Русская линия
Победа.Ru В. Храпко25.06.2004 

Супружеское счастье в семье военнослужащего

Недавно наша страна отмечала юбилей великой Победы. В кругу семьи, за праздничным столом, убеленные сединами ветераны вспоминали грозные годы бедствий, пронесшихся над Россией. Рядом с ними — дети, внуки, верные спутницы — жены, постаревшие, но не утратившие обаяния и достоинства. Многие замечают: какую из ветеранских семей ни возьми — они на удивление прочны. Время не властно над супружеской верностью, скрепленной совместно пережитыми испытаниями. А вспомните известный в свое время фильм «Офицеры», где командующий, беседуя с другом, показывая ему свои награды, кивает на жену: «Половина — ее!»

Порой, по-хорошему завидуя, молодые спрашивают стариков: «Как вам удалось сохранить дружную семью?» Не секрет, что в современной жизни семейные отношения между супругами часто терпят кризис и распадаются. Это отрицательно сказывается на следующем поколении — не отсюда ли жалобы, что современная молодежь стала неуправляемой? Наша молодежь — наше будущее…

Особые трудности в наше время переживают семьи военнослужащих. Отсутствие необходимых жилищно-бытовых условий, скудные заработки, неясные жизненные перспективы — весь этот стрессовый фон многократно усиливает и без того высокую напряженность жизни воинской семьи, вызванную высокими служебными нагрузками, жестким ритмом, постоянными переездами. В отношениях между супругами нарастает раздражительность, они осыпают друг друга массой претензий, возникает отчуждение, в конце концов, как это нередко бывает, семья терпит крах. Как этого избежать?

Духовная сила нашего старшего поколения, сделавшего его способным к созиданию великой России, к победе в величайшей из мировых войн коренится в свойствах русского характера. А этот характер веками формировался в соответствии с учением Церкви. Именно она задавала тот нравственный идеал, который воплощался в жизни предшествовавших поколений.

Поэтому сейчас единственный путь к возрождению семьи — обретение христианских ценностей. Семья, освященная таинством венчания, становится малой церковью, и если супруги относятся к браку как к святыне, дарованной Господом — брак никогда не распадется. Счастье семейной жизни военнослужащего во многом зависит от того, как она началась. Православному воину нельзя ошибиться в таком важном деле, как выбор спутницы жизни, матери своих детей. А этот выбор будет правильным только в том случае, если воин научится отличать истинные ценности от мнимых, вечные — от временных. Счастливая семейная жизнь возможна лишь там, где все члены семьи прилагают усилия для борьбы с грехом и воплощения в жизнь христианских добродетелей. И если военнослужащий избирает путь спасения в семье, то важно оберегать ее, свою малую Церковь, и для сохранения семьи жить вместе. Сближение молодых людей, притирка характеров и поиск взаимопонимания в трудных жизненных ситуациях — все это составные части цементирующего семью раствора, который должен создаваться без помощи посторонних.

Очень часто между супругами отсутствует согласие в понимании жизненного назначения каждого из них. Не все осознают назначение семьи в мире. А между тем счастливая семейная жизнь возможна лишь там, где присутствует согласие относительно разделения обязанностей, взаимная уступчивость и послушание друг другу. Когда военнослужащий неплохо зарабатывает — он, в первую очередь, должен вложить средства в создание необходимых условий жизни для семьи, воспитания детей. Долг жены, как издавна велось на Руси — заниматься домом и детьми. Если между супругами решено, что жена может работать — ее профессиональные обязанности ни в коей мере не должны отвлекать ее от служения, которое в доме может выполнить только она одна. Влияние женщины, жены на судьбу военнослужащего огромно, но оно будет благотворным только тогда, когда ее жизнь сообразна с ее предназначением.

Большинство проблем семейной жизни военнослужащих, как правило, связаны с тем, что многие жены просто не знают истинно христианского назначения женщины. Чему учит нас Священное Писание? Муж призван любить жену, как Христос возлюбил Церковь, и жена подчиняется мужу, как Церковь — своему Главе. Царство благодати есть царство любви, а не рабского страха. Чтобы уничтожить деспотизм, Апостол предписывает любить жену, а чтобы уничтожить в жене стремление преобладать над мужем — рекомендует ей подчиняться мужу.

Положение жены военнослужащего — это положение существа любящего и преданного, что предназначено ей самим Богом, быть для защитника Отечества помощницей ему. А первая помощь, какая от нее ожидается — это помощь духовная. Супруга православного воина должна не только даровать мужу утешение в жизни, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Первое правило жены военнослужащего: МОЛЧИ, СМИРЯЙСЯ, УПОВАЙ НА ГОСПОДА, КОТОРОГО ТЫ ЛЮБИШЬ! Только тогда будет здоровая семейная атмосфера и супружеская верность без всякой измены.

Пресыщение в супружеских отношениях можно назвать главной причиной современных измен. От пресыщения происходят извращения в супружеской жизни и желание смены «партнеров». Мужу или жене, нарушающим церковный устав и не желающим исправиться, падший дух обязательно вложит пагубную нечистую мысль о том, что необходимо найти «другого партнера», чтобы разнообразить свою обыденную жизнь.

Супружеская измена в семьях военнослужащих чаще всего происходит из-за того, что сами супруги не исполняют элементарных законов духовной жизни. А этот закон прост, он не требует особых духовных высот, но требует постоянного внимания: береги себя от того, о чем потом придется жалеть. Чаще всего именно неосторожность и вольность приводят к измене, так как в современном обществе все подталкивает человека к нарушению верности. И когда жена военнослужащего соблазняется призрачными удовольствиями мира, она подпадает под власть падшего духа. Поэтому совет один: вести как можно более собранную и внимательную жизнь.

Распад семьи — это величайшая трагедия, и сама идея этой трагедии принадлежит падшему демону. На это православный воин должен обратить внимание в первую очередь. Невнимание к законам духовной жизни не освобождает нас от ответственности перед Господом, людьми и своей совестью. В соблюдении этих законов заключается семейное благополучие. И, как учит Священное Писание: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5).

За постоянство в соблюдении нравственных законов Господь награждал великими дарами. Следует помнить, что в христианстве счастлив тот, кто молится и получает просимое в молитве, кто победил грех, кто творит добрые дела и находится в Богообщении. Понять истину несложно: хочешь быть счастливым — потрудись для Бога. А счастье — это победа над грехом и упражнение в добрых делах, это не личное достижение человека, а дар, который Господь дает тому, кто соблюдает Его заповеди.

Семейное счастье — это участь тех немногих, которые особенно потрудились, а семейные скорби в последнее время являются благоприятным путем к спасению. Быть счастливой может каждая семья военнослужащих, но только тогда, когда она участвует в таинствах и чувствует присутствие и помощь Господа в своей жизни.

Большую часть времени военнослужащий проводит на службе, в опасной борьбе, лишая себя удобного и короткого пути ко спасению — любви к своей супруге. Любовь — необходимый фундамент создания крепкой семьи военнослужащего. Апостол прямо говорит: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Кор. 7, 3).

Долг мужа-военнослужащего состоит в том, чтобы оградить свою семью от невзгод мира. Поэтому мужчина должен любить, но женщина должна открыться навстречу этой любви, так как корень взаимного послушания супругов — в послушании жены. Православный воин, помни! Послушание из любви — единственный путь к святости. Если же послушания нет — то каждый из супругов, истощая себя в боях за первенство, делает брак пустым и бесплодным.

Для построения крепких отношений между супругами существует путь отказа от себя из любви к другому. Жена первой вступает на этот путь, ведя мужчину за собой к отношениям, где они приносят себя в дар друг другу. Повиновение жены носит исключительный характер, а подчиняясь мужчине, женщина подчиняется Богу, надеясь на то, что Его воля будет совершаться даже через слабости мужа. Бог внушает жене: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16).

В этом спасение женщины. Так Бог предлагает ей соработать Ему и принять участие в спасении всего человечества. Это одна из тайн домостроительства нашего спасения, к которой супруги приобщаются через любовь к Богу и ближнему. Православный воин нуждается в любви женщины даже больше, чем женщина в мужчине. Именно женщина способствует расцвету его жизненных сил и способностей, не теряя надежды и восстановить разрушенное согласие и единство сердец с помощью своей любви. Духовная роль жены военнослужащего гораздо важнее того финансового подспорья, которое она может доставить. Жена, которая стремится к материальному благополучию, не может рассчитывать на искреннюю любовь мужа, что приведет к семейным конфликтам.

В современном обществе наблюдается тенденция к стиранию различий между полами и полнейшее их усреднение. Церковь решительно восстает против «свободы» равенства между полами, когда стремление женщины «освободиться» от своих женских качеств и желание мужчины снять с себя бремя ответственности за свое отцовство выступают как решительное непонимание своего призвания и служебного долга.

Семейная жизнь таким людям представляется как скучная, унылая рутина. На самом же деле — это великий подвиг, в котором Господь никого не оставляет без утешения. Брак является училищем благочестия и школой добродетели, христианская жизнь в семье есть крестный путь, ведущий военнослужащего к духовному совершенствованию и достижению Царства Небесного. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

Награда, которой удостаивает Господь за труды в семейной жизни, неизмеримо выше наших земных стараний. Многие святые отцы напоминают православным воинам об их спасении не великими подвигами, а терпением скорбей. Через смирение как великую добродетель скрепляются все семейные взаимоотношения.

Преодоление трудностей приближает нас к Господу. Семейное благополучие — дар Божий и милость, которая посылается верным чадам, готовым потрудиться по правде Божией. Добрая, дружная семья — самая высокая награда нашей земной жизни. Никто и никогда не пожалел о том, что потратил много сил и времени на созидание и укрепление семьи.

«Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женою, и любить ее. Когда муж и жена между собою согласны, это мудрый полагает в числе блаженств» (Сир. 25, 2 и др.).

9 июня 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru