Анима» — выпускники разных лет Санкт-Петербургской Консерватории им Н.А. Римского-Корсакова. Коллектив мастерски исполняет русскую и западно-европейскую духовную музыку, мадригалы эпохи Возрождения и музыкальный авангард, предлагает публике фрагменты из Литургии С. Рахманинова, П. Чайковского, духовные сочинения П. Чеснокова. Написанные в оригинале для смешанного хора, эти произведения обрели новое звучание в переложениях для мужских голосов, сделанных художественным руководителем ансамбля Виктором Смирновым с учетом широких тесситурных возможностей коллектива. Особое место в репертуаре занимают светские произведения Ю. Фалика, практически не исполняемые хоровые циклы Ф. Пуленка «Хваления Антонию Падуанскому» и «Молитвы святого Франциска Ассизского». На XII фестивале вокальный ансамбль «Анима» предлагает вниманию слушателей две концертные программы «Заутро услыши глас мой…» и «Душа моя с тобою».

Репертуар камерного хора «Духовное возрождение» Московского государственного института музыки им. А. Шнитке включает в себя программы различных жанров и направлений. Творческое кредо коллектива — возрождение и развитие классических традиций хорового исполнительства и пропаганда современной российской и зарубежной музыки. Помимо сольных концертов хор принимал участие в исполнении балетной фантазии Андрея Петрова «Пушкин», (совместно с труппой театра Классического балета, хореография Н. Касаткиной и В. Василева); гала-концерте «Венеция в Москве» (хореография Андриеса Лиепы); театрализованной постановке произведения К. Орфа «Кармина Бурана»; концертах Демиса Руссоса, Любови Казарновской, Дмитрия Хворостовского, Роберто Аланьи, Николая Баскова. Выдающиеся дирижеры разных стран работали с камерным хором «Духовное возрождение» — Сейджи Одзава (Япония), Мстислав Ростропович (США), Кент Нагано (США), Франц Крагер (США), Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Валерий Полянский, Вальтер Хаупт (Германия) и многие другие. Художественный руководитель и главный дирижер хора — заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории Лев Конторович, которого называют и мастером аранжировки. На XII фестивале «Преображение» камерный хор «Духовное возрождение» представляет концертную программу из произведений русских и зарубежных композиторов, три произведения — в аранжировке Льва Конторовича.

Кульминационное событие фестиваля — премьера музыкально-театрализованного спектакля «Мистерия о Жанне д’Арк», которое объединит в гармоничное целое музыку, слово и движение. Танец, музыка, творимая хором, оперными певцами, оркестром, придает смысл каждому слову и жесту актеров, драматические монологи органично перерастают в оперные и хоровые партии, сопровождаются грандиозными кинопроекциями (сцены баталий нашумевшего фильма Л. Бессона «Посланница: история Жанны д’Арк», 1999 г.). Проект впервые (и единственный раз!) будет исполнен на сцене российского академического театра драмы им. Ф.Г. Волкова. Это — одна из попыток реализации идеи синтетического театра Евгения Колобова, предпринятая его учениками и единомышленниками. Режиссер-постановщик мистерии — Иван Фадеев, главный балетмейстер московского муниципального театра «Новая опера», дирижер — Дмитрий Волосников, единственный ученик Евгения Владимировича, дирижер московского муниципального театра «Новая опера», неоднократный лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров, обладатель Гран-при Уральского рок-фестиваля, музыкальный руководитель фестиваля «Преображение» с 1999 года. Литературная основа мистерии — «Жаворонок» Ж. Ануя (1953 г.) и «Святая Иоанна» Б. Шоу (1920-е гг.), переработанные режиссером-постановщиком. Действующие лица «Мистерии о Жанне д Арк «- участники судебного процесса над крестьянкой из Домреми, встретившиеся через пять столетий после своего трагического столкновения, вновь переживающие в своих воспоминаниях весь ужас войны в ирреальном вневременном измерении. Их роли исполнят звезды российского театра и кино И. Апексимова, В. Зайцев, Е. Стычкин, А. Безобразов. Согласно замыслу режиссера цель уникального проекта — заставить зрителя эмоционально пережить, прочувствовать трагедию Жанны-человека. Единственная декорация в спектакле — гигантский крест (автор — Виктор Герасименко, главный художник московского муниципального театра «Новая опера»), вокруг которого как символа борьбы Добра и Зла, Верности и Предательства, Ненависти и Прощения разгорятся вновь баталии военные и куда более страшные схватки межличностные Жанны и ее палачей.

В программе XII фестиваля и традиционные «Оловянишниковские Чтения», организуемые Ярославским музеем-заповедником совместно с потомками рода колокололитейщиков Оловянишниковых. В XVIII столетии в Ярославле купцом Оловянишниковым основан колокололитейный завод, впоследствии крупнейший в России. Последний директор фирмы «П.И. Оловянишникова сыновья» Николай Иванович Оловянишников (1875−1918 гг.) известен своей производственной, исследовательской и благотворительной деятельностью. Его внук, Николай Евгеньевич Прянишников, — автор идеи «Оловянишниковских чтений». Чтения посвящены истории и практике литейного и звонарского дела, их современному состоянию, перспективам развития, а также разысканиям в области купеческой генеалогии. Тематика «V Оловянишниковских Чтений» — «Технологии развития и развитие технологий» — обусловлена актуальностью темы «выгодных» технологий (Д.И. Менделеев — «поглощают наименее труда людского и энергий природы») — приемы переработки природных материалов и интеллектуальных продуктов (идей, образов).

По-прежнему интересна и разнообразна колокольная часть фестиваля. С 2003 года в обиход фестиваля вернулась практика сопровождения колокольных концертов комментариями ведущего. Наряду с гостями, звонарями — «новичками фестиваля», будут и уже полюбившиеся зрителям звонари — «старожилы» из Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Великого Новгорода, Беларуси, Архангельска, Каргополя. Каждый год на территории музея-заповедника работает «Двор колокололитейщика» мастера колокольного и художественного литья А.В. Лапшина.

В ночь с субботы на воскресенье посетители фестиваля уже привычно соберутся на ночной колокольный концерт «Вечерний звон» — когда в звездной тиши августовской ночи звуки колоколов Большой звонницы будут сопровождать голоса солистов хоровых ансамблей, и сменять друг друга на стене звонницы удивительные картины — проекции под праздничный фейерверк.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru