Когда мы задумали провести опрос на тему «Каким телевизионным передачам отдают предпочтение верующие люди», многие отнеслись к этому крайне скептически и уверяли, что из подобной затеи ничего не получится. Главный аргумент звучал обезоруживающе просто: «А что об этом спрашивать, ведь православные телевизор не смотрят».
Конечно, передачи развлекательного формата, на которые в последнее время делают ставку почти все телеканалы, вряд ли привлекают внимание верующего человека. Однако наряду с многочисленными «угадайками» и «реалити-шоу» в сетке телевещания при желании можно найти публицистические и просветительские передачи, имеющие поучительный и познавательный характер, а также православные программы.
Первые передачи на религиозные темы появились в телеэфире в начале 90-х. За прошедшие четырнадцать лет практически каждый телеканал пытался реализовать свой религиозно-культурный проект. Передачи на религиозные темы вели священники, богословы, выпускники семинарий, светские журналисты. Насколько удачным был этот опыт? Какие передачи прошедших лет особенно запомнились и почему? Эти и другие вопросы мы задавали жителям Москвы и Подмосковья, Тверской, Калужской, Ярославской и других центральных областей России, а также Воронежа, Ростова, Тамбова, Саратова…
Тех, кто действительно не смотрит телевизор, оказались считанные единицы. Многие ограничивают просмотр передач во время постов. Большинство же говорили о том, что их интересуют в основном новостные блоки и православные программы, но они позволяют себе смотреть и хорошие художественные киноленты, а также некоторые другие передачи, если заранее знают, что в них будет участвовать священник. Стоит отметить, что в ряде населенных пунктов жителям доступны только три телеканала: ОРТ, РТР и НТВ — другие телеканалы в глубинке просто не принимаются.
Из программ, которые предлагало в прошлые годы ОРТ, многие вспомнили викторину «Россия. Колокола судьбы» (внутри блока «Доброе утро»). Однако этот проект воспринимался телезрителями как часть утренней информационно-развлекательной программы. Тем не менее, как ее достоинство отмечен поиск новых форм подачи православных материалов.
По схожему принципу построен утренний блок «Доброе утро, Россия!» на канале РТР, в который был включен 3−5-минутный «Православный календарь», посвященный рассказу о святцах, праздниках, годичном богослужебном круге. Его с интересом смотрели и невоцерковленные люди.
Что касается канала НТВ, то наши респонденты не вспомнили в сетке его вещания ни одной программы на православную тему, выходящей в определенный день и время. На память приходили только отдельные сюжеты в новостных блоках, посвященные православной тематике, и редкие материалы под рубрикой «Профессия репортер». Иногда тема религии затрагивалась в ток-шоу типа «Свобода слова» (как правило, это было приурочено к какому-либо церковному празднику или событию).
Ряд программ, которые сегодня не стоят в сетке вещания, запомнились телезрителям. На ТВЦ это еженедельная передача «Первосвятитель», представляющая собой хронику служения Святейшего Патриарха Алексия, на телеканале «Культура» — «Ортодокс».
Некоторые наши собеседники вспомнили в качестве православных ведущих Ивана Охлобыстина и Ивана Демидова, которые в разное время несколько лет назад вели программу «Канон» на «ТВ-6». По мнению респондентов, при Иване Охлобыстине «Канон» мог стать настоящей рейтинговой православной программой. Здесь затрагивались острые темы — наркомания, компьютеризация, сексуальные меньшинства и т. п. К тому же создатели передачи серьезно работали над имиджем ведущего, заставками, музыкой.
Из программ «Московии» памятен «Русский дом», который иногда давал уникальные по содержанию и выразительные по стилистке сюжеты. Однако чрезмерная агрессивность некоторых передач настораживала многих верующих людей.
Был еще памятный опыт участия отца Артемия (Владимирова) в качестве ведущего передачи «Спокойной ночи, малыши!». И хотя через год передачу закрыли, многие родители считают такой способ подачи материала духовно полезным для детей.
Вот, собственно, и все, что осталось в памяти православной телеаудитории за последние годы.
Но вернемся в сегодняшний день. Сейчас в море телеэфира существует лишь несколько православных передач. Большинство из них выходят в субботние или воскресные дни (по сути, раннее субботнее утро — самое «православное» время на телевидении) и по своему жанру больше похожи на короткие телепроповеди. Нас интересовало, смотрят ли эти передачи верующие? Нравятся ли они им? Какие пожелания можно высказать авторам передач? Как оценивается состояние российского телевидения в целом?
Лидером среди программ православной тематики оказалась передача «Слово пастыря», которую на ОРТ ведет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Среди наших собеседников не оказалось ни одного человека, который бы не знал об этой программе и не видел ее хотя бы несколько раз. «Слово пастыря» — это единственный телевизионный проект, в котором представитель высшей церковной иерархии обращается непосредственно к зрителям. Несомненно, главную роль в высокой оценке программы играет незаурядная личность ведущего. Митрополит Кирилл — человек чрезвычайно образованный, обладающий высокой богословской и светской культурой, талантливый проповедник. Он блестяще владеет ораторским мастерством. Кажется, нет такого вопроса, который мог бы поставить его в тупик. Митрополит Кирилл доверительно обсуждает с паствой любые сложные проблемы и излагает свою точку зрению доступным языком, эмоционально и доброжелательно.
Наши собеседники с сожалением отмечали, что передача «Слово пастыря» слишком ограничена во времени и идет рано утром. Как пожелание звучало предложение вести не только заочную дискуссию, но и отвечать на вопросы людей, которые были бы приглашены в студию. Правда, в этом случае передача должна будет идти не 10 минут, как сейчас, а намного дольше.
Многие говорили о том, что с удовольствие смотрят по субботам на телеканале «ТВЦ» передачи под общим названием «Православная энциклопедия». В них рассказывается об истории православия, других христианских конфессиях и нехристианских религиях, обсуждаются актуальные вопросы политики, научной жизни. Верующим нравится, что в программе поднимаются злободневные темы, связанные с православием. В диалог с ведущим вступают гости студии — как правило, очень интересные и знаменитые люди. Отмечался познавательный характер передач и их высокий профессиональный уровень.
Восторженные оценки и отклики заслужил документальный сериал «Земное и небесное» (художественный руководитель — Сергей Мирошниченко) об истории Русской Православной Церкви, снятый по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Те, кто в середине апреля видел первые серии этого фильма на телеканале «Россия» (он шел по воскресеньям), отмечают его просветительский характер и глубину подачи материала. Вниманию зрителей представлены различные события многовековой истории России. В качестве ведущих выступают известные актеры, которые не просто читают текст за кадром, а как бы играют роль комментатора исторических событий. Все выполнено настолько профессионально, что иногда зритель невольно начинает ощущать себя очевидцем и участником происходящего на экране. В каждой серии Святейший Патриарх Алексий дает емкую и лаконичную характеристику эпохи, ее поворотных событий и их неразрывной связи с современностью. Православные телезрители говорили о своем желании иметь в домашней видеотеке кассеты с записью всех серий этого фильма. Возможно, создатели сериала учтут это предложение.
На телеканале «Культура» многие смотрят по субботам «Библейский сюжет» — программу о том, как Библия повлияла на мировую культуру. Правда, качество передач оценивалось довольно сдержанно.
Большинство наших собеседников считают, что присутствие священника на нашем телевидении необходимо. Ведь цель Церкви — миссионерство, доступная проповедь православия, и достигаться эта цель может различными способами — в том числе с помощью телевидения, радио или интернета. Некоторые из опрошенных вспомнили ток-шоу «Свобода слова» на НТВ, проходившее в предпасхальные дни, где в дискуссии наряду с политиками, учеными, журналистами принимали участие протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Андрей Кураев. По мнению респондентов, несмотря на общий недоброжелательный по отношению к православию тон программы, священники должны присутствовать на подобных обсуждениях и отстаивать свою позицию, особенно если затрагиваются принципиальные вопросы. Однако нужно чувствовать уровень передачи и не опускаться до участия в низкопробных светских телепрограммах.
Общие выводы опроса неутешительные. Пока ни один федеральный телеканал не имеет четкой концепции показа передач для православных. Более того, говорилось об отсутствии элементарного уважения к этой, весьма многочисленной, категории телезрителей. Так, телевизионные программы последних, самых строгих недель Рождественского и Великого постов изобиловали развлекательными передачами и комедийными фильмами. Впрочем, в канун Рождества и Пасхи каждый телеканал посчитал нужным включить в сетку вещания хотя бы по одной программе, посвященной важнейшим христианским праздникам. В основном это трансляции ночной рождественской и пасхальной служб и концерты духовных песнопений.
Причину дефицита нравственных и познавательных программ на телевидении опрошенные видят прежде всего в том, что сегодня главным критерием оценки любой деятельности, в том числе и масс-медийной, служит финансовый успех, прибыль. Телевидение стало бизнесом, телепередачи — товаром, который нужно успешно продать.
Наши собеседники считают, что в православных передачах нужно больше раскрывать духовный мир верующего человека, показывать историческую преемственность нашей Церкви, освещать географию православия, чтобы зритель мог увидеть, что духовное делание идет в разных уголках России.
По мнению опрошенных, православные программы должны быть ориентированы на самую широкую аудиторию, а не только на глубоко верующих людей, регулярно посещающих церковь. Поэтому их создатели должны говорить понятным и общедоступным языком, ограничивая цитирование сложных религиозных текстов и избегая специальных богословских терминов. Православные программы не должны содержать официоза, когда за протоколом не видно живой личности. Они должны быть взвешенными, но не монотонными, и давать миру достойное свидетельство о вере.
Самой приемлемой позицией в эфирной сетке верующие люди считают воскресенье после 12 часов — к этому времени они успевают вернуться домой с литургии и включить телевизор.
Итог общения с православными телезрителями из разных уголков России можно обозначить буквально несколькими предложениями. К сожалению, православие на наших светских телевизионных каналах занимает пока очень незначительное место. Отдельные православные программы теряются в потоке сериалов и бездуховных развлекательных передач, заполонивших эфир в самое удобное для просмотра время. Эту ситуацию необходимо как-то менять. И конечно, православным давно пора подумать о создании собственного телеканала.
N 13−14, июнь 2004 г.