Фонд «Русская Цивилизация» | Сергей Пахмутов | 09.08.2004 |
4) Тыловое обеспечение. Следующим направлением военной реформы является реформа тыла. Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации является неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм. В настоящее время в состав Тыла Вооруженных Сил входит 9 главных и центральных управлений (Главное военно-медицинское, Главное управление торговли, Центральное управление военных сообщений, Центральное продовольственное управление, Центральное вещевое управление, Центральное управление ракетного топлива и горючего, Центральное автомобильно-дорожное управление, Управление сельского хозяйства, Управление по активному отдыху, Управление начальника экологической безопасности), 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.
Реформирование тыла надо начинать с реформирования его структуры. Даже беглого взгляда на структуру Тыла Вооружены Сил достаточно, чтобы увидеть необходимость реформирования. Некоторые структуры если и не дублируются, то уж, по крайней мере, выполняют значительную часть функций другого управления. Например, вполне безболезненно можно объединить Центральное управление военных сообщений и Центральное автомобильно-дорожное управление, сделав последнее структурным подразделением первого. Также в состав Главного военно-медицинского управления на правах структурного подразделения можно ввести Ветеринарно-санитарную службу, а Центральное вещевое и Центральное продовольственное управление, решающие сходные задачи, объединить в одно Главное продовольственно-вещевое управление.
Такая реформа необходима с целью сокращения управленческого аппарата, генеральских должностей (каждое Главное или Центральное управление возглавляет генерал-майор или генерал-лейтенант, за исключением Главного военно-медицинского управления. Которое возглавляет генерал-полковник медицинской службы). Высвободившиеся средства необходимо направить на решение действительно важных задач, таких, как улучшение продовольственного и вещевого обеспечения воинских частей и соединений.
Не секрет, что с продовольственным обеспечением в армии дела обстоят из рук вон плохо. Лишь спецподразделения, участвующие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, более-менее обеспечиваются продовольствием. В 2001 году стоимость суточного комплекта питания на одного военнослужащего в Чечне составляла 130 рублей.
Как же решить проблему продовольствия? В прежние годы в Советской Армии многие воинские части имели свои подсобные хозяйства, где выращивались коровы, свиньи, имелись поля, засаживаемые картофелем и другими сельскохозяйственными культурами. Но так было не во всех воинских частях… Существовали специальные военные совхозы, которые вырабатывали продовольствие исключительно для нужд армии. Регулярно пополнялись стратегические запасы продовольствия, через определенные промежутки времени обновляемые. Офицеры получали продовольственные пайки, в состав которых входили мясо- и рыбо- продукты, крупы и т. д. Сейчас, увы, этого почти нигде нет. Стратегические запасы продовольствия практически опустошены, новые закладки продуктов проводятся нерегулярно, офицеры вместо продовольственных пайков в лучшем случае получают мизерные «пайковые» деньги, а в худшем случае не получают вообще ничего. Это ненормальную практику нужно пресечь. Но как? Заставлять военнослужащих заниматься самообеспечением в настоящее время — непродуктивно и вредно, ибо из-за этого пострадает находящаяся итак на невысоком уровне боевая подготовка. Тогда тут видится следующий выход: создавать в составе Вооруженных сил специальные сельскохозяйственные подразделения, по образцу военно-строительных отрядов, которые занимались бы исключительно выращиванием сельскохозяйственныйх культур и животных для нужд армии. Служить в такие военно-сельскохозяйственные подразделения направлять лиц, ограниченно годных к воинской службе или лиц, пожелавших по тем или иным причинам проходить альтернативную службу (вопрос об альтернативной гражданской службе будет рассмотрен отдельно). Разумеется, вопрос о создании военных сельхозпредприятий нужно рассматривать в связке с вопросом подъема отечественного сельского хозяйства в целом.
Также плачевно обстоят дела с обмундированием военнослужащих. Эта проблема лежит сразу в нескольких плоскостях. Одна из проблем — нефункциональность современной военной формы. Ненормальной является ситуация, когда полевая форма в то же время является и повседневной, а иногда даже и парадно-повседневной. Да и качество пошива этой формы находится на невысоком уровне.
Не приходится также говорить и о разнобое, наблюдающемся в этом вопросе, даже в пределах одного военного гарнизона или даже военного училища. Например, в одном военном училище, находящемся в городе, расположенном примерно за 600 км от Москвы, по виду формы можно даже определить, на каком факультете обучается тот или иной курсант. На первом факультете с формой более-менее порядок — практически вся она нового образца. На втором факультете ситуация уже не такая радужная — в форме присутствуют элементы как старого так и нового образца. Но самая ужасная картина — на третьем факультете — там наличествует такое дикое смешение элементов формы одежды, что по ним даже трудно определить не то что род войск, но даже и армию, к которой принадлежит курсант.
А ведь форма, ее качество, фасон, цвет и т. д. определяет многое — морально-психологическую ситуацию в армии, например. Что можно сказать об этой обстановке, встретив на улице молодого солдата в аляповатого фасона кирзовых сапогах и в застиранном (или банально засаленном) камуфляже одной расцветки и в головном уборе совершенно другой. А ведь такое встречается на каждом шагу. И какие чувства вызывает такой защитник Отечества у окружающих? В лучшем случае — жалость и сочувствие.
Да и офицерская форма образца 1994 года тоже не вызывает никаких положительных эмоций. Вместо традиционного для русской армии кителя — нечто френчеподобное, смахивающее на одеяние латиноамериканских и африканских диктаторов. Впечатление завершает огромная несуразная фуражка и парадная форма с ботинками (!) вместо традиционных яловых сапог.
Первым шажком к началу оздоровления морально-психологической обстановки в армии должна стать унификация формы (на первых порах пусть даже и такой несуразной, ибо первоочередные задачи в реформировании армии — это повышение ее обороноспособности) с плавной, постепенной заменой ее новой, основанной на русских униформистских традициях. И задачи эти целиком и полностью ложатся на Тыл Вооруженных Сил.
5) Военное образование. На сегодняшний день в систему военного образования входит 57 учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов, в составе ряда ведущих Вузов имеется 22 филиала. Эти учебные заведения готовят военных специалистов по 300 специальностям, как сугубо военным, так и по специальностям «двойного назначения» (например, инженер-электронщик).
В 2002 году Минобороны разработало, а Правительство утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Цель этой программы — создать оптимальную сеть вузов, отвечающую потребностям военной организации и возможностям федерального бюджета. На реализацию Федеральной программы в 2003—2005 гг. г. Правительство выделило более 400 млн. рублей. Но есть мнение, что реализация данной программы будет заключаться в дальнейшем сокращении числа высших военных учебных заведений, хотя их число и сегодня не отражает реальных потребностей Вооруженных Сил.
Основными проблемами в области высшего военного образования является высокая текучесть профессорско-преподавательских кадров. Связано это с невысокими окладами и бытовой неустроенностью преподавателей и их семей. Парадоксально, но военный преподаватель, имеющий какую-либо ученую степень или звание, получает почти вдвое меньше своего гражданского коллеги! Стремясь как-нибудь исправить ситуацию, руководство Министерства обороны разработало новую тарифную программу, согласно которой начиная с этого года доктор наук будет получать добавку к зарплате в размере 1500 рублей, а кандидат наук — 900 рублей. Конечно же, такие дополнительные выплаты мало влияют на текучесть кадров.
Чтобы прекратить или хотя бы существенно уменьшить текучесть профессорско-преподавательского состава, нужно принимать комплексную программу, в которой повышение денежного содержания военных преподавателей — не единственный пункт. Жилищную проблему, конечно, в одночасье решить нереально, но можно предусмотреть различные компенсации преподавателям, снимающим жилье (реальные, соотносимые со стоимостью снимаемого жилья). Также нужно предусмотреть льготы и выплаты молодым военным преподавателям, пожелавшим остаться в военном ВУЗе после окончания обучения в нем. Без материальной же поддержки преподавателей их отток в коммерческие структуры, где их интеллект будет не только востребован, но и хорошо материально вознагражден, будет продолжаться.
6) Воспитательная работа. Одно из самых сложных направлений военной реформы. С тех пор, как в Вооруженных Сил была упразднена должность замполита, вместо нее была введена должность офицера по воспитательной работе, в чьи обязанности входит формирование у личного состава моральных, психологических и военно-профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения воином своих обязанностей в мирное и военное время. К сожалению, целенаправленной работы по морально-психологической подготовке военнослужащих практически не ведется. Офицеры, ответственные за эту работу, предпочитают самоустраняться от ее проведения, перекладывая ее на плечи срочников-сержантов и ефрейторов. Как результат — рост неуставных отношений.
Такая плачевная ситуация сложилась, прежде всего, что настоящее время в системе армейского воспитания отсутствуют прочные духовные основы, на которых оно. Это воспитание, должно базироваться. В Советской Армии такие основы, хотя и в несколько своеобразном виде, присутствовали. Сейчас же рядовому солдату непонятно, что он защищает, за что и против кого ему следует воевать и проливать кровь. Хотя в последние несколько лет власть делает попытки подвести в качестве духовно-идеологических основ «защиту России как неотъемлемую часть мирового сообщества от международного терроризма», хотя власть сама смутно понимает, что же такое международный терроризм и кто к нему относится. Но на таких духовных основах армию не построить.
Духовное воспитание воинов Вооруженных Сил должно строиться на исконных традициях русского воинства, которые, в свою очередь, основываются на православных морально-нравственных нормах, близких всем народам нашей страны (и не только православным): верность долгу, стойкость, жертвенность, трудолюбие, смирение, терпение, супружескую верность, целомудрие, любовь к народу и Отечеству и т. д. Разве не этими же качествами характеризуется и хороший солдат? Без серьезной духовной подготовки невозможно воспитать полноценного воина защитника Отечества.
Одновременно следует воспитывать воинов в духе преемственности поколений, на примерах мужества и героизма защитников Родины, коих в нашей истории — бесчисленное множество.
Хорошим примером в последнее время становится тесное сотрудничество некоторых воинских частей, соединений и кораблей с Русской Православной Церковью. Священнослужители регулярно встречаются с военнослужащими, проводят с ними беседы о Православии, о воинах-мучениках, совершают Таинства. На территориях некоторых воинских частей есть даже небольшие храмы и часовни. А в Московской Патриархии существует Синодальный по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Такой процесс, процесс возрождения русского православного воинства, остается только приветствовать. Главное, чтобы процесс этот стал повсеместным.
7) Социальная сфера. Еще одно сложное направление военной реформы — социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей. Во многих военных городках социальная сфера практически развалена. В закрытых и практически автономных гарнизонах офицерские жены зачастую не могут найти работу, детей трудно или вообще невозможно устроить в детские сады. Очень плохо обстоят дела с досугом военнослужащих. Ну, а уж об уровне заработной платы офицеров и говорить не приходится. Средняя зарплата капитана не превышает 3 с половиной тысяч рублей в месяц, полковника — десяти тысяч. Поэтому, чтобы достойно прокормить семью, младшие и средние офицеры вынуждены еще и подрабатывать на стороне, например, по ночам охраняя стройки или зарабатывая частным извозом. И такая ситуация складывается не только в отдаленных гарнизонах, но даже и в близлежащих от Москвы гарнизонах. Дикий случай: недавно на одном из интернет-сайтов было опубликовано интервью с офицером из подмосковной показательной авиаэскадрильи, который рассказывает, что ему, чтобы прокормить семью, приходится по ночам зарабатывать частным извозом. И такие случаи, увы, не единичны. Немного облегчали существование офицерских семей некоторые, пусть и несущественные, льготы, например, бесплатный проезд офицеров на всех видах городского транспорта, 50-%ная оплата за телефон, жилплощадь, коммунальные услуги и т. д., но в связи с принятием чудовищного решения о «монетизации» льгот военнослужащие лишатся даже такого полупризрачного подспорья. Нельзя же, в самом деле, рассчитывать на то, что предлагаемые денежные компенсации смогут действительно заменить собой льготы.
Вообще, тема социального обеспечения военнослужащих и их семей достойна отдельной статьи. Основными направлениями в этой сфере должны стать сохранение и даже увеличение числа льгот военнослужащим, постепенное, но чувствительное повышение денежного довольствия военнослужащих до приемлемого уровня, выплата компенсаций за съем жилья офицерам, не имеющим своей личной или хотя бы служебной жилплощади (хотя с таким явлением также следует покончить, но в одночасье решить эту проблему нереально), создание условий для комфортного существования членов семей военнослужащих.
Заключение. Так какой же должна выйти армия из полосы бесконечных реформ? Для того, чтобы армия могла надежно защищать суверенитет и территориальную целостность России? Согласно задумкам современных военных реформаторов, будущая российская армия должна стать компактной, высокомобильной и наполовину контрактной, то есть она должна превратиться в этакую «военно-пожарную команду», практически полным составом перекидываемую из одной «горячей точки» в другую. Что важно, проводимая сейчас армейская реформа не предусматривает построения вооруженных сил на прочных духовных основах. Согласно задумке военных реформаторов, армия должна стать всего-навсего еще одним местом, где можно заработать денег. Естественно, что это неприемлемо.
Прежде всего, Российская Армия должна стать армией, стоящих на традиционных духовных основах и воспитанной на славных российских воинских традициях. Социальный статус военнослужащего должен быть поднят на небывалую высоту путем как материального стимулирования (высокое жалование, всевозможные льготы как самим военнослужащим, так и их семьям, пожизненное достойное государственное обеспечение семей военнослужащих, погибших при защите Отечества, солидные материальные поощрения по выходе на пенсию и т. д.).
Для того, чтобы дать достойный отпор вероятному противнику (а под вероятным противником в сложившейся современной ситуации можно понимать страны НАТО и, прежде всего, США, а также, вполне допустимо, Китай), будущая Российская Армия должна иметь на вооружении самые последние образцы вооружений, как обычных, так и ядерных. Военнослужащие должны уметь обращаться не только с образами оружия, стоящими на вооружении Российской Армии, но и с аналогичными образцами армий вероятного противника.
Для того, чтобы управление Вооруженными Силами стало более эффективным, необходимо провести реструктуризацию и сокращение второстепенных органов управления (малозначущих управлений, служб и отделов). Также такое сокращение приведет к существенному сокращению средств на содержание аппарата управления, что позволит высвободившиеся финансы направить на решение неотложных задач военного строительства.
Можно подумать, что реформирование армии в направлении повышения ее боеспособности — задача невыполнимая в принципе из-за скудости финансовых средств, выделяемых на оборону. Но начать можно с малого, для начала определив наиболее приоритетные направления военного реформирования. Просто для этого нужна политическая воля и искреннее желание возродить былую славу русского воинства.
4 августа 2004 г.