Мир Божий | 27.05.2005 |
Вопросы задает Олег Германович Ульянов.
— Здравствуйте, о. Димитрий. Благословите. Расскажите, пожалуйста, о себе и о Патриархате, к которому вы принадлежите.
— Я являюсь, по милости Божией, клириком православного Иерусалимского Патриархата. Родился я в Крыму, в Симферополе, затем в 1992 году поступил в Свято-Тихоновский Православный Богословский институт. В 1994 году мои отец и мать переехали на постоянное место жительства в государство Израиль, и поскольку ситуация в Крыму была тогда трудная, то мать с отцом звали нас к себе. Я подумал, что смогу найти там какую-то работу и воспользовался правом, предоставляемым тем, кто называется по израильскому закону — внук еврея: отец моей матери — еврей, поэтому моя мать не является, строго говоря, еврейкой, но имеет право на репатриацию в Израиль. Так же и я имею возможность воспользоваться этим правом. В 1995 году Господь свел меня там, в Патриархате (я думал о какой-либо работе, например, экскурсовода, или о чем-нибудь, связанном с древностями), с митрополитом Тимофеем, тогдашним генеральным секретарем православного Иерусалимского Патриархата, который закончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и академию, прекрасно говорит по-русски, имеет до сих пор любовь к русским и много им помогал. И он, узнав, что я имею некоторое богословское образование, сказал, что север Израиля, Галилея, — то есть Галилейская епархия, — нуждается в священнослужителях. И поскольку там много русскоязычных православных христиан, — их несколько тысяч и нет православного священника, — то он спросил, нет ли у меня желания послужить в Святой Земле в сане священника. Я поехал тогда в Москву в институт и попросил благословение на это у руководства института, взял соответствующую бумагу — рекомендацию. Это было летом 1996 года, а в декабре 1996 года было решение Священного Синода о рукоположении. В апреле 1997 года я был рукоположен во дьяконы, а осенью 1998 года рукоположен во иереи митрополитом Назаретским Кириаком. Так Господь призвал меня к священническому служению, и даже молитв о хиротонии я по-русски не слышал — их читали, естественно, по-гречески.
— Какое-нибудь было духовное наставление на этот путь?
— У меня был тогда духовный отец, и, конечно, я имел его благословение на это. Сейчас многое изменилось в моей жизни, и несомненно то, что была воля Божия. Несмотря на все искушения, через которые необходимо пройти каждому, кто желает служить Господу, — а у священника больше искушений и трудностей, — но слава Богу за все. А позже мне Господь послал общение со старцами.
— Наши верующие ищут общения со старцами, но о старцах Святой Земли нашего времени мало кто осведомлен. Могли бы вы рассказать об этих подвижниках?
— Господь даровал нам такого старца, это архимандрит Серафим. Отцу Серафиму сейчас уже более 100 лет. Он является более 65−67 лет игуменом монастыря св. Саввы Освященного. Это древнейший из ныне действующих на земле монастырей. Родом отец Серафим из Австралии, там у него был ресторан, он был вполне светским человеком. Мы не знаем, какие духовные причины побудили его оставить все и ехать в Святую Землю, где он стал монахом в монастыре св. Саввы Освященного и впоследствии игуменом, но живет он на подворье монастыря, которое находится в Бейцахуре. Бейцахур — это три города, которое составляют единое целое: Бейцахур, Бейтлехем, который мы знаем как Вифлеем, и Бейтджала. Хотя Вифлеем сейчас в большей степени населен мусульманами, но в Бейцахуре и Бейтджале живет больше арабо-говорящих православных христиан. В Бейцахуре существует церковь Пресвятой Богородицы, она является подворьем монастыря св. Саввы, где о. Серафим и по сей день принимает тех, кто приезжает к нему со всей Святой Земли. И конечно, звонят о. Серафиму по телефону и из Америки, и из Греции, спрашивают духовного совета. При условии, что люди имеют покаяние, он изгоняет бесов, творит чудеса, но все это лишено рекламы, шумихи, все это истинное духовное делание. И, как сказано, что в позднейшие времена те, кто творит чудеса, будут скрывать себя от мира, отец Серафим не имеет широкой известности, не стремится к ней, а очень смиренно выполняет свое великое духовное делание. Я неоднократно просил его молитв, детей своих приводил к нему и чувствовал благодатную помощь, которую Господь дает нам через своих праведников.
— Как велика сейчас братия Лавры святого Саввы Освященного?
— В монастыре св. Саввы Освященного в настоящее время десять монахов и несколько послушников. Это самый крупный монастырь на Святой Земле. В нем по сей день строго исполняют устав, в него, как и на Афоне, не пускают женщин, — у них есть специальное место — башня рядом с монастырем, в которой могут останавливаться благочестивые паломницы, но на территорию монастыря они входить не могут. Мне однажды довелось послужить там на храмовый праздник святого Саввы Освященного. Мне вспомнилось, как говорили, согласно русской летописи, послы святого князя Владимира о службе в святой Софии в Константинополе: не знаешь, где ты находишься — на небе или на земле, потому что это была действительно всенощная, которая длится всю ночь, где-то с 8 вечера до 6−7 часов утра.
Отец Серафим является официальным духовником Иерусалимского Патриархата, это очень высокое звание, т.к. в греческой традиции духовник — именно старец или, по крайней мере, очень опытный протоиерей, или иеромонах, который служит уже лет 20. Существует специальный чин поставления духовника, в котором епископ читает соответствующие молитвы. Кроме того, отец Серафим является духовником многих епископов.
— Каков ваш приход, какие трудности вы испытываете?
— Приход теоретически очень велик, существует несколько тысяч, даже несколько десятков тысяч православных христиан только в Галилее. Но практически очень немногие из них приходят в храм, и особенно последние события — война между мусульманскими и иудейскими фанатиками — препятствуют этому: так как храм находится в исторической части Назарета, в арабском городе, то многие не пускают туда своих родственников, опасаясь столкновений. Есть смешанные семьи, где жена христианка, а супруг иудей или неверующий, или сионист и, как правило, происходят скандалы, мужья не пускают своих жен в церковь, жены пытаются воздействовать на мужей, — если, например, жена неверная, а муж верный; - поэтому трудности очень большие. Детей мало, в основном приходят взрослые, и очень немногие приходят после крещения, хотя постоянно учишь, говоришь, что нужно обязательно причаститься, как без печати документ не действителен, так без причастия человек не может еще называться чадом церковным. Причастие — это есть Таинство Тела и Крови, а Церковь есть Тело Христово. Таким образом, мы непостижимо соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом. Все это я объясняю, но приходят причаститься немногие из тех, кто крестился, и уже совсем единицы из них остаются в Церкви, хотят жить духовной жизнью Церкви и помогать. Церковь святого великомученика Георгия, где я служу, называется «митрополия святого града Назарета», и настоятелем является митрополит, я же просто священник русско-говорящей части православной общины при этом храме.
— Как часто вы служите?
— По воскресеньям, по субботам, если это родительская суббота или поминальная, также если случается память патриарха или убиенного архимандрита Германа, и по двунадесятым праздникам, по дням памяти великих или почитаемых святых.
— Много ли причастников?
— Нет. Причастников бывает несколько человек. Человек десять среди русско-говорящих, а среди арабо-говорящих много, но они причащаются без исповеди, и это страшный бич Святой Земли, упадок. Я всегда исповедую перед причастием, а арабы иногда просят только прочитать разрешительную молитву, но я не стремлюсь к этому, потому что нет толку читать разрешительную молитву, если человек не кается в грехах. У нас не магия. По воскресеньям приходят и арабы, но их, как правило, мало, у них есть своя церковь, это храм Благовещения и святого Архангела Гавриила, там, где было Благовещение, куда приходят паломники. Я там тоже служу по Богородичным праздникам, когда совершается соборное служение с митрополитом, но иногда митрополит служит и в митрополии.
— Как вы преодолеваете языковые трудности?
— Трудно по-арабски объяснять богословские тонкости, но на простом уровне я пытаюсь и до них донести необходимость соблюдения Церковного Предания, необходимость норм церковной жизни: что нужно в церковь ходить, нужно молиться, если будете молиться, значит, Бог вам поможет. Христиане тем и отличаются от язычников, мусульман и иудеев, что они приходят в храм по воскресеньям и праздникам. По благословению владыки я освящал арабские дома и беседовал с арабо-язычной паствой, как мог.
— Вносите ли вы языковые особенности в чин Божественной Литургии?
— По воскресениям и праздникам служба проходит на арабском, греческом и русском языках. Помимо владыки, упомяну и псаломщицу матушку Макарию, она является постоянной насельницей монастыря святого великомученика Георгия, и единственная монахиня в монастыре. Владыка — монах, с ним приходится служить по-гречески и, поскольку приходят арабы, служим по-арабски. Но я русский священник и, когда могу, служу по-русски.
— В стенах храма как бы нет того раздора, который разрывает сейчас Израиль.
— Мы стремимся в стены храма не вносить огнь чуждой страсти века сего, наипаче такое страшное разделение, которое происходит в мире. Причина находится в духовной области, причина в том, что мусульманские и иудейские фанатики не знают ничего о духовной любви, не знают ничего о прощении. В самой их вере, которой они следуют, — точнее назвать и то и другое зловерием, — нет подлинных духовных сил, которые бы давали возможность и силы любить и прощать, давали бы хотя бы понятие об этом. Этого даже у нас, у христиан, часто нет, но должно быть; а если в Талмуде сказано о том, что Господь сотворил только евреев людьми, а остальные…
— Какое событие сейчас всколыхнуло эти распри?
— Последнее событие — это настойчивое стремление иудейских фанатиков заложить камень в основание третьего храма на Храмовой горе.
— Когда это имело место?
— Это имело место дважды: первый раз полтора года назад, в праздник Воздвижения Креста Господня, когда Шарон, тогдашний лидер оппозиции, принял участие в этой провокации, которая привела к войне и неисчислимым жертвам среди мирного населения как еврейского, так и палестинского народов, а другой раз это произошло 29 июля 2001 года. Это был воскресный день, когда была опять попытка заложить камень в основание третьего храма. Мало кто знает, но в этой попытке приняли участие и так называемые «евреи за Христа», — это секта, пытающаяся соединить иудаизм с христианством.
— Какой был резонанс, как это отозвалось в арабской среде?
— Странно, что в первый раз были волнения в Назарете, было сожжено то, что у них ассоциировалось с государством Израиль: «Суперфам» — часть сетей больших аптек, типа «Макдональдса», и банк, где у меня был счет. Но во второй раз и до сих пор, даже после теракта в США, никаких волнений в Назарете не было, но на территории серьезные волнения, столкновения, кидают камнями. И когда 29 июля они попытались заложить камень третьего храма, то в отместку за это мусульманские фанатики стали закидывать камнями молящихся у Стены плача.
— Это был действительно закладной камень, значительный по размерам?
— Да, это был камень весом 2,5 тонны, который хранится у американского консульства в Иерусалиме. Периодически его привозят туда, происходит символическая закладка камня, опять грузят назад и увозят. Это проверка, испытание — как оно, пройдет или нет.
— Имеет ли место вмешательство государства в дела Иерусалимского Патриархата и как вы можете его охарактеризовать?
— Да, такое вмешательство имело место во время выборов патриарха Иринея, ныне возглавляющего Патриархат. Дело в том, что процедура выборов была сложная. Как предписано уставом Иерусалимского Патриархата, требуется подтверждение списка кандидатов правительствами трех стран: Палестины, Иордании и Израиля. Этот список из 15 кандидатов еще в феврале того года был направлен ко всем трем правительствам, и Палестина и Иордания через месяц вернули его, не вычеркнув никого из кандидатов, подписав полностью этот список, а Израиль вычеркнул пять (!) епископов, причем эти епископы — цвет Иерусалимской Патриархии. Их имена были опубликованы в журнале «Православие 2000». Это митрополит Ириней — нынешний патриарх Иерусалимский, митрополит Тимофей — генеральный секретарь Иерусалимского Патриархата, митрополит Исихий, архиепископ Дамаскин, который восстановил на свои средства монастырь Архангела Михаила в Яффе, тоже один из лучших епископов в нашей Патриархии, и епископ Сильвестр, викарный епископ в Иордании. Иордания является наместничеством Патриархии. Он единственный араб среди всей иерусалимской иерархии.
— То есть, если одного кандидата вычеркнули из-за этнической принадлежности, другого — из-за активной церковной храмоздательной деятельности, то что было причиной вычеркивания других кандидатов?
— Митрополит Тимофей и митрополит Исихий поплатились за свою антиэкуменическую деятельность. На них было наложено «запрещение» в служении Констанопольским патриархом Варфоломеем. Разумеется, этот акт с его стороны был незаконным, не имел никакой силы. Блаженнейший патриарх Диодор, который был тогда патриархом, никак его не воспринял, никак его не подтвердил. Митрополита Тимофея он прочил себе в преемники, поэтому он его и назначил на такую высокую должность — секретарь Иерусалимского Патриархата. В 1979 году на митрополита Тимофея было совершено нападение экуменистов, он пострадал физически. А что касается нынешнего блаженнейшего патриарха Иринея, то в израильской прессе ему инкриминировались некие антисемитские высказывания, хотя это клевета, и что понимать под антисемитскими высказываниями? Это очень широкое понятие. Некоторые зачала на Страстной седмице тоже можно понимать как антисемитские высказывания.
— На время сиротства Иерусалимского Патриархата как раз выпало такое событие, как сошествие Благодатного Огня, совершающееся на Пасху, и многие верующие в России испытывали большую тревогу в связи с тем, что без предстоятеля должно было совершиться это удивительное таинство. Расскажите, как это происходило?
— Ничего особенного тут нет, и раньше бывало так, что, или по болезни, или по другим причинам, патриарх мог отсутствовать; и тогда именно местоблюститель, который является в такой момент предстоятелем, и получает Благодатный Огонь, потому что Господь это посылает не человеку, не за заслуги человечества, а дает как благодать, ради всей Церкви. И Церковь, в данном случае, представлял местоблюститель патриаршего престола митрополит Корнилий.
— Он тоже был в числе кандидатов?
— Он был третьим кандидатом.
— Когда разрешился этот затяжной период?
— Как я уже упоминал, случилось резкое обострение обстановки в результате закладки камня на Храмовой горе и после этого так называемый «высший суд справедливости» отменил решение Израильского правительства об удалении кандидатов из списка. И выборы прошли из 15 кандидатов 13 августа 2001 года.
— Расскажите подробно, как это происходило?
— Выборы происходили в самом помещении Патриархии. Двадцать старейших архимандритов и епископы, весь епископат, — выбирали, были также представители от епархий, священники. Остальные, кто присутствовал, не выбирали. Потом вышли из зала и объявили, что выбраны три кандидата: митрополит Ириней, митрополит Тимофей и митрополит Корнилий. Затем все направились в храм Гроба Господня, епископы вошли в алтарь, была поставлена на престол водосвятная чаша, и в эту чашу каждый из епископов написал одного из трех кандидатов, записки были опущены в чашу, потом их доставал один инок. Он читал имена тех, кто был написан, и считал голоса: и вот семь голосов у патриарха Иринея, стали все кричать и радоваться, — на Востоке очень бурно выражают свою радость, — и после этого было официально объявлено, что семь голосов у митрополита Иринея. Все бросились поздравлять, была даже давка и блаженнейшего чуть было не раздавил народ, когда он выходил из храма.
— Можно просить вас сказать несколько слов о блаженнейшем Иринее, и что вы можете назвать характерным для него?
— Характерна для него — пастырская любовь к людям. Он уделяет внимание каждому человеку, с терпением готов выслушать каждого, готов помочь; он как бы светится изнутри, это милость и благодать Божия для всех, что этот человек теперь наш предстоятель. Он сказал, что кто-то из святых патриархов заповедовал беречь священство, и что он будет беречь священство, беречь священников и будет оказывать им помощь, какую сможет. Он хранит твердое исповедание православной веры, о чем свидетельствует то гонение, которое было на него воздвигнуто властями в угоду экуменистам.
— Каков его возраст?
— Ему сейчас 62 года и он 21−22 года в епископском служении, был представителем Иерусалимской Патриархии в Афинах. Присутствовавший при интронизации патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был начальником Духовной миссии, когда наш блаженнейший патриарх был еще иеродиаконом и служил на Гробе Господнем, — об этом вспоминали, — и между ними еще тогда установилась дружба.
— Удается ли вам поддерживать отношения с Русской Духовной миссией в Иерусалиме, всплеск экстремизма коснулся ли миссии, был ли устроен взрыв около Духовной миссии?
— У нас прекрасные отношения с Русской Духовной миссией и конечно, последние события нас еще больше сплотили в духовном смысле, потому что все мы в Святой Земле постоянно находимся под угрозой терактов, всякого рода насилия, как это случилось с иеромонахом Германом, погибшим около монастыря святого Георгия Хозевита, который он восстанавливал. До сих пор неизвестно, кто его убил: иудейские фанатики говорят, что это мусульмане, а мусульманские фанатики говорят, что иудеи. И раньше были такие случаи, например в 1979 году был убит около колодца Иакова архимандрит Феопемпт, который канонизирован в Иерусалимской Патриархии и является священномучеником. Он был убит иудейскими фанатиками. Все мы очень нуждаемся, чтобы за нас молились и в России. Здесь, в Святой Земле, мы молимся друг за друга. Слова «Христос посреде нас», которые священники произносят во время литургии, для нас не пустой звук, а реальное ощущение, в котором мы стремимся жить.
— Страдают ли церковные здания во время этих конфликтов?
— Во время последних конфликтов был существенно поврежден православный храм в селении Бейтджала. Когда танки вошли в селение, пострадало несколько зданий и в их числе — храм.
— Каковы ваши впечатления от природы Святой Земли, насколько она сейчас меняется, сохраняются ли та атмосфера и ландшафт Святой Земли, которые нам знакомы по Библии?
— Те места в пустыне, где находятся монастыри, или те места, которые посещают паломники, они еще благодатию Божиею сохраняются, но что касается других мест, особенно побережья от севера Израиля до сектора Газа, там большая скученность людей, и экологическая обстановка очень тяжелая, воду пить из-под крана невозможно, нужны фильтры, они стоят немало денег. Когда едешь в этом районе, то видишь свалки, отходы, химические заводы, и, как следствие, астма у многих детей, которые живут в этих районах. Речь идет, конечно, о проклятии, которым Господь поразил всю землю.
— Ваша оценка воздвигнутых мемориалов*?
— Несомненно, мы уважаем память тех, кто пострадал во время катастрофы, которая случилась с еврейским народом, однако, в самом музее катастроф мне не доводилось бывать, я видел его только по телевизору в то время, когда там был папа Римский. Сам по себе он не является мемориалом иудаизма. Отмечу, очень символично было видеть согбенную фигуру папы над вечным огнем. Для православного человека ясно, что символизирует вечный огонь — это огонь геенский. Само здание музея напоминает языческое капище, сложенное из грубых плит. Зрелище очень тяжелое в духовном смысле. Что касается визита папы, он оставил очень тяжелое духовное впечатление. Папа Римский поклонился не только мемориалу, — это может быть расценено и как гражданский акт… Но что касается Стены плача, то тут трудно говорить, потому что это чисто иудейская святыня, и сами иудеи не приветствуют, когда христиане идут к Стене плача. Для папы Римского они сделали исключение, он посетил Стену плача и оставил там записку. По иудейскому поверью, записка с желанием, которую оставляют в Стене плача, обязательно сбывается. То есть это магия, колдовство, но тем не менее папа Римский совершил такой акт, и это уже является участием в современном иудейском культе. Из его паломничества в Святую Землю было сделано политическое шоу, чтобы набрать и здесь очки популярности.
— Насколько велика латинская община в Святой Земле?
— 150 лет назад в Назарете не было среди арабов латинян, но были латинские монашеские ордены, которые стали впоследствии открывать больницы, школы и т. д. Латинская община постепенно росла и сейчас имеет большую силу, чем православная, но не количеством. Количеством пока еще православные преобладают на Святой Земле. В Назарете есть латинские школы, а в Бейцахуре построена православная школа по благословению старца Серафима. Это очень хорошая школа. Даже латиняне отдают своих детей учиться в православные школы из-за высокого уровня преподавания. В Иордании нет таких проблем, как в Израиле, и если требуется школа, то в течение месяца община получает разрешение на строительство, и школа строится. В Аммане самая большая община на Ближнем Востоке, в ней 50 тысяч православных христиан и пять храмов, у нас, в Назарете, 17 тысяч и два храма.
— Как сейчас строятся отношения православных и латинян?
— Мы с латинянами по-человечески стремимся строить отношения, чтобы иметь мир со всеми, но что касается богослужения, то еще в 1991 году патриарх Диодор издал указ, в котором запретил богослужебное общение с ними для своих клириков и мирян. Кроме латинских, есть и баптистские школы, где арабские дети учатся распевать песенки. Когда я показал им альбом с иконами и икону Благовещения, то для них было открытием, что это место находится в пяти минутах ходьбы от их дома.
— Как быть в случаях со смешанными браками?
— Если латинянка выходит замуж за православного, она должна принять Православие, и наоборот: если православная — за латинянина, то она должна принять латинскую веру, но так бывало не всегда. Например, одно время, если православный женился на латинянке, то он принимал ее веру, но сейчас восстановился баланс. В Иордании позиции латинские слабее, но существуют униатские церкви на канонической территории Иерусалима в Иордании.
— На интронизации патриарха были представители латинской веры?
— Да. Были представители Латинской церкви, Армянской и Коптской церквей.
— Расскажите о своих богословских интересах, как слушатель Свято-Тихоновского Православного Богословского института.
— Богословские интересы в Святой Земле для всех — это хранение Священного Предания во всех формах, в которых оно сохраняется здесь из поколения в поколение. Мы стремимся сохранить служение в Святой Земле во всех Святых местах, это очень важно, так как много церквей не имеют сейчас священников; количество арабских священников тоже уменьшается, паства увеличивается в Иордании, но уменьшается в Израиле. Сейчас речь идет о сохранении служения в Святых местах, сохранении Святых мест для того, чтобы паломники могли придти, поклониться. Само служение в Святых местах — оно удивительно укрепляет веру в человеке. Очень важно, чтобы восстановилось паломничество. Не просто рассказывать о Святых местах, но самое главное — это молитва в Святых местах. Очень важно также, чтобы сохранилось молитвенное общение между Святой Русью и Святой Землей.
— Что вы можете пожелать нашим читателям, которые взыскуют Святых мест?
— Самое насущное — со смирением и покаянием совершать любой подвиг. Паломничество — это подвиг, и тогда только он может принести духовную пользу, когда мы совершаем его не как туристы, а с благоговейной молитвой и верой, с трепетом в сердце. В пример можно поставить паломничество замечательного грузинского святого Давида Гареджийского: когда он прибыл в Святую Землю, он взошел на гору, увидел святой град Иерусалим и сказал: «Господи, недостоин я войти во Святой Град, возьму три камня в память о Святой Земле», — поклонился, взял три камня и пошел в обратный путь. Патриарху Иерусалимскому явился Ангел и поведал, что пришел Давид Гареджийский и забрал всю благодать от Святого Града. Срочно патриарх послал своих слуг, чтобы преподобный вернул хотя бы один камень. Он вернул два камня. Оставшийся камень был принесен в Грузию, и все знают, что от этого камня совершаются многочисленные исцеления. Господь за великое смирение дарует праведникам великую благодать, и дай нам Бог малую частицу того смирения, которое имел преподобный Давид Гареджийский. Как противоположность подобному смирению мы наблюдали такие психологические эффекты, что некоторые из христиан — речь идет о неправославных христианах, — начинали представлять себя персонажами библейской истории, и в таком состоянии некоторые бывали госпитализированы. Очень опасно для души человека соприкосновение со святыней без смирения и покаяния.
— Нам известно, что вы являетесь настоятелем еще одного храма, который вам приходится возрождать из руин. Расскажите поподробнее, что это за храм и какие проблемы существуют вокруг него.
— По решению Синода в декабре 1996 года я был назначен в храм святителя Николая, он находится в шести километрах от Назарета в местечке Горнее Селение — так оно звучит в переводе с арабского. Этот храм был построен для арабской общины, которая существовала задолго до 1948 года, до войны за независимость, на пожертвования ныне прославленного во святых царя-страстотерпца Николая II.
— Кто стоял за восстановлением строительства и какие общественные силы участвовали в возрождении этого храма?
— Это один из тех случаев, когда для арабских прихожан храм не только святое место, но и напоминание о том, как много пожертвований было, чтобы поддерживать Святые места в прошлом. Так, у нас в Назарете в храме Благовещения, есть богослужебные сосуды с надписями на церковно-славянском языке. Они были пожертвованы императорским Палестинским обществом и благочестивыми паломниками из России, которые до революции оказывали здесь большую помощь и поддержку. И тот уникальный храм, настоятелем которого я являюсь, был построен при помощи русского православного Палестинского общества. Непосредственно ктитором этого храма был сам царь-страстотерпец Николай II и он осуществил пожертвование. В Галилее это один из двух храмов святителя Николая. Еще один храм во имя этого великого святого находится на берегу Галилейского моря в Тивериаде. Но он крохотный, служба в нем бывает только один раз в год. Особенностью этого храма является то, что фактически весь храм представляет собой алтарь. Алтарной преграды в нем нет, потому что он очень маленький. В центре, как положено, находится престол, и вокруг престола стоят все — и клирики, и миряне. А вообще наиболее почитаемый святой — это святой великомученик Георгий, и практически почти в каждой арабской христианской деревне есть храм святого Победоносца Георгия, а вот в этой деревне — в честь святителя Николая. Храм не вполне разрушен, но уничтожено его внутреннее убранство. Несколько лет назад там еще находились горнее место, аналой, иконы: но иудейские фанатики, — там, в этом селении, есть еще и учебное заведение, которое готовит раввинов, и там проживает много фанатиков, — разорили внутреннее убранство. Я помню, как несколько лет назад с владыкой и арабскими прихожанами мы вывозили оттуда то, что еще можно было спасти.
— То есть богослужение не возобновлено?
— Пока нет. Мы надеемся и просим всех молиться о возобновлении богослужений, но пока нет средств для реставрации храма. В настоящее время мы ведем юридический процесс о том, чтобы власти этого селения разрешили восстановление храма. Формально есть такое согласие властей, но оно должно подтверждаться реальными документами и реальными юридическими актами, однако до получения официальных документов дело пока не дошло. Власти требуют, чтобы мы поставили каменный забор высотой 2,5 метра, а это очень дорого — 40 тыс. долларов. Каменный забор нужен якобы для того, чтобы сохранить архитектурный облик города. Мы надеемся на восстановление храма и хотим просить благословение на то, чтобы освятить престол в честь царя-страстотерпца Николая II, дабы реализовать духовную связь между Святой Русью и Святой Землей, чтобы этот храм был символом нашего духовного единения и молитвы.
— Cпасибо, о. Димитрий, за интересную беседу. Помоги вам Бог в вашем служении.
— Да поможет и вам Господь. До свидания.