Русская линия
Итоги Василий Дятлов05.08.2004 

Сибирский остров Пасхи

У истуканов с тихоокеанского острова Пасхи есть «старшие братья», появившиеся в российской Хакасии на две тысячи лет раньше

Около четырех тысяч лет назад обитавшие в Хакасии племена воздвигли в Минусинской котловине загадочные каменные изваяния — менгиры. Кто были эти люди? Зачем создавали они гигантские каменные изваяния, поражающие воображение и сегодня? Каким образом доставлялись с гор глыбы, вес которых достигал порой пятидесяти тонн? Корреспонденты «Итогов» отправились с экспедицией в хакасские степи, чтобы попытаться получить ответы на эти вопросы.

Какие странные лица…

Хакасские камни имеют разную форму. Одни похожи на столбы, другие — плоские, бесформенные. В часы восхода или заката на некоторых из них вдруг вырисовываются контуры человеческого лица: глаза, нос и рот. Лица высечены глубокими желобками на гранях плит, многие изрезаны поперечными полосами, на голове — звериные рога или непонятная «корона».

Все изваяния, похоже, выполнены в одной технике: выбрав подходящую плиту, мастера сначала тонкими штрихами намечали будущий рисунок, затем выбивали желобок и затирали твердым камнем. Изображение отчетливо проступает как на глыбах белого или серого гранита, так и на плитах коричневого песчаника.

Не все «лица» одинаковы. У одних оно овальное или круглое, глаза обозначены двумя ямками, рот — овальным желобком и нос — двумя точками, у других — заостренный подбородок и прямой нос. Но чаще всего встречаются сложные схемы — личины. Причудливый звероподобный головной убор и полосы, пересекающие лоб, нос и подбородок, придают этим каменным истуканам фантастический вид.

И вот что странно. Иногда на одних и тех же камнях соседствуют мастерски выполненные рисунки — человеческие лица на них выглядят как настоящие, угадывается даже определенный антропологический тип (с длинным носом, раскосыми глазами, выступающими скулами) — и примитивные изображения: точки-глаза, желобок-рот, носа нет совсем. Почему они оказались вместе? Исследователи считают, что рисунки были сделаны в разные эпохи представителями различных сибирских народов, обитавших в этих местах.

Кто же изображен на камнях — боги или люди? Что означают полосы на лице, «корона», звериные рога? По сведениям этнографов, первобытные народы часто раскрашивали лица охрой, углем или золой. Иногда это делалось из эстетических соображений, а иногда для того, чтобы скрыть лицо и избежать мести духов убитых зверей. Не исключено, что полосы на ликах хакасских истуканов — это раскраска. Археологи находили в здешних древних могилах на черепах скелетов следы красной охры.

Хакасские менгиры отдаленно напоминают тотемические столбы индейцев Северной Америки, а также деревянные или каменные колонны с изображениями людей у меланезийцев. Тотемические столбы индейцев олицетворяют мифических родовых предков, а меланезийские столбы — предков настоящих. В свою очередь хакасские изваяния, по-видимому, также изображают предков или покровителей рода. Причем любопытно, что почти все идолы изображают женщин. Их так и называют — каменные бабы. Есть Иней-Тас — «старуха-камень», Хыс-Тас — «девушка-камень». Можно предположить, что родовыми покровителями древних жителей этой территории были умершие шаманки или же какие-то старухи-колдуньи в ритуальной одежде.

Умеют ли камни ходить?

Очевидно, что древние люди брали материал для изваяний с близлежащих гор. Мы побывали в самом сердце Салбыкской долины, гигантской природной чаши, окруженной горами. Салбыкская долина, которую называют еще Долиной царей, — это открытая всем ветрам степь со множеством разбросанных по ней курганов. И то тут, то там стоят мрачные каменные менгиры, врытые в землю так основательно, что, кажется, никакой силой их не сдвинуть с места. В центре долины — Большой Салбыкский курган. Это колоссальное прямоугольное сооружение, стороны которого составлены из громадных каменных блоков. Блоки правильной формы выступают из земли на одинаковую высоту, их верхние части скошены на восток. С уверенностью можно предположить, что современный мощный подъемный кран провозился бы не один день, чтобы установить их в таком порядке.

Примерно километрах в двадцати от Большого Салбыкского кургана есть одно очень интересное место. Сорок минут на машине по степи, и перед нами открылся крутой горный склон. Оставив машину внизу, мы поднялись по противоположной, более пологой стороне. Добираемся до вершины, и нашему взору предстает нечто невероятное: множество обработанных каменных глыб, словно приготовленных для транспортировки. Это же настоящая древняя каменоломня! Впечатление такое, будто только вчера здесь работали сотни людей: выламывали куски плит из каменной породы, затем спускали их вниз, каким-то образом обтесывали камни. И вдруг все остановилось, люди ушли, бросив привычное дело. Мы спустились вниз, и сопровождавшая нас Валентина Тугужекова, директор Хакасского НИИ языка, литературы и истории показала нам два камня, совершенно одинаковых по высоте и по форме. Они похожи на два равнобедренных треугольника, стороны которых, обращенные к горе, скошены. Да это же самый настоящий трап — приспособление для погрузки обработанных камней. У подножия горы мы увидели еще пару таких сооружений. Сомнений быть не может: перед нами действительно древняя каменоломня. Но как удалось древним людям доставить камни к кургану? Неужели они обладали какой-то сказочной силой?

Есть предположения, что дело вовсе не в богатырских способностях местных жителей, а в их завидной смекалке. Зимой в малоснежной степи специально заливалась дорога, по которой буйволы тащили тяжелые сани, груженные каменными плитами. На том месте, где сооружался курган, уже был вырыт глубокий котлован. Громадные камни, выгруженные у края котлована, аккуратно сталкивали вниз, и они вставали строго вертикально. Оставалось только присыпать их землей у самого основания, и они намертво застывали в степи на долгие века. По-видимому, это чисто рационалистическое объяснение того, как устанавливали камни в степи.

Есть, правда, и еще одна версия относительно перемещения каменных плит на расстояния — мистическая. Среди ученых вполне серьезно высказывается мысль, что не стоит пытаться объяснять строительные способности древних с материалистической точки зрения. Так, например, Валентина Тугужекова предполагает, что в те далекие времена люди были энергетически чисты и потому обладали феноменальной способностью передвигать самые разные предметы, в том числе и весом до пятидесяти тонн, одной лишь силой мысли. Вам не кажется, что где-то вы это уже слышали? Примерно то же самое втолковывали Туру Хейердалу аборигены острова Пасхи: мол, предки их предков, обладая мощной психической энергией, стояли сложа руки, а огромные каменные глыбы сами по себе шагали потихонечку туда, куда им приказывала идти сила человеческой мысли. Удивительно красивое объяснение, которому Хейердал отказался верить. Ну и мы не купились на эту сказочную гипотезу. А может, зря?

Идолы широкого назначения

Однако чего ради занимались древние таким тяжелым трудом? О назначении менгиров ученые спорят до сих пор. Долгое время считалось, что, поскольку большинство изваяний стоят на курганах, значит, они являются могильными камнями. Но затем выяснилось, что каменные изваяния и захоронения порой относятся к разным историческим периодам и что некоторые истуканы были перенесены на могилы позднее.

Возможно, первоначально менгиры представляли собой культовые сооружения. Их боялись, задабривали, старались заручиться покровительством. Можно представить, какое впечатление эти фантастические изваяния производили в далекой древности на обитателей этих мест, ибо известно, что еще в XIX веке они, уже значительно стершиеся от непогоды и времени, вызывали одновременно страх и почтение у местных жителей. Население называло такие камни бабами, истуканами, идолами. Перед ними совершалось жертвоприношение сэк-сэк, им клали у подножия пищу, мазали рот сметаной, дегтем, кровью животных и салом.

