Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси16.06.2004 

Папа Римский вновь привлек внимание мировой печати
Понтифик встретился с Джорджем Бушем и побывал на родине Реформации

Четвертого июня глава Католической Церкви Папа Римский Иоанн Павел II принял в Ватикане президента США Джорджа Буша. Человека, который, видимо, считает себя самым могущественным в мире и приписывает себе право объявлять превентивные войны кому угодно, если того требуют «интересы Америки». Понтифика никогда не устраивала подобная позиция американского президента. Он неоднократно заявлял об этом накануне англо-американского вторжения в Ирак.

Прием в Ватикане состоялся в рамках визита президента США в Италию по случаю 60-летия освобождения Рима американцами от германской оккупации на исходе Второй мировой войны. Беседа Буша с Папой продлилась всего четверть часа. Конечно, Понтифик был предельно вежлив и в отличие от Берлускони (не знающего ни одного иностранного языка) обратился к высокому гостю по-английски.

Папа тяжело болен, он говорит с трудом, порой совершенно невнятно, но не только поэтому у некоторых обозревателей его речь вызвала явное недоумение. В речи Понтифика, в частности, прозвучали следующие слова: «Все, очевидно, желают, чтобы ситуация (в Ираке) нормализовалась как можно скорее при активном участии международного сообщества, в частности Организации Объединенных Наций». Создание временного правительства в Ираке, подчеркнул Папа, — «обнадеживающий шаг» на пути восстановления суверенитета этой страны.

Тем не менее, из выступления Папы исчезло явное осуждение войны, прозвучавшее ранее. Как полагают некоторые аналитики, это объясняется тем, что война в Ираке завершается и произошедшее уже не изменишь. И все же многие, особенно противники войны, желали бы услышать из уст главы Католической Церкви другие слова, которые он произнес накануне вторжения в Ирак, осудив эту политическую авантюру.

Хотя Иоанн Павел II упомянул позорную историю с пытками, которым американцы подвергли заключенных в багдадской тюрьме Абу Грейб, но сделал это в очень мягкой форме, не называя вещи своими именами. Он говорил только о неких «предосудительных событиях, раскрытых в течение последних недель и потрясших весь мир». Быть может, употребляя эти общие слова, Папа хотел одновременно осудить не только американские пытки, но и аналогичные действия со стороны иракских боевиков, например казни заложников.

Как полагают многие аналитики, Понтифик был бы куда более убедителен, если бы он в присутствии Буша откровенно и без обиняков обличил и тех и других. Тем более что за неделю до этого в одном из своих публичных выступлений Иоанн Павел II, не называя тюрьму Абу Грейб, осудил пытки как «тягчайшее оскорбление человеческого достоинства». Папа подчеркнул, что без уважения к «разделяемым всеми человеческим ценностям» нельзя «избавиться ни от войны, ни от терроризма». Упомянув о терроризме, Папа назвал 11 сентября 2001 года «одним из черных дней в истории человечества». Не преминул Иоанн Павел II напомнить Бушу и о необходимости урегулировать конфликт на Святой земле путем диалога израильского правительства и Палестинской автономии.

Относительная сдержанность Понтифика при встрече с Бушем, балансирование между дипломатичностью и откровенностью, объясняется, возможно, и тем, что Иоанн Павел II высоко ценит некоторые моральные аспекты внутренней политики американского президента, прежде всего в отношении института брака и осуждения абортов. Свою речь Понтифик закончил возгласом «Боже, благослови Америку» и принял от Буша высшую награду США — орден Свободы.

Тяжело далась Папе и последовавшая за встречей с Бушем 103-я «пастырская поездка», которую он совершил 5−6 июня в Швейцарию. Несмотря на то что эта страна пользуется привилегией поставлять солдат для «швейцарской гвардии» Ватикана, Альпийская республика всегда отличалась достаточно критическим отношением к ватиканской политике. Швейцария — колыбель Реформации и церковного либерализма: это земля Кальвина и Цвингли, а также известного современного католического богослова Ханса Кюнга.

Страна, в которой проживают 7,3 млн. жителей, почти поровну разделена между католиками (41,2%) и протестантами (42,8%) и имеет большую традицию экуменического диалога. Тем не менее Федерация Евангелических Церквей Швейцарии, хотя и приветствовала в коммюнике визит Папы, признавая его заслуги в деле «защиты справедливости, мира и человеческого достоинства», не отправила своих представителей на торжественную папскую мессу, которую Иоанн Павел II совершил в Берне на Альмендской эспланаде. Предлогом послужило то, что Католическая Церковь не допускает протестантов к совместному причащению Святых Тайн.

Визит Папы в Швейцарию вызвал большой интерес: на папской мессе присутствовали не менее 80 тыс. человек. Но Швейцария не была бы верной себе, если бы и на этот раз не дала волю религиозной полемике. Некий «Антипапский альянс» устроил демонстрацию «против сексистской, антигомосексуалистской, патриархальной религии» и «религиозного фундаментализма».

Согласно опросу общественного мнения, опубликованному в еженедельнике «Эбдо», 74,2% швейцарцев считают, что Папа Римский должен был бы подать в отставку, так как плохое состояние его здоровья не позволяет ему эффективно управлять Церковью. Среди швейцарских католиков такого мнения придерживаются 74,9%. 16 мая 40 известных представителей швейцарского католицизма подписали открытое письмо, в котором предлагают, чтобы римские Понтифики уходили на покой в 75 лет, как того требует Ватикан от прочих епископов.

Итак, последняя поездка главы Римско-Католической Церкви ознаменовалась восторженными приветствиями с одной стороны и жесткой критикой с другой. Все это показывает, что Церкви не следует предаваться «триумфализму», а надо упорно работать и быть гибкой, чтобы сохранить свои позиции в мире.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru