Дагестанская правда | Абдул Маликов | 23.06.2004 |
Одним из проявлений мракобесия является неумение не то что понять, — даже слушать оппонентов. Оппонентов не только в иной вере, но и в числе единоверцев. Ответ духовенства на любое свое несогласие с чужим мнением: «Запретить!», «Изолировать!», «Атеист!», «Ваххабист!». Так, в публичной полемике с З. Варисовым, Р. Курбановым представитель официального духовенства сомневается в воспитанности и культурности человека, если он не придерживается тех взглядов, которые агитируются официальным духовенством. Одна лишь полемика М-Н. Османова с духовенством могла бы стать великолепным учебным пособием для дискуссий духовенства с обществом, однако, как всегда, духовенство никаких уроков из этой дискуссии не извлекло. Духовенство всегда и во всем право, а все, кто сомневается в этой правоте — кафиры, атеисты, неучи, продукты комсомольско-коммунистического воспитания, к тому же и произошедшие от обезьяны. По мнению духовенства, причина критических замечаний в их адрес изначально заложена в личных качествах критиков, и заключается она в нелюбви к исламу или в абсолютном отсутствии элементарных знаний об исламе. Выходит, они ставят равенство между исламом и собой? Когда-то критика КПСС тоже выдавалась как критика государства, а критика конкретного госчиновника являлась антисоветчиной. И за это сажали в тюрьму. Не прочь следовать тем же методам и наше духовенство. Тут мешает отсутствие своего суда, прокурора, тюрем. А имеющиеся суды и прокуратура им в этом пока мешает.
Мы имеем 15-летний опыт периода так называемого ренессанса ислама в республике, и он показывает вовсе не подъем культуры, сознания, миролюбия дагестанцев. Одни мракобесы в республике пытались монополизировать истину в своих руках, будто ОНИ и только ОНИ нашли самый короткий и верный путь в Рай, при этом, придавая архиважное значение внешнему облику и форме одежды верующего. Другие сегодня убеждают всех в том, что ключи от ворот того самого Рая только у них. ВсЈ остальное — лишь заблуждения, ересь, фитна, бид’а и т. д. Для поиска, размышления, дискуссии места нет. Да и какая может быть дискуссия, когда ключи от Рая уже в кармане! При таком подходе сама религия перестает быть философией, ибо теряется смыслдальнейшего углубления знаний, изучения и освоения религии как науки. Остается толпе следовать за тем, кто обещает открыть те самые ворота. «Коран и хадисы Пророка не подлежат реформе!» — утверждают менеджеры ДУМ. Значит ли это, что и в Коране, и в хадисах Пророка (с.а.в.) все понятно и все расставлено по полочкам? Ведь в законах природы многое нам еще не известно, тайн Вселенной и сегодня уйма. То, что является сегодня тайной, завтра может стать общедоступным и известным. Возможно, после научного открытия в той или иной области мы по иному можем понимать и толкование некоторых аятов из сур Корана. Ведь именно научное открытие биологов о начальных стадиях развития зародыша сделало доступным и понятным смысл аята о первых этапах внутриутробного развития зародыша. Потому в ХХII, XXIII и в последующие века некоторые аяты Корана предстанут перед человечеством в совершенно ином смысле в свете научного объяснения того, что сегодня для нас является непостижимым. Что же касается научных открытий вообще, несмотря на мнение менеджеров ДУМ о том, что не может быть интеллектуалом неверующий человек, большинство научных открытий современности принадлежат выпускникам нерелигиозных учебных заведений. Трудно представить себе то, что понятие «религиозная порнография» принадлежит интеллектуалу. А первым признаком ограниченности интеллекта является неумение слушать и слышать оппонента, превращение любой дискуссии в скандал с навешиванием ярлыков, а то и прямым оскорблением оппонентов. Как указывает в своей статье заведующий Центром Востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Амирхан Магомеддадаев, даже в первые годы советизации Дагестана существовал журнал «Джаридату Дагистани», на страницах которого ученые республики дискутировали между собой по спорным вопросам мусульманского права, догматики. При этом, как указывает автор, 98 процентов верующих и не подозревали о существовании этих споров. Сегодня же менеджеры ДУМ считают своим долгом привлекать всех до единого в каждый спор, в каждый обсуждаемый вопрос, начиная от обязательности или необязательности ношения головного убора мужчинами, кончая отношением к обеденной молитве в пятницу. При этом, из-за головного убора спорящие зачастую готовы проломить саму голову оппоненту. Между тем, в отличие от спорящих о головном уборе, интеллектуалы придерживаются иной точки зрения — головной убор, если его носить, должен быть чистым и опрятным. Еще лучше — если он будет соответствовать моде.
