Русская линия
Литературная газета Владлен Сироткин05.07.2004 

Все ли народы России равны?

Сотрудник ОВЦС Московской Патриархии Александр Макаров принял участие в заседании круглого стола, посвященном проблеме благополучия русского народа

Более 80 процентов населения России — русские. Они — государствообразующая нация РФ, от благополучия и самочувствия которой зависит будущее Государства Российского. Но в собственной стране большинство русских людей сегодня как раз этого благополучия не ощущают. Нужны ли какие-то особые меры по защите интересов русского народа? Об этом шла речь на заседании круглого стола «ЛГ».

Александр МЕШКОВ, журналист, ведущий круглого стола. Утверждения, что от самочувствия государство-образующего народа России зависит состояние самого государства, неоднократно приходилось слышать на протяжении 90-х годов. Однако раздавались они из патриотического лагеря, позиция которого подвергалась обструкции, а на его представителей наклеивались презрительные ярлыки. Многие СМИ проблемы русского народа долго замалчивали, забалтывали, вместо обсуждения важнейших вопросов обществу предлагая надуманные.
За 14 лет потери населения из-за смертности и спада рождаемости — около 17 миллионов человек, наибольшая смертность — в коренных русских областях. Некоторые исследователи объясняют тяжелый демографический кризис как реакцию народа на попытки в ходе реформ поменять его менталитет, привить чуждые ценности, чувство вины и национальной ущербности.
Русский народ часто выходил из тяжелого положения, как только его объединяло общее дело, неоднократно подчеркивал академик Дмитрий Львов. Иначе начинается «вживанне в катастрофу».

Андрей ПАРШЕВ, публицист, писатель. Примерно те же проблемы беспокоят и на Западе многих деятелей, представляющих «национальные движения». Как пример книга американца Бьюкенена «Смерть Запада». В большинстве стран существует прямая зависимость: чем выше уровень жизни, тем ниже рождаемость. Россия составляет некоторое исключение: уровень жизни у нас ниже. чем в развитых странах, но рождаемость тоже ниже.

Александр КРУТОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике. После распада СССР национальные республики, края и области по российской Конституции повысили свой статус. Только у русских областей он остался тем же. Уже в Конституции РФ заложено неравноправие многонационального российского народа. Так, в статье 5 Конституции говорится о том, что республики в составе РФ являются государствами. Выходит, в Российском государстве есть несколько государств. Способствует это снятию русского вопроса в России? Нет!
Национальная политика, проводившаяся в царской России. Советском Союзе и Российской Федерации, была направлена на то, чтобы русский народ оказался в подчиненном положении по сравнению с другими. Нынешнее положение в Нечерноземье является продолжением ситуации. сложившейся в последние десятилетия советской власти. После того как были высосаны все соки из центральной России, была принята наконец программа о поднятии Нечерноземья, но и та провалилась.
Нормальным фактором государственной политики русский вопрос так и не стал. И сейчас, откровенно говоря, не знаю. как на него реагировать. Потому что этот вопрос может вызвать негативное отношение среди представителей других народностей России. Но они не хотят понимать: если русскому народу плохо, то и всем остальным народам нашей страны будет плохо,

А. МЕШКОВ. Секретарь Союза писателей России алтаец Бронтой Бедюров заметил мне, что русские, оказавшиеся во властных структурах, не чувствуют себя представителями своего народа, не понимают своего предназначения. Они воспитаны так, что по-прежнему думают: проблемы русского народа находятся где-то «сбоку» и их не касаются…

А. КРУТОВ. Во-первых, у нас не так уж много русских во власти, на высоких должностях, а во-вторых — о тех. кто туда прорывается, нельзя сказать, что они русские по той простой причине, что они не православные. Чтобы русский человек почувствовал себя русским, он прежде всего должен быть православным. Именно тогда обретается духовность, создающая русского человека, возрождающая его национальное самосознание. И человек начинает себя чувствовать представителем великого народа и закономерно задается вопросом: почему мои соплеменники спиваются, почему они живут хуже всех? Почему законопроекты. призванные хоть как-то помочь русскому народу, встречаются в штыки, забалтываются? В Думе они обсуждаются, но затем возвращаются в первое чтение либо снимаются с повестки дня.

Юрий КРУПНОВ, председатель общественного объединения «Партия России». Я считаю, что «русского вопроса в России» просто не существует. Нет и русского национализма, русского фашизма, о котором так любят говорить. Есть простой вопрос — судьбы России, ее сегодняшнего состояния, будущего. Естественно, великое будущее России невозможно без того, чтобы русские люди начали действовал, в полную силу. Русского же вопроса в России быть не может, потому что России не будет без русских,
Постановка русского вопроса происходит от слабости и безысходности. Нужно обсуждать не это, а положение в стране. У русских не может быть национального вопроса, ибо они — не нация. Русские — супернарод. Нация — это народ, который унифицирует в рамках национального государства свои культурные представления, «привязывает» их к определенной территории и существует в истории как национально самодостаточное государство. Русские никогда так не существовали. Неприемлемы две крайности: как растворение русских среди других народностей, как это делают называющие себя евразийцами, так и называние русских нацией, то есть использование чужого нам западного подхода по отношению к русскому народу. Неправильно в «национальных» терминах описывать русских. Я. считаю себя русским. И считаю также, что от состояния русского народа зависит состояние России.
Но кто такие русские? Это все, кому дорога Россия историческая, тысячелетняя, кто сегодня готов восстанавливать страну на этих тысячелетних основаниях — как мировую державу. Русский — это не национальная характеристика, это суперэтнос, который отвечает за тысячелетнее Российское государство.

А. КРУТОВ. Но почему одни республики в нашей стране пользуются какими-то привилегиями?

Ю. КРУПНОВ. Это вопрос развала российской государственности по причине разного статуса субъектов Федерации. Эта разность черным по белому прописана в Конституции РФ. Это не вопрос русских.

А. КРУТОВ. Но это мой вопрос! В Татарстане, Башкортостане обеспечено право представителей титульных наций на самоидентификацию. Если есть желание, в паспорт там вклеивают вкладыш, где указывается национальность. А у нас? В паспортном столе прошу: вклейте мне вкладыш с указанием, что я русский, хочу, чтобы мои сын и внук знали, кто они. Отвечают: не положено.

Ю. КРУПНОВ. Подводить русских под национальное определение, приписывать им национальные характеристики — сегодня самое вредное занятие. Никакие характеристики западного типа — национальные, племенные и т. д.-русским не подходят. Потому что это суперэтнос. Как только мы начинаем обсуждать нацию татар и нацию русских, мы разрушаем Российское государство.

А. КРУТОВ. Мы можем не обсуждать это, но такова данность. Надо признать еще больше: русские находятся в положении разделенной нации. Об этом надо помнить, говоря о суперэтносе! И никуда от этой реальности мы не уйдем.

Отец Александр МАКАРОВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Как правильно заметил Александр Николаевич, русский народ — это те, кто православные. Народ и Государство Русское появились после крещения Руси. До этого были прагосударство, пранарод. Православие явилось тем стержнем, которое создало народ, который мы называем русским. А церковь стала культурообразующим фактором. Бывает и так, что все население говорит на одном языке, но культура разная. В таком случае это не один народ… А культура России — так уж сложилось — православная. Нравится это кому-то или нет, но от этого никуда не денешься. Православие и склеило населяющие нашу страну племена — славянские, тюркские, угрофинские — в один народ. До 40 процентов дворянства были этнические татары: Салтыковы, Юсуповы, Баскаковы… Но они все являлись православными и потому были русскими. Человека делает русским его принадлежность к православию. Вот почему возрождение русского народа является возрождением православия.
Душа русская сейчас в состоянии клинической смерти. Ее нужно возродить. Но без церкви с этой задачей не справишься. Православная культура — память народа. Если лишить человека памяти, он будет жить, но — ощущать себя по-другому; он забудет свое прошлое. Это будет другой человек. А что мы встречаем при попытках возродить православную церковь? Храмы — да, открывайте. Монастыри возвращают, налог на имущество снимают. Но как только речь заходит о духовном возрождении народа, так находятся причины, чтобы этому помешать. Какой шум поднялся по поводу преподавания в школе «Основ православной культуры»! И все из-за господина Принципа, которому эти «Основы» мешают жить.
Почему при выборах депутатов Госдумы, субъектов Федерации, местных органов власти вопрос о том, является ли человек представителем русской культуры, отходит на второй план? Последние выборы — характерное тому свидетельство. Как с этим бороться? Когда человек ощущает себя православным, он всегда чувствует большую ответственность!
Развал исторической России начался с 1 Съезда народных депутатов России, когда был признан приоритет законов РСФСР над законами СССР. Боюсь, что если появится культурная автономия русского народа, процесс распада пойдет еще дальше. От кого я у себя в России должен защищаться? Ведь автономия — это способ защиты, согласитесь. «Гетто» придумали еврейские раввины, чтобы уберечь свой народ от «тлетворного влияния». Это была форма национально-культурной автономии.
Кстати, я еще приходской священник в Московской области — у меня за год 200 отпеваний и 5 крещений.

А. КРУТОВ. Я был на Севере, местный священник сказал: у меня за год 22 отпевания и одно крещение младенца. Демографическая проблема — одна из главных, но ее власть не решает. Новый председатель правительства даже не упомянул о ней в своем выступлении. Русский народ должен стать объектом государственной национальной политики.

Ксения МЯЛО, политолог. Великая русская культура в огромной мере формировалась в русле православия. Но только этим тезисом вопрос не исчерпывается. Мы не можем игнорировать тот факт, что среди ярких фигур в русской культуре есть люди с исключительно русским типом поведения — подобно Белинскому страстные, порывистые, горячие, мечущиеся в поисках правды, однако далекие от церкви. Так что же, так и будем производить селекцию русской культуры? Наверное, французская культура сложилась на основании католичества. Но из этого же не следует, что француз — это католик, а католик — это француз.
Российское государство складывалось как территориальная общность, а не кровнородственная. В такую общину очень легко принимали, но при этом не отрицали себя. Сейчас другая ситуация. Говорят, что русские перемешались с другими народностями. Но если это так, то они все должны раствориться в русских. Однако среди россиян русских — 80 процентов. Хочу посмотреть на того камикадзе, который скажет, что в России нет евреев или чеченцев. Почему же русские так склонны к самоотрицанию?
При расширении Русского государства было всякое. Но никогда не стоял вопрос о том, являются ли людьми представители других народов. А ведь во время колонизации со стороны Запада там проходили богословские споры на тему: являются ли людьми другие народы? У нас же было по-другому. Приходил сильный, уверенный в себе народ, который не находился в деградирующем состоянии, не был спившимся, вымирающим, потерявшим в огромной мере свои национально-культурные характеристики. Этот народ доказывал: только победитель является великодушным. Великодушный побежденный — нонсенс.
Сейчас у нас на государственном уровне все время присутствует предостерегающий перст: как бы ни возникло русского национализма. Но сейчас главная опасность заключается не в этом, она — в той реакции, наблюдаемой порой в молодежной среде, которая сталкивается с нынешними реалиями. Возможно, что здесь формируется зародыш некоего совершенно иного типа русского поведения, не сулящего ничего хорошего. Чтобы этого не было, нужно предостерегающий перст опустить, не повторять на каждом шагу, что русские опасны для других народов, что любое их национальное движение, самопроявление угрожает другим. Иначе такая психологическая ситуация может вызвать ответ. Мы находимся в постимперской стадии. Империя распалась, это нанесло удар по русскому самосознанию -суперэтническому, готовому потесниться… То, что продолжает происходить в Прибалтике (а до этого — в Молдавии, Средней Азии, Казахстане — этот список можно продолжить) не могло пройти бесследно. Русские поняли, что их позиция, тот образ, в котором они выступали до сих пор, великодушно уступая другим, теперь их не защитит. С этим типом поведения они превратились в изгоев.
Поднимите прессу времен поздней перестройки, когда «народные фронты» смешивали Россию с грязью, а русские расплачивались за то, что «примазались»!

Владимир ПОЛЯКОВ, ведущий редактор отдела «Политика» «ЛГ». Русский народ в состоянии болезни. Но врач всегда знакомится с историей жизни больного. Как могла возникнуть ситуация, когда народ, составляющий 80 процентов населения страны, вдруг оказался обиженным и униженным? Кто его обидел?
Недавно прочел сборник статей известного русского публициста Меньшикова из журнала «Новое время». Парадоксально, но он обсуждал почти те же вопросы! Уберите временные реалии и не заметите, что перед вами не 2004-й, а 1904 год. Вспомним историю с поездкой славянофила Юрия Самарина в Прибалтику, которого царь наказал за то, что тот написал о притеснении русских купцов в России в XIX веке… Русские болезни носят хронический характер…

Александр ЧУЕВ, зампредседателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Попытки выкорчевать православие как основу объединения нации, которые были предприняты после Октябрьской революции, отрицательно повлияли на национальное самосознание. Во время войны и в первое послевоенное время Сталин предпринял определенные шаги навстречу церкви. Это не всегда был разумный национализм, и все же эти шаги в те годы принесли позитивные плоды. От чего русским защищаться? Нужна ли им национально-культурная автономия? Национально-культурная идентификация и объединение, поддержанные на государственном уровне, русским необходимы. Но это не автономия в том виде, как объединяются другие нации России, чтобы отстоять свою самоидентификацию, образ жизни от каких-то воздействий.
Нужен закон, не утверждающий автономию от кого-то, а подтверждающий реальные действия государства в поддержку русского народа. Сейчас у русского народа задача -не столько защита, сколько возрождение. Вот почему на государственном уровне нужна разумная, позитивная и, не побоюсь этого слова, националистическая политика. «Националистическая» не означает здесь возвеличивание одного народа и преуменьшение значения других. Речь идет о государственной политике, которая не умаляя ни в коем случае права никаких наций и народностей на территории Федерации, способствует тем не менее укреплению культуры и развитию национального самосознания, решению демографической проблемы основного, государственнообразующего народа. Ничего в этом плохого нет. Все страны ближнего зарубежья понимают необходимость поддержать свой государствообразующий народ. Если этого не сделать, потом можно получить негативные последствия.
Не предпринимать на государственном уровне шагов по поддержке развития государственнообразующего народа — значит создавать все предпосылки для того, чтобы через десяток лет мы получили русский национализм другого, куда более жесткого, организованного характера со страшными последствиями. А также другую ответную реакцию на этот национализм. Результатом станет развал России'. Чтобы не допустить этого, нужно создать клапан, но не для выпуска пара, а для выпуска национальной энергии. Ее сегодня заталкивают вглубь, пытаются утопить в псевдокультуре, наркомании, пьянстве…
Мы должны находиться в рамках Конституции, ни в коем случае не создавать преференций для национальной розни. Но если мы создаем нормальные условия для развития национальных объединений малых и средних народностей, то давайте создадим такие же условия и применительно к большой нации. И никто не будет ущемлен! Русские не пользуются законами о национальной культурной автономии, о малочисленных северных народах, пусть тогда у них будет свой закон. Мы приведем все это в единую систему. Надеюсь, со временем должно быть создано Министерство по делам национальностей. Назрели вопросы, которые оно должно решать.
Такие вопросы есть в российской глубинке, бывших автономиях, есть они и в Москве. Один из них — рынки. Это не просто вопрос въезда в столицу и выезда из нее, здесь необходима определенная политика в области межнациональных отношений. Москва — это как государство, в нем ежедневно могут находиться до 15 миллионов людей. Итоги последних выборов в столице позволяют спрогнозировать, как будут меняться симпатии избирателей. Впрочем, если люди пытаются решать проблемы путем голосования — это еще неплохо. А если это будет не голосование? Если организации, которые ныне малочисленные и малокровные, превратятся в полнокровные, станут на путь насилия, дестабилизации обстановки? А этого, к сожалению, недолго ждать, если не предпринять сейчас разумных действий по наведению порядка.
Необходимо отслеживать процессы развития межнациональных отношений, этим должен заниматься аналитический центр в Министерстве по делам национальностей. Но такого центра нет, равно как и министерства. Поэтому нет и грамотной политики в области межнациональных отношений.

Ю. КРУПНОВ, Чем больше слушаю выступления, тем больше меня начинает пугать постановка вопроса. Во-первых, потому что русский вопрос в России надуманный, такого в нашей стране не существует. Во-вторых, уже сейчас очевидно, что ради каких-то непонятных интересов на ближайшие 5−7 лет намечается определенный расклад для российской политики.
Если раньше демократы противостояли коммунистам, и Ельцин с Зюгановым успешно разыгрывали эту партию, то теперь «русские националисты» будут противостоять «русским космополитам». Намечается новая бессмысленная, тупиковая альтернатива.
Те, кто не видит реального дела для России, начинают говорить, что все, в том числе малочисленные коренные народы, не дают им нормально жить и развиваться. Все это кажется чудовищным преувеличением из-за отсутствия реального дела для страны.
Русские существуют только когда Россия сильная. А сильная Россия — это Россия как мировая держава, способная противостоять глобализации и гиперимперии США. Большинство русских людей, особенно молодежь, остро ощущают себя русскими по отношению к происходящему в мире. Базы США идут на территорию союзных республик — у людей болит. В Катаре судят соотечественников -наши переживают. Люди чувствуют, что мы в промышленности недотягиваем из-за лени и пьянки, кому-то из-за этого стыдно. Вот где они русские!
Главное — направить все усилия страны на проведение новой восточной политики, преодоление дисбаланса между западной и восточной частями страны. В числе заостренных вопросов, связанных с развитием приоритетов Дальнего Востока, есть и такой, как перенос столицы России на Тихий океан. Практически мы перестали решать вопросы на нашем Дальнем Востоке. Если так будет продолжаться дальше, нас как державы, империи — назовите как угодно — не станет уже в течение ближайших десяти лет. В мире очень жесткая ситуация…
Без постановки таких принципиальных вопросов все наше нытье будет сводиться только к тому, что рожать будут все меньше и меньше, а пить будут все больше.
А главное — самая талантливая молодежь будет убегать из страны, ибо никто не предлагает ей ясного и интересного дела. Ей наплевать на наши идеологические споры, ее интересует, как прожить интересную жизнь. А мы. вместо того, чтобы искать способы осуществления конкретных дел, отвлекаемся на досужие разговоры.

К. МЯЛО. Перегрузки, ложившиеся на русский народ, с течением времени возрастали. В допетровский и после-петровский периоды у него был разный статус. Русский народ продолжал нести ужасное бремя крепостного права в то время, как многие входившие в наше государство народы освобождались от податей и воинской службы. В результате накапливалась усталость, количество переходило в качество. Я смотрела данные переписи населения 1897−1898 годов. Русские (тогда они назывались православными) занимали одно из последних мест по продолжительности жизни. А сейчас этот процесс вступил в катастрофическую фазу. Но я опасаюсь всех новых спасительных проектов. Такие проекты вынашивает своим бытием народ, именно он создает особый воздух, в котором они рождаются. Однако воздух сейчас другой.
Если взять статистику, то видно, что миграционный поток идет с востока на запад. Правда, население на востоке уменьшается также за счет спада рождаемости и высокой смертности, но так происходит практически везде. Что мы можем предложить, чтобы россияне принялись осваивать Дальний Восток? Да не поедут они! Я согласна с вами, Юрий Васильевич, в отношении определения стратегической задачи, но не совсем представляю, что нужно сделать, чтобы ее осуществить.

Отец АЛЕКСАНДР. Покойный отец Питирим услышал как-то историю о том. как Швеция перестала быть спивающейся страной. В начале XX века казалось, что недалек тот час. когда шведы вообще исчезнут с лица Скандинавского полуострова. Почему же они изменились? Началось все с того, что простой шведский священник объединил вокруг себя приход. Так стала возрождаться эта нация. Мы можем предлагать любые проекты. Но если у людей не возродится дух. все проекты останутся пустыми!

А. ПАРШЕВ. Надо четко понимать, что закон — это такой документ, который состоит из статей, за нарушение которых полагается наказывать. Либо. в крайнем случае, из статей, которые предусматривают выделение денег из государственного бюджета на определенные цели. Только в этом смысле можно говорить о законе. У нас же часто горят про закон о русском народе вообще. Я также считаю, что русская национально-культурная автономия внутри Российского государства не нужна. Это излишняя мера. Защита государства, его институтов — это и есть защита русских. Мы говорим о том. что есть некоторые чужеродные элементы, которые покупают в Москве квартиры. подкупают чиновников и т. д. Вопрос простой: откуда у них деньги? А оттуда, что они налогов не платят. Надо добиться, чтобы рыночные торговцы платили деньги, как любой бизнесмен, в том числе русский. И тогда многие проблемы, уверяю вас, разрешатся сами собой. Государство должно защищать права и свободы всех своих граждан. Если у башкира есть право иметь в паспорте запись, что он башкир, значит, и у русского должно быть такое же право.
Задача защиты русского народа на нынешнем этапе сводится к тому, что надо просто русских приравнять по своим правам к остальным. Да, русскому человеку (почти каждому) несвойственно деление на своего и чужого, нет у нас национальной солидарности. Это иногда плохо. Но, с другой стороны, тот, кто пытается всегда отличать своих от чужих, не создаст государства.
Замечено кем-то: если человек плохо относится к русскому народу, он также плохо относится и к государству. Это железная связь. Так что достаточно равноправия. Больше ничего не надо. Все остальное мы добудем сами.

К. МЯЛО. Для чего народ, в частности русский, создает государство? Государство — высшая форма самоорганизации народа для решения проблем его исторической жизни. А историческая жизнь, как известно, находится за пределами одного поколения. У меня есть опыт общения с современной молодежью, правда, несколько другой. Среди молодых людей я не вижу готовности ехать в Тайшет, зато приходится слышать, что никогда у русского народа не было такого угнетателя, как нынешнее государство.
В том обществе, которое складывается у нас сейчас, некоторые, называя себя элитой, с вызовом подчеркивают, что они, не неся никаких социальных обязательств, являются лучшими. В России никогда не было такого презрения к низшим классам: дескать, они «ленивы, негодны, неуспешны» и т. д. А ведь сознание народа и так чудовищно травмировано поношением 70 лет отечественной истории, в которой было всякое, но, несомненно, и великое. Представляете, что человек прожил жизнь, а ему сказали, что он прожил ее как идиот и надо начинать заново!
А ведь страна продолжает жить за счет того, что она мародерствует по отношению к созданному старшими поколениями. Теми самими, на костях которых сейчас пляшут. Церковь тоже добавляет к этому удару по национальному самосознанию. Каждый раз, когда я слышу послание Патриарха по случаю любого праздника, то встречаю чудовищно отрицательные оценки советского прошлого, хотя с тех пор уже прошло много времени. Все бьют и бьют безжалостно и беспощадно. А после этого предлагают народу подняться.

В.ПОЛЯКОВ. У Василия Розанова можно заимствовать замечательную мысль: самое главное для русского человека сейчас — это сесть, успокоиться и подумать. Мы же последние десять лет все суетились, метались, куда-то бежали… Били себя в грудь, обсуждая какие-то фиктивные. ложные цели, а существенные, фундаментальные вопросы оказались нерешенными.
Но самое главное — не паниковать, потому что в панике больше всего делается глупостей.

N24, 23 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика