Крестовский мост | 26.05.2015 |
Сергей Брюн известен прежде всего как артист. Он сыграл Лариосика в сериале «Белая гвардия» режиссёра Сергея Снежкина. Но съёмочной площадке предпочёл работу в Музее русской иконы.
— Учась в школе, я был алтарником в храме, — рассказывает он. — Одновременно играл в школьном театре. С детства находился перед выбором: либо церковь, церковная история, либо актёрское мастерство. Выбрал актёрство. Но уже на последних курсах Школы-студии МХАТ я готовился к бегству в науку. Тогда было ощущение, что лишь несколько дней в году я сопричастен чему-то важному, играю стоящие роли. А остальное время. Оно уходило бесследно. Вскоре я понял что ни театр, ни кино не помогут мне заполнить эту пустоту. И два года назад сделал окончательный выбор. Сейчас я сотрудник Музея русской иконы.
Что я открыл в Америке
— Когда у вас возник интерес к иконе?
— Моё первое детское воспоминание — икона Спасителя, которая стояла у нас дома. Не помню, сколько мне было лет, но вижу как сейчас: меня на руках укачивает мама, а я смотрю на этот образ.
— Ваша семья была верующей?
— Да, во многом мамиными стараниями. Мы с родителями жили в США и первое время причащались, только когда приезжали в Россию, потому что в нашем городе не было русской церкви. Мы ещё не знали о том, что разные православные церкви могут находиться в каноническом общении и верующему можно зайти в «чужой» православный храм, побывать на службе, исповедаться, причаститься. Нам открыл глаза один батюшка в Москве: «В Америке — море Православия. Идите в греческий храм, в румынский…» И мы стали посещать приход Святого Павла (Православной Церкви в Америке. — Прим. ред.) в Лас-Вегасе. Меня быстро взяли алтарничать, хотя я увлекался рок-музыкой, одевался неформально. И начался радостный опыт церковного общения. Я видел весь спектр традиций: бабушек-американок, которые не покрывают головы и сидят значительную часть службы на стульчиках; африканцев из Эритреи, которые благоговейно снимают обувь при входе в храм и падают ниц при выносе Святых Даров. Все традиции были представлены, можно было питаться от них. И все верующие принимали эти различия как должное, никто никого не учил, при этом все знали, кто у кого заболел, кому нужна помощь.
«Всегда радуйтесь!»
— В каком возрасте вы задались вопросом: есть ли Бог?
— Бог — это реальность, в с которой всегда была возможность осознанно или неосознанно соприкоснуться. Осознанно у меня это получилось благодаря маме. Великое открытие христианства — идея того, что Господь благ, что Он — Любовь. Если собрать всех людей, может, и найдётся кто-нибудь, готовый броситься за нас на амбразуру. Но, зная все наши помыслы, всё зло, на которое мы способны, можно ли допустить, что кто-то из нас станет медленно задыхаться на кресте ради ближнего своего? Это ощущение, что Бог тебя не отпускает, любит и знает тебя лучше других, ощущение Его присутствия, наверное, и делает возможной жизнь.
— Какой момент в Евангелии вам ближе всего?
— Чудо на свадьбе в Кане Галилейской. Это важнейшее свидетельство любви Господа к нам. Замечательное толкование приводит Достоевский в «Братьях Карамазовых», когда говорит, что Господь совершил своё первое чудо во утешение человека. Из огромного сострадания, снисхождения и любви к нам. Опять же присутствие Христа на брачном пиру — это ощущение радости жизни. Не мучения, не скорби, а именно радости. «Всегда радуйтесь!» — говорит апостол Павел.
И ещё, конечно, воскрешение Лазаря. Именно момент слёз Христа, когда Ему говорят, что Лазарь умер.
Как понимать язык иконы
— Чем вы занимаетесь в музее?
— Научной работой, участвую в подготовке выставок, читаю лекции, вожу экскурсии. К сожалению, многие люди, которые приходят в наш музей, совершенно не готовы к восприятию иконы, пониманию её языка.
— Каков этот язык?
— В нём нет ничего случайного. На иконах Богоявления Спаситель стоит в водах Иордана фронтально, потому что Он — абсолютный центр и все к Нему склоняются. Или Он обращается к Иоанну Предтече, и их взаимное склонение — символ встречи Ветхого Завета и Нового. На иконе Сошествия Господа во ад Христос первым возводит Адама, а у Евы в этот момент воздеты и очень трогательно покрыты руки, что рождает образ покаяния, она считает себя недостойной даже коснуться Спасителя.
— Пониманию икон мешало и богоборчество?
— Россия — страна великих иконописцев, но к иконам у нас часто относились потребительски. Да, в советские времена их вообще использовали как ставни, как крышки для бочек с капустой… Но и задолго до революции старые иконы часто сваливали на колокольнях.
— Вам нравится здесь работать?
— Музей организовал предприниматель Михаил Абрамов. Когда один человек создаёт бесплатный музей, не жалея денег, собирает коллекцию редчайших икон, чтобы каждый мог прийти и увидеть их, — это здорово. Быть сопричастным такому делу — счастье.
Беседовала Анна Пестерева
Адрес музея: Гончарная ул., 3, стр. 1 (м. «Таганская»), Тел. (495) 221−5283