Нападки на книготорговцев, издателей вплоть до самовольного присвоения себе законодательной и надзорной функций официальным духовенством тоже относится к проявлению агрессивного мракобесия. После невнятных объяснений ДУМ по поводу списков запрещенных ими для продажи в республике книг, не последовало официального снятия этого запрета. По-прежнему молодчики ДУМ совершают рейды по книжным лавочкам городов и районов Дагестана, совершая противозаконные изъятия неугодной им литературы с полок магазинов, тем самым нарушая и без того хрупкую стабильность в республике. И это без всякого участия надзорных органов как со стороны торгинспекции, так и правоохранительных органов. Наряду сосмысловыми переводами Корана, изымаются книги с толкованием хадисов Пророка (с.а.в.) «Сады праведных», называя и эту книгу «ваххабитской». Похоже, духовенство дезориентировано во времени и в пространстве — когда жил Пророк (с.а.в.), и когда жил Абдул Ваххаб? Между тем, в книге «Сады праведных» изложены основы взаимоотношения людей, начиная от золотых правил торговли и семейных взаимоотношений, кончая тем, как мусульманин должен относиться к больным, немощным. Во всех городах РФ эта книга пользуется большим спросом и свободно продается в магазинах (за исключением Дагестана). Деятельность же ДУМ, как в области введения запретов, так и в области контроля за исполнением этих запретов, является противозаконной и антиконституционной. Законодательная инициатива — их право, которое они могут реализовать путем предложения проекта того или иного закона Народному Собранию республики или Государственной Думе РФ через своего депутата ГД или НС.
Мы живем в светской республике. В стране, где подавляющее большинство относится к иным, чем мусульмане, вероисповеданиям и атеистам. Правовая защищенность граждан не должна зависеть от их мировоззрения. Защищенность должны чувствовать и те, кто по тем или иным принципам не согласны с духовенством внутри каждой религии, ибо неравенство в конституционных правах, тем более грубое попирание этих прав, является одной из причин появления ростков политического или религиозного экстремизма. Иудаизм, христианство и ислам — каждая из них есть непостижимая философия, самая древняя из которых — иудаизм. Тем не менее, и внутри иудаизма есть разные направления толкования Торы, есть приверженцы различных течений и ответвлений этой веры, объединенной Пророком Мусой (Моисеем). Учение Пророка Исы (Иисуса) ещЈ пестрее в своих ветвях — католики, протестанты, православные и др. И это нормально, ибо философия постигается именно путем изучения, размышления, индивидуального восприятия. Ислам же, самая последняя и молодая религия, исходящая на основе последнего Откровения Всевышнего — Корана, пытаются преподнести нам в виде чего-то завершенного, закостенелого и не нуждающегося в дальнейшем изучении и в освоении. При этом образ ислама получается совершенно не вписывающийся в современное общество, из-за чего возникают конфликты, рушится социальная стабильность. Создается впечатление, что религиозные деятели не могут существовать без конфликта, им постоянно нужен образ внешнего и внутреннего врага. Прямо как СССР, а еще говорят, что не они продукты «совка». Ведь именно разумная гибкость ислама, его неувядающая новизна во все времена, его широта, прогрессивность и научность привлекают видных деятелей Западной культуры и науки, и они принимают ислам. Похоже, вполне обоснованно сказал один немецкий ученый, принявший ислам и после этого путешествовавший по мусульманским странам: «Я благодарю Всевышнего Аллаха, что я пришел в ислам раньше, чем увидел и узнал мусульман!».
22 июня 2004 г.