Русская линия
Российская газета Алексей Лидов23.06.2004 

Божественная энциклопедия
Невероятное — для ученых факт истории

Сегодня в Россию из США после 60-летнего отсутствия возвращается одна из самых почитаемых на Руси чудотворных святынь — Тихвинская икона Божией Матери. Именно ей предание приписывает спасение города Тихвина от шведов в XVII веке. По мнению директора Центра восточнохристианской культуры, историка искусства Алексея Лидова, чудотворные иконы — это вопрос не только веры, но и науки. О своем взгляде на проблему он рассказал корреспонденту «РГ».

— Алексей Михайлович, насколько серьезно в XXI веке можно говорить о чудотворных иконах?

— Конечно, проще всего отмахиваться от всего непонятного, что мы и делали до недавнего времени. Но давайте вспомним нашу историю. Ведь в XIX веке почти каждая православная семья имела свою почитаемую икону. Ей молились дома, устраивали крестные ходы в ее честь — вспомним хрестоматийно известную картину Репина «Крестный ход в Курской губернии». Речь идет о важнейшей культурной традиции России.

Почти все сказания о чудотворных иконах полны рассказов о том, как икона спасла конкретных людей, города и даже страну. Из самых известных примеров — Новгородская икона «Богоматерь Знамение», которая в XII веке уберегла новгородцев во время осады. Иконе Тихвинской Богоматери в начале XVII века было приписано спасение Тихвинского монастыря от нашествия шведов. Список или, проще говоря, копия с иконы Казанской Богоматери, оказавшись в ополчении Минина и Пожарского, стал главной святыней народного войска. Его чудотворная сила, как полагали, помогла освободить Москву от поляков.

— И все же человек, серьезно занимающийся наукой, вряд ли способен поверить в «реальность» чуда…

— Моя позиция такова: принципиально не касаться вопроса о подлинности чудес. Он не имеет прямого отношения к истории. Мне думается, что историческая наука должна воспринимать любое сообщение о чуде, письменное или устное, как некий документ и сюжет для анализа исторических событий. Однако у нас многие до сих пор боятся, что в их адрес прозвучат обвинения в распространении суеверий.

Хочу еще раз подчеркнуть: у науки и веры совершенно разные задачи. Они не пересекаются и вполне могут мирно сосуществовать. Попытка их скрестить и подтвердить какие-то положения веры научными аргументами или, напротив, опровергнуть мне изначально кажутся неплодотворными. Но мы можем исследовать область вокруг веры в чудо. Изучая чудотворные иконы, мы можем понять важные явления истории, искусства, психологии, социологии и даже экономики.

Беседовала Мария Агранович

23 июня 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru