ОВЦС МП | Кирилл Милтчев | 09.08.2004 |
Кирилл Милтчев, член комиссии Межпарламентской Ассамблеи Православия по биоэтике, представлял свою страну на ежегодном заседании Ассамблеи впервые. В Болгарии он занимает также пост заместителя руководителя Дирекции по делам вероисповеданий, в которой курирует законодательные проекты по вопросам свободы совести. Кирилл Милтчев является автором восемнадцати книг, в которых рассматриваются проблемы философии, богословия и духовного развития личности. При его непосредственном участии в Болгарии разработан новый Закон о свободе вероисповеданий, позволивший канонической Церкви преодолеть раскол и занять подобающее место в обществе.
— Сейчас в Болгарии актуальна тема реституции церковного имущества. Поделитесь опытом разрешения этой проблемы в вашей стране.
— Народные депутаты Болгарии в прошлом году приняли новый Закон о свободе совести, который разрешил очень много проблем. Я рекомендовал некоторым вашим парламентариям ознакомиться с нашим опытом, ибо только тогда процесс реституции церковного имущества активизируется.
В Законе записано, что Православие — традиционная конфессия для нашей страны, а формулировку взяли из болгарской Конституции. Придав Церкви статус юридического лица, мы создали все условия для ее нормального функционирования как духовной, так и общественной организации. Мы регистрируем приходы Болгарской Православной Церкви на базе этого закона ex lege, и теперь духовенству не нужно ходить ни по каким судебным учреждениям. Она регистрируется на базе самого Закона, поскольку мы считаем, что культурообразующая религия, пришедшая на наши земли еще в? Х веке и ставшая просветительницей народа и духовной опорой нации (особенно во времена турецкого ига и других смут), имеет на это полное право.
Мы дали возможность нашей Православной Церкви заниматься социальным служением. Теперь приходы могут открывать даже свои больницы. И сегодня успешно работают уже несколько церковных медицинских учреждений. Осуществляется много других благотворительных проектов.
— В Болгарии удалось пресечь пагубную деятельность местных раскольников. Вы делились с украинскими парламентариями этим опытом?
— Это была очень тяжелая проблема, которую мы решали на протяжении десяти лет. Раскол в нашей Церкви возник в 1991 году как результат административных неурядиц. Считаю, что в борьбе с деструктивным явлением было попусту растрачено много сил. Поэтому я могу представить всю пагубность раскола на Украине.
Благо, что в новом Законе о вероисповеданиях точно указано, чт? для нас значит каноническая Церковь и кто ее представляет. Мы даем право всем гражданам принадлежать к той религии, которая им нравится. Они могут идти и в свою отдельную «церковь», однако она должна называться другим именем и ни в каком случае не использовать имени Болгарской Православной Церкви.
Проблема с расколом разрешилась сама собой. Теперь людям стало ясно: кто хочет принадлежать к иным «православным», тот должен создать конфессию с другим именем. Но она не имеет права претендовать ни на какую материальную собственность Болгарской Церкви: храмы, монастыри и т. д. У нас был в расколе так называемый «митрополит Иннокентий», который хотел стать самозванным Патриархом. Мы ему четко указали, что «демократическое Православие» он может создавать, не паразитируя на теле канонической церковной структуры.
— А богословское образование в Болгарии имеет государственную аккредитацию?
— Да. Более того, при Софийском университете возобновил деятельность православный богословский факультет. Специальность «Богословие» появилась у нас в начале 1990-х. Все государственные высшие учебные заведения получили возможность открыть у себя подобные факультеты. Некоторые вузы открыли кафедры богословия.
В средней школе также введены религиозные предметы. Уроки богословия свободно посещаются, и преподают их представители традиционных конфессий, православных Духовных заведений. Но много богословов работают и в других местах, в частности, в государственных инстанциях. Один из наиболее популярных журналистов Болгарии — тоже воспитанник Духовной школы.
— Как болгары относятся к идее единства славянских народов?
— Чтобы это понятие стало снова актуальным, надо найти новую формулировку, потому что на современном этапе термин «славянское единство» звучит очень абстрактно. В этом смысле я приветствую Международную Ассамблею Православия, которая проходит в Украине. В ее дебатах участвуют 24 страны. Думаю, что можно и нужно развивать новое понятие взаимоотношений славянских и других народов на основании Православия — нашей общей веры. Надо показать всему миру, что Православие — это не анахронизм, что это свобода мыслей, действий и стремление к познанию вечных ценностей.
— В нынешнем году на Ассамблее была принята резолюция по поводу этнических чисток в Косове и Метохии. А как отреагировали на эту трагедию ваши парламентарии и простые граждане?
— Мы отреагировали очень болезненно. Это очень серьезный конфликт, повлекший за собой много жертв с обеих сторон. Разрушены древние православные святыни, являвшиеся культурно-историческим достоянием всего человечества.
С другой стороны, считаю, что политика Милошевича не была разумной. Можно было обеспечить мирное сосуществование сербов и албанцев в этом регионе на много лет, предоставив региону автономию, как это было в бывшей Югославии.
— В программе Ассамблеи — посещение ее членами Киево-Печерской Лавры, где за Божественной литургией недавно молился ваш премьер. Насколько близко Православие болгарским политикам?
— Наш премьер, родившись в Болгарии до изгнания царской семьи, был крещен в Православии. Именно здесь, на Украине, он сказал, что любит теологию и богословские размышления. Об этом много писали болгарские газеты. Я как член Дирекции вероисповеданий имел возможность часто общаться с Симеоном Сакскобургготским. Могу заявить, что он действительно религиозный человек и хочет, чтобы политическая жизнь в Болгарии строилась на добре, смирении и взаимопомощи, а не на тех принципах, к которым мы, к сожалению, привыкли в политике, — ненависти, формированию образа врага и так далее. Все, что нужно для этого, можно черпать в Православии.
Правительство национального течения «Симеон ??», которое выиграло выборы в 2001 году, добилось многого. Им инициировано прекращение болгарского раскола и придание Болгарской Православной Церкви статуса юридического лица. Приятно отметить, что в этом смысле Симеон Сакскобургготский не одинок: все больше парламентариев глубоко проникаются православной традицией.
После окончания Международной Ассамблеи Православия я буду подробно знакомить коллег-парламентариев с ее ходом, с принятыми решениями и с теми проблемами, которые рассматривались в Киеве.
6 августа 2004 г.