Православие и современность | Священник Василий Куценко | 25.05.2015 |
Вторая часть Послания святого апостола Павла к Ефесянам содержит наставления в христианской жизни. По сути, апостол говорит о том, какими должны быть ученики Христовы.
Автор послания, обращаясь к эфесским христианам, восклицает: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1−3). То есть прежде всего христиане должны сохранять единство. Затем апостол объясняет, что именно он понимает под единством христиан: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас(Еф. 4, 4−6). Прежде всего, христиане — одно целое,единое тело и единый дух, то есть единая Церковь, Тело Христово. Христиане живут одной надеждой — на будущее блаженство и пребывание в славе Божией. Единство проявляется также в одной спасающей вере водного Господа. Существует только один путь вхождения в Церковь — единое Тело Христово — этокрещение. Только в таком единстве христиане могут приобщиться к одному Богу и Отцу всех. В то же времякаждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4, 7).
Благодать дана верующим Господом Иисусом Христом, который восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 8−10). Этими словами апостол объясняет то, что совершил Господь Иисус Христос: Он сошел к нам, стал человеком, приняв саму смерть и пройдя до глубин преисподней, чтобы затем вознести нас превыше всего, то есть дать нам славу и благодать, которая превосходит все земные ценности и блага. Это очень важный момент. Господь дает нам благодатные дары. Не мы «зарабатываем» их, а Спаситель дает их — даром. Поэтому не нужно спорить о том, чей дар выше. Не случайно автор послания далее говорит: Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 11−12). Хотя в Церкви и существуют разные служения, все они имеют одну цель — созидание Тела Христова. Каждое служение, по слову апостола, совершается в Церкви и для Церкви, а не для достижения славы среди людей, поэтому никто не должен превозноситься своим даром. Все же мы вместе посредством различных служений должны прийти вединство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Апостол Павел использует образ взросления человека: если раньше мы могли быть подобны младенцам, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14), то теперь мы должны возрастать в истинной любви ко Христу, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4, 16).
Завершив наставления о единстве верующих во Христе, апостол пишет о том, что христиане должны измениться и не быть такими, какими были до обращения к Господу: Говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4, 17−19). Христианам необходимо обновиться духом ума (..) и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 23−24). Христианин не может остаться прежним. Все, что было в нас греховного и распутного, нужно оставить за церковным порогом: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 28−32). Автор послания призывает: подражайте Богу (..) и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5, 1−2).
Помня о принесенной за нас жертве Христовой, мы должны стремиться только к Богу. Апостол еще раз напоминает, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5). Если раньше мы были тьма, то теперь — свет в Господе, поэтому должны поступать, как чада света, помня, что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8−9).
Что это значит — поступать как чада света? Ответ очень прост: не быть нерассудительными, но познавать, что есть воля Божия, не упиваться вином, от которого бывает распутство; но исполняться Духом, назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (..) благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повиноваться друг другу в страхе Божием (ср.: Еф. 5, 17−21).
Апостол Павел ярко живописует картину того, как все сказанное может воплощаться в отношениях между женами и мужьями, детьми и родителями, рабами и господами. Апостол пишет: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть [глава] жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22−23). Слово повиноваться нужно понимать в контексте всего сказанного прежде. Апостол пишет о новом идеале человеческих отношений: жена должна повиноваться мужу, не как рабыня повинуется господину, а как Церковь повинуется Христу, то есть как Тело повинуется Главе. Мужья, в свою очередь, обязаны любить своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Любовь Христа к Церкви — жертвенная любовь. Христос отдал Самого Себя, Свою жизнь — за жизнь Церкви. Именно такой любовью муж должен любить жену. Затем апостол добавляет, что должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28−29). Любовь мужа к жене и повиновение жены мужу апостол связывает с общим единством христиан: мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Семейная жизнь есть наиболее яркое проявление как христианского, так и просто человеческого единства: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5, 31). Апостол Павел перенес образ единства Церкви на семейные отношения. Что это означает? Во-первых, каждая христианская семья становится малой Церковью, малым примером проявления единства верующих в любви ко Христу и смиренного повиновения друг другу. Во-вторых, Церковь Христова — это семья для всех уверовавших, где все мы должны повиноваться Христу, предавшему Себя за нас.
Продолжая наставления, автор послания обращается к детям и родителям. Дети, — пишет апостол, —повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость (Еф. 6, 1). Родителям же он заповедует, в свою очередь, не раздражать своих детей и воспитывать их в учении и наставлении Господнем(Еф. 6, 4). А рабов и господ призывает к взаимной любви. Состоятельный христианин, владеющий рабами, должен быть терпелив (не будем забывать, что в древности господин мог распоряжаться рабом как угодно, вплоть до лишения жизни), помня, что над всеми есть единый Господь — Иисус Христос. Рабы же должны служить господам искренне и с любовью, так же как мы служим Господу.
Апостол заканчивает свое послание общим призывом, показывая, что все христиане, вне зависимости от пола, звания и положения, призваны в этой жизни к одному: Облечься во всеоружие Божие, чтобы стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (ср.: Еф. 6, 11−12). Далее используется образ воина, готового к битве — именно такими воинами, но только в духовном смысле, должны быть все мы: Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14−17). В завершение автор послания вновь возвращается к теме единства: все мы разные в обычной жизни, но имеем одну цель — пребывание в любви друг к другу. Потому что все мы — воины Христовы.
Газета «Православная вера» № 9 (533)