Однако, путешествуя по Хакасии, мы обратили внимание на следующий момент: менгиры никогда не занимают определенного положения, обращены в разные стороны и некоторые даже поставлены вверх ногами. Это может указывать на то, что по каким-то причинам местные племена утрачивали почтение к некоторым менгирам и использовали их вторично, например как строительный материал. Специалисты отмечают, что, если каменная баба не помогала на охоте, не исцеляла болезней или не оправдывала других надежд, на нее смотрели с упреком, плевали в ее сторону и даже стегали плеткой. Оно и понятно. Когда охотник или скотовод высекал какое-либо священное изображение, он ждал от него помощи и оберегал его. А если оно не помогало, человек в сердцах мог разбить его. Для этнографов это не новость. Известно, например, что в XVIII—XIX вв.еках ханты на Оби в случае неудачи разрубали свои божества на мелкие кусочки, ненцы били идолов, ругали и разбрасывали, кеты на Енисее стегали своих божков и бросали в огонь. Да и многие другие сибирские народы уничтожали изображения богов, если те не исполняли своих «обязанностей». По народным представлениям, сохранившимся до сих пор, из разбитого камня душа заключенного в него божества, духа или умершего уходила, камень становился мертвым. Но «живых» камней в хакасской степи все же гораздо больше.

Связные космоса

Сегодня древние менгиры, если и не все, то многие, почитаются жителями Хакасии как культовые камни, способные исцелить человека, освободить его от негативной энергии и придать жизненных сил. Что удивительно: современные люди — профессора, медики, служащие банков — искренне верят в это и обязательно постараются заразить этой верой и вас. «Принято считать, что пирамиды излучают энергию земли, а вот многие из хакасских менгиров, в свою очередь, принимают энергию космоса», — утверждает заведующая лабораторией интегративной антропологии Красноярской государственной медицинской академии Татьяна Рейс, специально изучавшая влияние менгиров на состояние человека. По ее словам, менгиры обладают мощным целебным воздействием.

Одним из самых почитаемых каменных изваяний издревле считается фигура Улус-Хуртуях-Тас — «большой каменной старухи», с грубо выбитым лицом, выпуклым животом и грудями. Этого идола в женском обличье бездетные женщины молят о появлении детей. С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к «каменной старухе», обливали ее молоком или айраном, а выпуклое, грубо изваянное лицо с большим ртом и живот обмазывали салом или сметаной с таким усердием, что ненасытная «старуха» почернела. Пробовали ее отмывать, но без толку. Говорят, что «старуха» стоит и не слышит ничего, что происходит рядом, однако как только женщина совершает вокруг нее три круга, изваяние оживает. Мы встретили у идола одну из местных женщин. Она уверяла нас, что все это не сказки, Улус-Хуртуях-Тас действительно помогает людям, и она лично знает нескольких женщин, которым общение со «старухой» пошло на пользу. Более того, у изваяния нередко можно увидеть вполне зрелых людей, которые приезжают поклониться божеству и уверяют, что только благодаря ему появились на свет. Так и говорят: «Я сын (или дочь) Улус-Хуртуях-Тас».

Наука феномену «каменной старухи» объяснения пока не нашла, зато попыталась понять феномен других каменных менгиров, также считающихся целебными. В Салбыкской долине протоптана дорожка к двум возвышающимся на пригорке камням, один из которых символизирует женское, а другой — мужское начало. Считается, что у первого следует отдавать отрицательную энергию, а у второго — подпитываться положительной. Профессор Тугужекова с помощью металлической рамки попыталась определить состояние моего биополя: «Слабое оно у вас. Мало общаетесь с космосом». Я стал оправдываться, что, мол, Москва, плохая экология… Возражения мои не были приняты, и меня направили на «энергетическую подпитку». Минуты две я стоял, приложив руки к «женскому» камню. Ладони ощущали холод. Затем я перешел к камню «мужскому», привалился к нему спиной и почувствовал, что он излучает тепло. Мое биополе после этих несложных операций, если верить нашей спутнице, явно пошло на поправку. Да я и сам почувствовал какую-то невероятную свободу. Чем это объяснить? Только лишь самовнушением? «Не только, — утверждает Валентина Тугужекова. — Не так давно геологи специально проверяли феномен этого места и определили, что оно обладает геопатогенностью с положительной энергетикой. И потому люди тысячелетиями приходили сюда и, я думаю, будут приходить еще очень долго. Я лично не сомневаюсь, что есть менгиры, которые забирают энергию, есть — которые ее дают. Менгиры, которые напрямую общаются с космосом, стоят на определенных разломах. Это говорит о том, что люди в древности знали о существовании тесной связи человека и космоса, к чему сейчас постепенно возвращаемся и мы».

30 июля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru