НГ-Религии | Юлия Глезарова | 05.08.2004 |
В обращении, подписанном председателем ВТОЦ Рашитом Ягафаровым, осуждаются действия администрации г. Казани, которая тратит время и деньги «на дела, оскорбляющие религиозные чувства мусульман».
Таким образом, попытка возвращения чудотворного образа уже вызвала негативную реакцию среди татарских националистов, которые на протяжении последних лет упорно требуют отделения Татарстана от России, а также извинений за штурм Казани Иваном Грозным и «геноцид татарского народа».
Созданный в 1989 году ВТОЦ до середины 1990-х гг. был массовой и влиятельной организацией, объединявшей в основном татарскую интеллигенцию и преследующей политические цели. После распада СССР во ВТОЦ пришли к власти люди, выдвигающие не только националистические, но и исламистские лозунги, что привело к расколу движения.
В последние годы ВТОЦ (особенно отделение в городе Набережные Челны) не раз провоцировал межконфессиональные конфликты. Так, в 2002 году активисты ВТОЦ несколько раз пытались разрушить строящуюся в Набережных Челнах церковь святой Татьяны. В марте 2003 года лидер ВТОЦ Рафис Кашапов был арестован и обвинен в разжигании межнациональной розни. Но, как это часто бывает, националистов у нас легче арестовать, чем посадить. Процесс длился почти десять месяцев и закончился тем, что в апреле 2004 года городской суд Набережных Челнов счел недоказанными предъявленные Кашапову обвинения. Возможно, подобное решение суда вдохновило татарских националистов на новые «подвиги».
Однако в случае с Казанской иконой Божией Матери ВТОЦ слегка поторопился: еще нет никаких официальных подтверждений со стороны руководства Русской Православной Церкви, что икона будет передана Ватиканом именно в Казань. Известный церковный историк Виктор Антонов полагает, что «список XVIII века, который вернется в Россию 28 августа нынешнего года, скорее всего был продан с аукциона советскими властями в 20-е годы».
Оригинал иконы, похищенный в Казани в 1904 году, по признанию грабителей, был ими разрублен, но в России сохранилось более десятка его списков. Версия о том, что оригинал не был уничтожен, а продан старообрядцам, не находит подтверждения. Но если та икона, что хранится сейчас в личных апартаментах Иоанна Павла II, является списком, то на нее может претендовать, например, Серафимо-Дивеевский монастырь, откуда в 20-х годах прошлого века была вывезена Казанская икона Божией Матери, поразительно похожая на ту, по поводу которой протестуют татарские националисты.
Как бы то ни было, руководство РПЦ еще не объявило о том, где именно будет помещена икона. Во время своего визита в Ватикан мэр Казани Камиль Исхаков предложил Папе передать икону не в Москву, а непосредственно в Казань. Но, по словам председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла, эта икона «не принадлежит тому или иному городу — она принадлежит всей Русской Православной Церкви и всей стране», поэтому «решать вопрос о том, где ей быть, должны не в Казани».
Похоже, и православным, с нетерпением ожидающим возвращения иконы, и татарским националистам, оскорбленным в своих лучших чувствах, придется подождать решения Священного Синода.
4 августа 2004 г.