Русская линия
ОВЦС МП09.08.2004 

Ход работы пленарного заседания комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и церковное устройство»

28 июля — 6 августа 2004 года в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялось пленарное заседание комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и церковное устройство». В этом форуме, который собирается раз в восемь лет и посвящен обсуждению богословских аспектов межхристианского сотрудничества, приняли участие представители Православных и Ориентальных (дохалкидонских) Церквей, Римско-католической церкви и различных протестантских деноминаций.

27 июля, перед началом пленарного заседания, состоялось заседание Постоянного комитета комиссии «Вера и церковное устройство», в котором принял участие епископ Венский и Австрийский Иларион.

В ходе пленарного заседания обсуждался ряд документов, находящихся на стадии разработки в рамках комиссии «Вера и церковное устройство», в частности, документов на тему «Единое крещение: к совместному признанию христианской инициации» и «Природа и миссия Церкви».

Данные документы вызвали многочисленные критические комментарии со стороны православных участников заседаний. В частности, комментируя документ «Природа и миссия Церкви», епископ Венский и Австрийский Иларион оспорил содержащееся в нем утверждение о том, что между христианами разных конфессий существует «реальное, хотя и не совершенное общение (a real, if imperfect communion)». «Единственное реальное общение, которое может существовать между христианами — это евхаристическое общение, — подчеркнул Владыка. — Если между нами нет общей Евхаристии, значит, между нами нет и реального общения: А невозможность совместного совершения Евхаристии, в свою очередь, отражает глубокое разделение в области вероучения, духовности, этики и самого опыта веры, которое существует между различными образованиями, именующими себя „христианскими церквами“: Мы должны быть честными по отношению друг к другу и не претендовать на то, что речь идет лишь о „единстве в многообразии“: мы по-прежнему глубоко разделены, несмотря на почти столетие существования экуменического движения».

Как отметил далее епископ Иларион, трагедия современного христианства состоит в том, что параллельно с борьбой за достижение единства, в которую вовлечены представители разных конфессий, внутри многих протестантских общин происходят процессы, все больше отчуждающие их от Церквей Традиции. «И сегодня уже недостаточно говорить о тех разделениях, которые существуют между католиками и протестантами, православными или реформатами, между теми или другими конфессиональными семьями, — подчеркнул Владыка Иларион. — Мы должны осознать, что существует фундаментальное расхождение между традиционной и либеральной версиями христианства. Я думаю, что происшедшая в последние десятилетия либерализация веры и церковного устройства, догматического и нравственного учения в ряде западных протестантских общин отдалила их от традиционных Церквей намного больше, чем несколько предшествующих веков протестантской истории. Как результат этой либерализации и вопреки всем усилиям участников движения за христианское единство, мы в настоящее время намного глубже разделены, чем когда-либо ранее».

В ходе заседаний был заслушан также ряд докладов, посвященных различным вопросам экклезиологии.

1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, епископ Венский и Австрийский Иларион, С.Н.Говорун и другие православные участники пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство», а также настоятель прихода Московского Патриархата в Гонконге священник Дионисий Поздняев присутствовали за богослужением в сиро-яковитском храме Куала-Лумпура.

2 августа в ходе обсуждения темы «Национальность и национализм» с докладом о православном понимании мироустройства выступил С.Н.Говорун.
В тот же день состоялась встреча православных участников пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство». В ходе встречи было указано на необходимость активного участия православных в дискуссиях по различным вопросам, в частности, по теме Крещения и Евхаристии. Как подчеркивали многие выступавшие, православное участие в межхристианском диалоге является свидетельством о Предании Древней Неразделенной Церкви, приобретающим особую актуальность в современном расцерковленном мире.

3 августа перед участниками пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство» выступил премьер-министр Малайзии Абдулла Х. А. Бадауи. В своем выступлении он указал на необходимость открытого межрелигиозного диалога для достижения большего взаимопонимания между представителями различных религий, в частности, ислама и христианства. Такой диалог, по мнению премьер-министра Малайзии, необходим для преодоления экстремизма внутри отдельных религий и для создания климата толерантности и доверия между ними. «Я знаю, что мусульмане несут ответственность за целый ряд террористических актов, совершаемых в наши дни, — подчеркнул премьер-министр. — Я также знаю, что они совершают эти злодеяния во имя ислама. Но они являются меньшинством и не имеют права говорить от имени ислама. Они находятся в заблуждении, а их действия создают исламу плохую репутацию». Большинство мусульман, отметил глава правительства Малайзии, являются умеренными, мирными и толерантными к другим вероисповеданиям.

«Религия должна быть факелом надежды, она должна выявлять в людях все самое лучшее, а не худшее. Война и террористические акты не могут совершаться во имя религии. Религия должна вести нас к преодолению конфликтов, к миру, к более справедливому мировому порядку», — сказал в заключение своей речи премьер-министр Малайзии, призвав христиан трудиться вместе с мусульманами во имя мира и справедливости.

В тот же день в рамках обсуждения темы межхристианской герменевтики был заслушан доклад епископа Венского и Австрийского Илариона на тему «Предложения по дальнейшим исследованиям в области герменевтики». В своем докладе епископ Иларион предложил комиссии «Вера и церковное устройство» начать систематическое изучение патристического богословия. «Изучение Отцов Церкви дает возможность лучшего понимания Предания Древней Неразделенной Церкви, которое, как я верю, сохранено Православными Церквами. Для всех христиан сегодня важно восстановить живую связь между святоотеческим преданием и церковной практикой», подчеркнул Владыка.

«Святоотеческие творения никогда не утрачивают актуальности, ибо в них ставятся вопросы, от ответа на которые зависит настоящее и будущее христианства, — сказал далее епископ Иларион. — Сейчас модно говорить о наступлении „постхристианской эры“, об упадке интереса к христианству среди молодежи, о „христианстве без будущего“. Наиболее радикальные прогнозы указывают на постепенное исчезновение христианства с религиозной карты мира, его поглощение исламом в третьем тысячелетии. Выражаю надежду на то, что эти предсказания окажутся ошибочными, что христиане будут твердо стоять на страже своего учения, своей Церкви и своего Предания. На примере России мы видим, что христианство отнюдь не является „пережитком прошлого“, что тысячи и миллионы людей возвращаются к „вере отцов“. Весна христианства, как я верю, еще впереди. Надеюсь, что третье тысячелетие станет временем уврачевания разделений между христианами разных конфессий и возрождения той изначальной веры Вселенской Церкви, которую „передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы“».

В своем докладе епископ Иларион напомнил о том, что важность изучения святоотеческого наследия подчеркивалась в итоговом документе заседания комиссии «Вера и церковное устройство» в Бристоле в 1967 году. Однако за прошедшие годы подобное исследование так и не было предпринято. Между тем именно святоотеческое богословие является ключом к пониманию основополагающего принципа православной герменевтики, не допускающего разрыва между Преданием и Таинствами, Преданием и духовностью, Преданием и канонами.

Доклад представителя Русской Православной Церкви вызвал широкий положительный отклик у участников пленарного заседания. В ходе прений в поддержку предложения Владыки Илариона начать систематическое изучение патристики в рамках комиссии «Вера и церковное устройство» выступили богословы, представлявшие различные христианские конфессии, в частности, аббат М. Ван Парэйс (Римско-Католическая Церковь, Бельгия), каноник Г. Камерон (Церковь Англии), архиепископ Джон Онайекан (Римско-Католическая Церковь, Нигерия), митрополит Сасимский Геннадий (Константинопольский Патриархат), С. Дарбер (Объединенная Реформатская Церковь Великобритании), профессор священник У. Хенн (Римско-Католическая Церковь, США), Н. Хопп (Албанская Православная Церковь), Д. Кукура (Константинопольский Патриархат), Дж. Скотт (Общество Друзей, Великобритания), профессор пастор У. Табберни (Церковь Учеников Христа, США), профессор Д. Вендебург (Объединенная Лютеранская Церковь Германии), пастор П. Андиньяш (Евангелическая Методистская Церковь Аргентины). Против изучения патристического наследия в рамках комиссии «Вера и церковное устройство» выступила лишь одна участница заседания — профессор К.С.Ли (Методистская Церковь Южной Кореи).

5 августа участники пленарного заседания заслушали доклады, посвященные проблематике межрелигиозного диалога. В тот же день состоялась дискуссия о будущем комиссии «Вера и церковное устройство».

6 августа, в праздник Преображения Господня по ново-юлианскому календарю, православные участники пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство» молились за Божественной литургией, которую совершил священник Иосиф Бош (Константинопольский Патриархат). По окончании Литургии епископ Венский и Австрийский Иларион произнес проповедь, посвященную значению праздника Преображения Господня для православных верующих.
Пленарное заседание комиссии «Вера и церковное устройство» завершилось в тот же день принятием итогового документа, в котором нашли отражение основные моменты состоявшихся дискуссий.

6 августа 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru