Русский вестник | 28.05.2005 |
У истоков создания Славяно-греко-латинской академии стояли ученые братья-монахи Лихуды — Иоанникий и Софроний. Первоначально академия располагалась в зданиях Спасского монастыря. Сохранились воспоминания современника об учащихся академии: «инии суть священницы, иеродиакони и монаси, инии же князи, спальники, стольники и всякого чина сего царствующего града Москвы». Учеников обучали читать, писать по-гречески, риторике, логике, естественной философии (физика), пиитика.
С 1701 г. при деятельном участи в судьбе Академии митрополита Стефана Яворского, она становится сословным учебным заведением, «кузницей кадров» для государственного аппарата Петра 1.
Особый период в жизни Академии связан с именем митрополита Платона (Левшина), который был назначен в 1775 году ее «полным директором и протектором». При нем значительно повышается значение родного языка в преподавании богословских дисциплин.
К концу 18-го века возникает вопрос о новых зданиях для Академии: «так как Московская академия стоит в крайне неспособном для училищ месте, то к переведению оной сыскать другое место». После захвата Москвы французами в 1812 г. и последовавшего затем пожара было выбрано новое место для размещения Академии — в 1814 она переводится в Троице-Сергиеву Лавру.
На новом месте в Академии принимается и новый устав духовных школ, введение которого возлагается на митрополита Филарета (Дроздова), при котором Академия становится научным богословским центром. Будучи переведена в Лавру, высшая школа переименовывается в Московскую духовную академию.
Единомышленник святителя Филарета протоиерей Александр Горский продолжил богословскую научную традицию духовной школы. И сам Московский святитель принимал деятельное участие в жизни Академии. К 1864 году за полстолетия Академия дала Русской Церкви 26 иерархов, всего окончило Академию за это время 1164 студента. При Горском был открыт Академический храм, посвященный Покрову Божией Матери. При нём же в 1869 г. вошёл в действие новый Устав Академии, предоставивший высшим духовным школам России возможности развития богословской науки и образования.
Значительной событием в истории Академии стало ректорство архимандрита Антония (Храповицкого; 1900−1895). В 1892 г. при молодом ректоре, тогда ему не было еще и тридцати лет, появляется «Богословский вестник», ставший одним из лучших богословских журналов.
Начало первой мировой войны совпало со столетием перемещения Академии в Троице-Сергиеву Лавру. Последним событием того тяжелого периода для Академии стало в 1917 году была память пятидесятилетия со дня кончины митрополита Филарета, отмеченная 18 и 19 ноября, на которой присутствовал нареченный Патриарх Тихон и члены Всероссийского Церковного Собора. Вскоре после революции 1917 года Московская духовная академия была закрыта.
Лишь в 1944 году, благодаря трудам Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) в России было возрождено богословское образование. 14 июня 1944 года в Москве был открыт Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы. Это были первые высшее и среднее учебные заведения РПЦ при советской власти. Местом первоначального размещения возрождающихся Духовных школ стал Новодевичий монастырь. В 1946 г. Учебный комитет при Священном Синоде постановил преобразовать Московский православный богословский институт в Московскую духовную академию
29 ноября 1947 года Совет Министров СССР передает Московской Патриархии ряд зданий в Троице-Сергиевой Лавре, но перевод Академии в Лавру не состоялся из-за новой волны гонений на Православную Церковь со стороны государства под руководством секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова.
1949 год принес утешительное и радостное событие — перемещение МДАиС в Троице-Сергиеву Лавру. В 1950 году по желанию преподавателей МДА был организован Церковно-археологический кабинет (ЦАК) как база для преподавания церковной археологии в Академии.
С приходом к власти Н.С. Хрущева (1953−64 гг.) наступает новая волна гонений на Церковь. На 22-м съезде КПСС Хрущёв провозгласил, что к 80-м годам в Советском Союзе будет построен коммунизм и все увидят «последнего советского попа», однако «пророчество» не оправдалось. А Академия в день отстранения Хрущева от власти отпраздновала 150-летие своего пребывания в Троице-Сергиевой Лавре. В 1969 году при Московской академии появляется регентский класс, преобразованный в 1985 году в Регентскую школу, в которой занималось около 100 воспитанниц. В те времена это была единственно возможная форма женского религиозного образования. К концу 80-х годов Московская духовная академия, или как еще ее называли Московские духовные школы, включали в себя академию (как 2-й уровень высшего образования), семинарию, регентскую и иконописную школы.
Восшествие на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 по воле Божией совпало с изменением общественно-государственного положения Русской Православной Церкви. В новых условиях Церковью получила возможность свободной проповеди о Христе народам населяющим наше Отечество. Открылось необозримое поле для миссионерской деятельности. С начала 90-х годов перед Священноначалием остро встал вопрос о подготовке пастырей отвечающих задачам современности. Вместе с тем на академию легла особая ответственность по подготовке преподавательских кадров для повсеместно открывающихся духовных семинарий. Уже с 1994 года по благословению Святейшего Патриарха начинается подготовка к реформе системы духовного образования Русской Церкви.
В 1995 году ректором Московской духовной академии назначается епископ (ныне архиепископ) Верейский Евгений (Решетников), соединивший ректорство с исполнением обязанностей председателя Учебного комитета при Священном Синоде. В 1997 году владыка Евгений докладывает Святейшему Патриарху и затем Архиерейскому Собору об основных направлениях реформы духовного образования.
2 октября 1997 года Священный Синод утвердил новый типовой Учебный план Духовной семинарии, а также проекты типовых Академического и Семинарского уставов. Согласно принятому направлению реформы семинария была преобразована в пятилетнее высшее учебное заведение. В учебный план Семинарии были возвращены гуманитарные дисциплины, удаленные из него в годы хрущевских гонений.
Особое внимание в процессе разработки нового образовательного стандарта было уделено объему и месту гуманитарных предметов в образовательном процессе. Был учтен дореволюционный опыт духовного образования, а также учебные планы зарубежных православных богословских учебных заведений. Главной целью совместной работы церковных ученых и педагогов-методистов стала разработка такого учебного плана духовной школы, который позволит Церкви за пять лет подготовить образованного и вместе с тем укорененного в православной традиции кандидата к принятию священного сана.
Согласно новому учебному плану с 1998/99 учебного года в Московской семинарии стали вновь изучать традиционные для высшей школы и духовного образования гуманитарные предметы (например: педагогика, литература, правоведение, философия, риторика, стилистика) при этом количество часов по богословским предметам было увеличено. Также благодаря реформе в семинарскую программу были введены такие предметы богословского и церковно-исторического круга как Миссиология, Церковное искусство, Апологетика и Пастырское богословие.
В 2003 году первые выпускники пятилетней семинарии поступили в реформированную академию. Академический курс обучения теперь стал трехлетним. Обновленная академия стала готовить четырех отделениях: библейском, богословском, историческом и церковно-практическом. Был введен ряд новых дисциплин и спецкурсов, при этом особое внимание стало уделяться исследовательской деятельности.
Итогом проводимой по благословению Святейшего Патриарха реформы системы духовного образования стало существенное повышение уровня образования и научной работы в Московской духовной академии и входящих в ее структуру учебных подразделениях. Своевременно и адекватно отвечая на вызовы современности, как и в далекий 17-й век, академия прочно удерживает за собой звание флагмана церковной науки и образования.
Безусловно, Московская духовная академия является национальным научным и культурным достоянием России. Академия внесла неоценимый вклад в развитие российской науки и образования, во все времена оставаясь верной своему призванию — служить делу нравственного воспитания и духовного просвещения в нашем Отечестве.