Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Сергей Пахмутов03.08.2004 

Военная реформа: что «на выходе?»
Часть 1

Нынешнее состояние Вооруженных Сил Российской Федерации ни в коей мере не отвечает задачам, которые ставятся перед ними. Задачи эти, несмотря на происходящие глобальные геополитические изменения, не меняются уже на протяжении тысячи лет: это надежная защита Родины и разгром противника, которому вдруг вздумается напасть на Россию. В то же время перед русским воинством никогда не стояла задач насильственного присоединения соседних стран и территорий без их на то просьбы.
Свыше десяти лет назад началось реформирование Российской Армии — наиболее крупного осколка, образовавшегося на руинах некогда могучей Советской Армии. Но все попытки реформирования сводились в основном к дальнейшему сокращению ее численности и расходов на оборону. И только крупные катастрофы с человеческими жертвами да постоянно растущая напряженность на южных рубежах нашей страны заставило руководство страны незначительно увеличить оборонную часть бюджета страны. В августе 2001 года политическим руководством страны были определены основные направления строительства и развития ВС РФ на период до 2010 г., параметры и объемы финансирования предстоящих преобразований. Реализуется программа реформирования оборонно-промышленного комплекса на 2002−2006 гг. В соответствии с принятыми решениями были разработаны и утверждены План строительства ВС РФ на 2001−2005 гг., планы строительства видов и родов войск, а также развития систем всестороннего обеспечения армии. Кроме того, Президент РФ 21 ноября 2001 г. одобрил мероприятия правительства по переходу части Вооруженных Сил к комплектованию на контрактной основе. На эти цели было выделено 134 миллиарда рублей.
Из всех направлений реформирования вооруженных сил наибольший интерес представляют следующие:

1) Руководство Вооруженными Силами;
2) Комплектование войск;
3) Техническое обеспечение;
4) Тыловое обеспечение;
5) Военное образование;
6) Воспитательная работа;
7) Социальная сфера.

К этим семи основным направлениям следует добавить совершенно не берущееся в расчет «реформаторами», но являющееся краеугольным камнем построения действительно мощной, здоровой и боеспособной армии — духовные основы воинства.
Остановимся подробнее на этих направлениях.

1) Руководство. Внешне здесь все выглядит образцово: Президент — Верховный главнокомандующий, непосредственно руководящий деятельностью Министерства обороны, ему подчиняется Министр обороны, который имеет заместителей, руководящих родами войск; им же подчиняются более мелкие военачальники — командующие войсками военных округов, командующие флотами и т. д.; Генеральный штаб является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, начальник Генерального штаба является первым заместителем Министра обороны. Однако это только так кажется. Однако на уровне округов и флотов начинается путаница. Создаются на первый взгляд нужные управления и отделы, единственной целью существования которых на самом деле является оправдание существования огромного количества генералов, хотя большинство этих управлений и отделов могли бы спокойно возглавлять не генералы, а старшие офицеры. И реформирование руководства Вооруженными силами необходимо начинать с радикального сокращения генеральских должностей и, по возможности, с ликвидации не оправдывающих своего существования отделов и управлений.

2) Комплектование войск. Это — наиболее сложное и щекотливое направление военной реформы. В настоящее время комплектование Вооруженных сил осуществляется на основе Закона «О воинской обязанности и военной службе». Согласно этому закону, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе и граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Одновременно целые категории граждан освобождаются от прохождения военной службы или имеют право на отсрочку. Согласно статье 23 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами первой или второй группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;
в) имеющим ребенка, воспитываемого без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка в возрасте до трех лет;
е) мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
ж) поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, — на время этой работы;
з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, — на время службы в этих органах. (в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ

Также правом на отсрочку обладают студенты дневных отделений ВУЗов и техникумов и педагоги, постоянно работающие в сельских учебных заведениях.
Такое положение вещей предоставляет широкий простор для взяточничества, махинаций и злоупотреблений; одновременно нарушается принцип равенства всех граждан России перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации). Развивается коррупция: работники военкоматов за сумму, эквивалентную 2−6 тысяч долларов США, незаконно предоставляют отсрочки потенциальным призывникам, в институтах в последнее время главную роль стали играть не знания, а деньги. То есть, фактически при поступлении в ВУЗы создан (хоть и негласно) своеобразный имущественный ценз, ибо выходец из сельской местности, даже одаренный, но не имеющий средств (а поступить в любой ВУЗ без крупных взяток практически нереально) рискует попасть в армию, а представитель так называемой «золотой молодежи» из города, даже при полном отсутствии интеллекта, но имеющий энную сумму денег, легко обходит эту некогда почетную обязанность. Армия действительно превратилась в «рабоче-крестьянскую»; в ней вы не найдете детей бизнесменов, олигархов и банкиров. Экзотикой стали в войсках призывники из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных финансовых центров страны.
В качестве путей реформирования нынешняя российская власть устами Министра обороны С.Б.Иванова предлагает компромиссный вариант: к 2008 году предлагается отменить практически все отсрочки, но и срок службы по призыву сократить до одного года. Такое впечатление, что армейскую службу, которая по сути, как бы не глумились пацифисты, является действительно священным долгом, пытаются приравнять к тюремному заключению, а сокращение срока службы — к условно-досрочному освобождению. Часть же армии, примерно процентов тридцать частей и соединений, планируется перевести на комплектование на контрактной основе. Но первый имеющийся опыт комплектования Вооруженных Сил РФ на контрактной основе показывает, что для достижения основной цели этого мероприятия необходимо достаточное и ритмичное финансирование. А о том, где взять средства, министр предпочитает умалчивать. Ибо первоначально выделенные из бюджета 139,3 млрд. рублей были значительно урезаны, и теперь сумма ассигнований под весь комплекс мероприятий, связанных с переводом некоторых частей и соединений на контрактную основу составляет всего 79,1 млрд. рублей что, конечно же, является недостаточным.

С другой стороны, сокращение срока службы по призыву до одного года превращает армию в небоеспособную, ибо юношу, пришедшего на службу, за столь короткий период времени научить чему-либо практически нереально. Оптимальным сроком службы по призыву является 2−2,5 года.
И еще одна неприятность ожидает российскую армию к 2008 году. В этом году служить должны будут идти юноши, родившиеся в 1989−90 гг, то есть, когда в нашей стране начался активный демографический спад. Соответственно, итак небольшое число призывников сократится еще более. Но даже нынешняя численность армии не отвечает задачам, поставленным перед ней.
Чтобы избежать дальнейшей потери боеспособности, из этой ситуации видится следующий выход.
Во-первых, отменить практически все отсрочки, не связанные с состоянием здоровья, сделать прохождение воинской службы обязательным условием при поступлении в ВУЗ, на работу, возможно — и при вступлении в брак (с целью избежать фиктивных браков восемнадцатилетних юношей с женщинами, имеющими двух и более детей). Семьям же, чьи дети проходят срочную службу в рядах Вооруженных Сил, следует предоставить ощутимые льготы — например, при оплате коммунальных услуг, телефона, газа и т. д. или даже полностью освободить их от этих платежей.
На контрактную же основу следует переводить части и соединения, выполняющие особые задания. Это, прежде всего, разведывательно-диверсионные подразделения, части РВСН, части радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Но переход к контрактной системе комплектования некоторых частей и соединений должен осуществляться тогда, когда, во-первых, будут решены проблемы, связанные с призывом, а, во-вторых, при достаточном финансировании этой программы из госбюджета, ибо тем денежным довольствием, которые ныне предлагается для потенциального контрактника, мало кого можно привлечь к службе (всего на руки солдат-контрактник первого года службы будет получать около 6 тыс. руб. в месяц, в Чеченской республике — 15 тыс. руб. в месяц).

3) Техническое обеспечение. Ситуация в этой области близка к критической. Не секрет, что большинство частей и соединений сейчас имеют на вооружении технику, давно выслужившую все положенные ей сроки. Особенно плачевно обстоят дела в авиации: например, по словам рабочих одного из вертолеторемонтных заводов, там из трех вертолетов делают один, более-менее способный к самостоятельному передвижению. Как результат — очень частые катастрофы этих летательных аппаратов из-за отказа техники.

Но армейское руководство, вместо того, чтобы массово закупать новую технику, нашло другой, более экономичны и более беспроигрышный (естественно, с его точки зрения) вариант — так называемая «глубокая модернизация» старых образцов боевой техники. Наиболее нашумела история, называемая некоторыми «аферой», с представлением публики «новых» вертолетов Ми-24ПН. За «принципиально новые» машины пытались выдать прошедшие такую «глубокую» модернизацию на Ростовском производственном объединении «Роствертол» серийную морально устаревшую модель Ми-24 В.
«Глубокая модернизация» серийных образцов боевой техники оправдана только тогда, когда эти образцы еще имеют возможности для дальнейшей модернизации (как пример — фронтовой истребитель Су-27; в прошлом и в этом году на Комсомольском-на-Амуре производственном объединении прошла глубокую модернизацию, в общей сложности, дюжина подобных машин. Новые самолеты поучили самую современную бортовую электронику и новый индекс — Су-27СМ). Но устаревшую морально модель подвергать подобной процедуре — бессмысленно. Ей на смену должны приходить принципиально новые образцы боевой техники, тем более, что они у России есть.
Вертолеты — не единственный пример. Такая же ситуация и с танками, БТР, самолетами. Новые образцы если и поступают на вооружение Российской армии, то в единичных экземплярах. Например, в этом году на Казанском авиационном производственном объединении для нужд Дальней авиации должно быть построено всего 4 стратегических бомбардировщика Ту-160, на «Уралвагонзаводе» — всего 30 танков Т-90С, в то же время в Индию эти танки поставлялись сотенными партиями. И так практически везде.

Решение проблем, связанных с кардинальным перевооружением Российской армии, требует комплексного подхода. Одной продажей за рубеж новых образцов вооружения вопроса не решить, и вот почему. Во-первых, Россию все более агрессивно вытесняют с мирового рынка вооружений. Во-вторых, даже тех средств, которые выручаются от продажи за рубеж вооружения, явно недостаточно, ибо они распыляются по разным структурам, имеющим самое отдаленное отношение к экспорту вооружения. В-третьих, продажа за рубеж образцов вооружений, которые еще не состоят на вооружении Российской армии, некорректно.

Один из выходов, которое вроде бы нашло российское политическое и военное руководство — это подписание долгосрочных контрактов со странами, имеющими на вооружении своих армий технику советского и российского производства, на ее сопровождение, ремонт и обслуживание. Полученные от этих контрактов прибыли должны быть направлены на закупку новых образцов военной техники для Российской армии.
Но и этих средств будет явно недостаточно, поэтому без государственного оборонного заказа не обойтись и государственного финансирования перевооружения армии не обойтись. Но средства, выделяемые из госбюджета на закупку новых образцов вооружений, крайне малы. Подчас их хватает на закупку буквально двух-трех единиц. Такой порочной практике, практике финансирования армии по остаточному принципу, должен быть положен конец. Финансирование массового перевооружения армии должно стать приоритетной статьей государственного бюджета. Это необходимо в виду неблагоприятно складывающейся военно-политической обстановки в мире. «Кто не хочет кормить свою армию, тот будет вынужден кормить армию противника» — сказал Кутузов. И если государство не будет проявлять своей заинтересованности в укреплении своей армии, то буквально через несколько лет ему придется кормить уже армии США и НАТО…

Продолжение следует


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика