Русская линия
МК в Питере Евгения Никольская18.06.2004 

Возвращение Одигитрии
Сможет ли Тихвин поверить в чудо?

В Россию возвращается одна из самых древних и почитаемых реликвий православного мира — Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия). Почти 60 лет образ, явленный на Руси в XIV веке, находился за океаном. Исключительность события объединяет и верующих, и неверующих. Первые с благодарностью Богу готовятся вновь обрести утраченную святыню, вторые радуются возвращению бесценного культурно-исторического памятника.

Свете тихий

Тихвинская Богоматерь явилась по воздуху. Согласно преданию, в 1383 году рыбаки, ловившие рыбу на озере Нево (Ладожском), увидели в небе необыкновенный свет, который исходил от иконы Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Затем икона несколько раз появлялась в разных местах Новгородской земли.

9 июля по новому стилю икона явилась на правом берегу Тихвинки. Люди коленопреклоненно молили Пречистую Деву снизойти до них, и образ медленно опустился на землю. В тот же день, по традиции, заложили часовню на месте явления. До вечера успели положить три венца и разошлись по домам. Утром поселяне не поверили своим глазам: не только икона, но и начатая стройка и даже заготовленные бревна оказались на другом берегу Тихвинки. Яркий столп света указал людям место, которое избрала сама Богородица для возведения храма. По-строенную церковь освятили во имя Успения Божией Матери.

Откуда явилась икона? Наиболее вероятной считается следующая версия. Новгородские купцы вели обширную торговлю, бывали и в Константинополе. От них константинопольские епископы услыхали о чудесном явлении иконы на далекой Тихвинке и по описаниям узнали в ней чудесным образом исчезнувшую главную святыню Влахернского храма в Константинополе. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой. Как икона из Влахернского храма попала в совершенно глухую и неизвестную местность, остается тайной.

Как икона город созидала

С явления Тихвинской Богоматери началась история Тихвина. До 1383 года в этом полурусском, полуфинском крае стояли несколько деревень. После судьбоносного для края года вокруг Успенской церкви выросло небольшое селение, получившее название Пречистенского погоста. Деревянная церковь трижды горела, но икона не пострадала. К XVI веку Пречистенский погост становится местом «государева богомолья».

В 1507 году по повелению государя и великого князя Василия Ивановича началось сооружение грандиозного по тем временам пятиглавого каменного собора. Во время постройки храма случилась трагедия: внезапно обрушившаяся паперть погребла под собой 20 рабочих. Кирпич разбирали три дня, практически не надеясь на спасение людей. Каково же было удивление, когда все они оказались живы и здоровы.

В начале 1547 года для поклонения святой иконе в Тихвин прибыл Иоанн Васильевич, будущий царь Иван Грозный. Именно он пожелал взамен приходского Успенского храма устроить мужской общежительный монастырь. Первым игуменом Тихвинского Богородицкого монастыря стал старец Кирилл. Тихвинская Богоматерь хранила монастырь в Смутное время и помогла выдержать осаду шведов. К XVIII веку окончательно сложился каменный архитектурный ансамбль монастыря, ставшего жемчужиной Северо-Запада России. А статус города Тихвин получил по повелению Екатерины II.

В Тихвин на богомолье

Паломничество — путешествие к святым местам — издавна получило на Руси широкое распространение. С наступлением весны к святыням ехали (или шли пешком) и давшие обет, и бездетные супруги, и надеявшиеся на исцеление больные, и страждущие духовного утешения. Летопись чудотворений, явленных Тихвинской Богоматерью, велась на протяжении почти пяти веков. В ней скрупулезно, с записью имен как исцеленных, так и свидетелей — врачей, священников, прихожан, — фиксировались случаи чудодейственной помощи. От иконы прозревали слепые, обретали слух глухие, начинали ходить парализованные, обретали душевное здоровье бесноватые. Известны случаи, когда Царица Небесная, являясь страждущему во сне, подводила его к своей иконе, и человек исцелялся. Либо же повелевала идти на богомолье в Тихвин. Тихвинская святыня являла чудеса святым преподобным Мартирию Зеленецкому, Кириллу Новоезерскому. Благодаря чудотворной иконе Тихвин стал одним из крупнейших паломнических центров на Руси. При населении в 6 — 7 тысяч человек город ежегодно принимал до 75 тысяч паломников.

Попробуем увидеть Тихвин глазами паломника XIX века (сейчас местность неузнаваемо изменилась). Из города в монастырь вела великолепная березовая аллея, в самом монастыре переходившая в липовую. Въезд в аллею украшали массивные ворота с железными изящной работы створами весом в 600 пудов — дар обители императора Павла I. Вправо от ворот — одноэтажная богадельня на 50 человек, которую содержали «на паях» граф Шереметьев, монастырь и городские власти. Перекрестившись перед вратами, паломник оказывался за каменной монастырской оградой. Его взору представали ягодные и фруктовые сады, изобилие цветов. От ворот широкий плиточный тротуар вел к главной святыне — храму во имя Успения Божией Матери. По обеим сторонам тротуара располагалось монастырское кладбище, засаженное вековыми липами, тополями и березами. На 38-метровой колокольне — 20 колоколов, из которых главный и полиелейный являлись подношениями Федора Иоанновича для поминовения души родителя — царя Иоанна Грозного.

Богато украшенный Успенский собор производил величественное впечатление. Главная святыня храма — чудотворный образ Тихвинской Богоматери. Образ был укреплен в серебряной вызолоченной раме, украшенной изображениями из событий священной истории. Рама помещалась в большом серебряном киоте-складне весом 23 килограмма. Сам образ украшала золотая риза весом почти 9 килограммов, щедро унизанная драгоценностями. Согласно описи, на ней размещались 4809 бриллиантов, 593 бриллиантовые розы, 141 алмаз, 412 восточных жемчужин, 4 изумруда, 5 яхонтов, 1 рубин, крест из 11 алмазов. Кроме перечисленного оклад украшали редкий по величине и красоте изумруд с резным изображением распятия с Богоматерью и Иоанном Богословом — приношение императрицы Анны Иоанновны; голубой сапфир весом 80 карат, присланный императрицей Марией Федоровной в 1809 году; бразильский топаз весом 68,5 карата от великой княгини Екатерины Павловны. Над иконой — деревянная резная вызолоченная сень в готическом стиле с парчовыми занавесами, украшенными золотыми кистями и аграмантами. Занавес и пелен в монастыре хранился целый комплект. Среди них — пелена серебряной парчи с нашитым на ней золотым кокошником. Предание говорит, что кокошник принадлежал Марине Мнишек.

Перед иконой на четырех золотых цепях висела массивная золотая лампада, украшенная бриллиантами и восточными рубинами, — дар графа Шереметева. По правую и левую сторону еще шесть серебряных вызолоченных лампад. Перед иконой — большой серебряный подсвечник весом почти 50 килограммов. В стене, выходившей на паперть, было пробито арочное окно с вызолоченной решеткой, благодаря чему паломники имели возможность молиться иконе даже при запертом храме.

Эмиграция за океан

В ХХ веке обитель разделила печальную участь всех монастырей России. Большевики монахов разогнали, церковные ценности реквизировали. Тихвинская икона лишилась оклада, ризы, но сам чудотворный образ уцелел в лихую годину.

В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев — немцы стремились замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская, чтобы вывезти в Германию. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. На оккупированных территориях немцы открывали храмы, и известно, что образ иногда давали священникам для богослужений. Так Тихвинская Богоматерь оказалась у тогдашнего Рижского епископа, будущего архиепископа Чикагского и Миннеаполисского Иоанна. В конце лета того же года, когда началось активное наступление советских войск, владыка вывез икону в Лиепаю, где ее поместили в Троицком соборе. При отступлении гитлеровцы об иконе забыли. Владыка Иоанн и его приемный сын Сергей Гарклавс несколько лет скитались по европейским лагерям для беженцев. Икону прятали в заплечный мешок, который Сергей практически не снимал. По возможности перед тихвинской святыней служили молебны, что служило большим утешением для оказавшихся вне Родины эмигрантов. В 1949 году отец и сын перебрались в США, в Чикаго. Здесь, в Троицком храме, и пребывала Тихвинская Богоматерь. Архиепископ Иоанн, умерший в 1982 году, завещал сыну вернуть образ на Родину, когда Россия освободится от власти безбожников. И время пришло.

В 1995 году по просьбе жителей Тихвина патриарх благословил открытие Богородичного Успенского мужского монастыря. До того, в конце 60-х годов, сохранившиеся архитектурные памятники были переданы краеведческому музею, и тогда же понемногу начались реставрационные работы. Насельники возрождающегося монастыря и появившиеся паломники также занялись восстановлением поруганной обители. Со второй половины 90-х начались переговоры о возвращении Тихвинской иконы в Россию.

Долгий путь домой

Как известно, обязательным условием возвращения иконы американцы оговаривали восстановление монастыря. Это требование можно считать выполненным весьма условно. Федеральная программа финансирования строительно-реставрационных работ рассчитана до 2010 года. И все же 21 июня святыня из Чикаго прибудет в Ригу, где пробудет до 23-го. Для иконы приготовлен специальный сейф-киот с пуленепробиваемым стеклом и установленными внутри датчиками температуры и влажности. После Риги образ встретят в первопрестольной, и до 27 июня Тихвинская Богоматерь пребудет в храме Христа Спасителя. Утром 28 июня Одигитрию будут встречать в Петербурге, и до вечера 4 июля верующие смогут поклониться ей в Казанском соборе. Следующим пунктом станет Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рано утром 8 июля чудотворный образ отправится поездом в Тихвин. Здесь икону будет ждать крестный ход, во главе которого Тихвинская Богоматерь и вернется в родную обитель. 9 июля в 10 часов в Успенском соборе начнется литургия, по окончании которой состоится молебен с крестным ходом. В полдень запланировано подписание акта о передаче иконы на вечное хранение в монастырь. Праздничные богослужения в Тихвине будут совершаться ежедневно до 12 июля.

Тихвинская Богоматерь возвращается в город, которому когда-то подарила жизнь. Благодаря Одигитрии Тихвин помнит Петра I и Елизавету Петровну, Павла I и Александра II. В отсутствие своей святыни Тихвин не жил, а, скорее, выживал. В годы советской власти — пресловутый 101-й километр, производства Кировского завода, на которых работали заключенные. Беспросветная безработица, пьянство в постсоветский период. Событие, которое произойдет 9 июля 2004 года, дает городу надежду на возрождение. Если нынешним тихвинцам хватит веры достойно и с благоговением хранить явленную их предкам чудотворную икону, это будет не меньшим чудом, чем явление Тихвинской Богоматери в далеком 1383 году…

16 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика