У православных России появилась возможность совершить паломничество в итальянский город Бари для поклонения мощам Николы-чудотворца.«Никола на всякий час помогает» — так говорили на Руси с незапамятных времен о Николе-чудотворце, который считался помощником и в крестьянском, и в ратном деле, избавителем от всяких зол, устроителем супружеского счастья и небесным покровителем в дальней дороге.
Праздник обретения мощей святого Николая, получивший в народе название Николин день, стал отмечаться русскими православными раньше других, уже два года спустя после перенесения реликвии из Мир Ликийских (современная Турция) в южно-итальянский город Бари. Бар-град в то время тоже был еще византийско-православным, а потому похищение мощей святителя из Мир барийскими моряками, произошедшее в 1087 году, было воспринято Русской церковью как «дело промыслительное».
В 1698 году Бари посетил стольник Петр Толстой, подробно описавший католическую базилику, в которой хранятся «мощи великого архиерея Христова Николы». Есть свидетельства о паломничестве в Бари графа Бориса Шереметева, а также царевича Алексея. В 1852 году здесь побывал великий князь Константин Николаевич, а в ноябре 1892-го — наследник престола Николай Александрович. Будущий последний русский царь и император Николай II пожертвовал тогда средства на новый мраморный настил в нижней церкви, в которой хранятся мощи святого.
Стремились в Бар-град и простые верующие. Большую известность в свое время приобрел случай с двумя русскими крестьянками, которые в 1844 году отправились на простой повозке из Перми в Бари. По возвращении из долгого и утомительного паломничества в Петербурге крестьянок принял сам царь.
В 1911 году под высочайшим покровительством императора Николая II был учрежден Барградский комитет, задачей которого было сооружение в далеком южно-итальянском городе русского подворья со странноприимницей для паломников и церковью.
Средства для подворья в Бари собирала вся Россия. Дважды в год на Николу-вешнего (22 мая) и Николу-зимнего (19 декабря) во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на это строительство. В 1913 году началось возведение подворья, которое продолжалось, несмотря на войну, и два года спустя было завершено. Барградский комитет собрал утварь и старинные иконы, но начавшаяся революция помешала доставить их в Италию. Не смог выехать в Бари и художник К.С. Петров-Водкин, которому надлежало расписать русскую церковь. В отличие от Флоренции, Рима или Сан-Ремо в Бари никогда не существовало русской общины, а потому после революции едва отстроенное подворье осталось без хозяев, и поток пилигримов практически прекратился. Приобретенная таким трудом собственность была продана за бесценок городским властям Бари.
Лишь в конце 1998 года усилиями Московской Патриархии и при содействии мэрии города храм и примыкающий к нему дом паломников вернулся к их исконным владельцам — Русской Православной церкви.
Верующим вход открыт
Об этом в интервью «Трибуне» рассказал настоятель Русской православной церкви в Бари священник Владимир Кучумов:
— Еще 5−6 лет назад большинство наших верующих добирались сюда самостоятельно, нередко сталкиваясь со многими трудностями. Если они не встречали людей, сочувственно относящихся к нашей вере, то чаще всего они так и не получали доступа к мощам Святого Николая. Сейчас же у нас достигнута договоренность с базиликой, согласно которой мы можем проводить службы, когда нам это нужно. Если есть просьбы от наших паломников, прибывающих в Бари, мы открываем доступ к мощам. С недавних пор действуют специальные благотворительные авиаперелеты Москва — Бари для тех, кто иначе, может быть, никогда и не смог бы добраться до Бари по материальным соображениям. Сейчас ведутся переговоры об организации еженедельных рейсов из Санкт-Петербурга. Теперь базилику Святого Николая посещают около 10 тысяч наших паломников ежегодно. В большинстве случаев это поездки, организованные Патриархией, различными епархиями или обществом «Радонеж», которое имеет большой опыт в организации паломничества. Я вижу большое стремление настоятеля базилики Сан Никола сохранить это уникальное место, где католики и православные служат при общем алтаре. Здесь, в Бари, присутствует взаимное и очень уважительное отношение к церковным традициям друг друга. Я думаю, что этот город и этот храм можно считать неким оазисом межцерковной дипломатии.
25 июня 2004 г.